Среди стран Черноморского региона Украина долгое время удерживала лидирующую позицию по объемам перевалки контейнеров в портах. Так, в 2008 г. оборот составил 1,2 млн TEU. В это же время, показатели в других странах региона не превышали 500 тыс. TEU в год. После кризиса, уже в 2009 г. Украина вдвое снизила контейнерооборот, но, тем не менее, сохранила лидирующую позицию. “В 2014 г. Украина, скорее всего, утратит позицию лидера среди стран бассейна Черного моря, которую она держала на протяжении последних 15 лет”, - говорит президент Ассоциации контейнерных линий Украины (АКЛУ) Стефан Кленчу. Обусловлено это прежде всего тем, что конкуренты развиваются быстрее и тарифы у них ниже.

Читайте также Кто задает тон в перевалке контейнеров на Черном море (обзор)

В текущем году перевалка контейнеров в украинских портах падает и по прогнозам АКЛУ по итогам 2014 г. будет переработано около 750 тыс. TEU, что на 5% ниже показателя 2013 г. В то же время, остальные страны Черноморского бассейна показывают ускорение роста. По оценке Стефана Кленчу лидерство в этом году перейдет к России, чей годовой показатель составит около 800 тыс. TEU, что на 10% превысит показатель 2013 г.

В конце мая в рамках Международной транспортной недели в Одессе состоялся круглый стол, в ходе которого представители контейнерного, линейного и экспедиторского бизнеса, профильных ассоциаций и государственных органов обсудили стратегию развития контейнерных перевозок в Украине. ЦТС собрал самые важные идеи участников рынка о том, какие меры необходимо принять для урегулирования рынка контейнерных перевозок и сохранения лидирующей позиции Украины в отрасли.

Внедрение “свободной практики”

Одним из основных вопросов, который обсуждался на круглом столе, было внедрение реальной “свободной практики” для судов под иностранным флагом (разрешения после захода в порт проводить грузовые операции до прибытия контролирующих органов). Использование свободной практики в портах позволило бы экономить время обработки судна от 45 минут до 1,5 часа, что в среднем за год может составить около 25 суток стояночного времени контейнеровозов, за которые можно дополнительно обработать не менее 19 судов. И для порта и для судовладельца - это дополнительный доход. В Украине понятие “свободная практика” было закреплено еще в 2009 г., однако на практике так и не заработало. По словам участников рынка, государственные органы (прежде всего санитарная служба и таможня)все еще требуют от контейнеровозов различные документы.

Закон о контейнерных перевозках

Проект Закона о контейнерных перевозках был подготовлен еще в 2011 г. Документ должен был регулировать и координировать всю деятельность в сфере контейнерных перевозок. Авторы законопроекта считали, что его принятие позволило бы увеличить контейнерооборот в украинских портах без привлечения дополнительных инвестиций. По словам Стефана Кленчу, этот законопроект затерялся по министерским коридорам, однако на рынке сейчас активно обсуждается его возрождение и АКЛУ это полностью поддерживает. «По законам рыночной экономики, груз всегда будет выбирать самый короткий, самый удобный и самый дешевый путь. Поэтому наша задача – создать этот путь для владельцев грузов», - говорит Стефан Кленчу.

По итогам круглого стола участники контейнерного рынка подготовили обращение к правительству, с просьбой урегулировать существующие проблемы, поскольку, по словам президента АКЛУ, все это позволит повысить экономическую эффективность и конкурентоспособность украинской транспортной отрасли, а стране - улучшать свои позиции в мировой транспортной инфраструктуре.

Английский язык

Не понятным для всего морского бизнеса является практика перевода транспортных документов в украинских портах на государственный язык. По словам представителей отрасли, такого нет ни в одной стране. Все успешно пользуются английским языком. Перевод документов на другой язык сопряжен с рисками получить искаженный смысл терминов и положений. А значит, единственный выход в этой ситуации: владение всеми участниками рынка, в том числе и государственными служащими, английским языком на необходимом уровне.

Кроме того, были озвучены такие проблемы как, необходимость сокращения количества бумажных документов, требуемых от капитана судна; сокращение числа должностных лиц контролирующих органов, которые поднимаются на борт для проверки; введение практики автоматического продления (перерегистрации) контейнерных линий на следующий год, если к ним нет претензий; внедрение электронного документооборота.

Тарифная политика

На сегодняшний день тарифы на судозаход в украинские порты являются самыми высокими в Черноморском регионе. Заход контейнерного судна типа Post-Panamax (6500 TEU) в украинские порты обходится порядка 100 тыс. долларов. Это в два раза больше, чем в порты Румынии и Турции и почти в четыре раза превышает стоимость судозахода в порты Египта и Греции. “Как иностранному судовладельцу понять, почему за одну и ту же услугу он должен платить в четыре раза больше, чем в Греции”, - задает риторический вопрос Стефан Кленчу. Около 35% от этой суммы составляет корабельный (тоннажный) сбор. По мнению участников рынка, улучшить конкурентоспособность наших портов позволит снижение размеров корабельного сбора (тоннажного) до ставок, установленных в других портах Черного моря, а именно - Болгарии, Румынии и Турции. “Величина корабельного сбора может быть снижена на 50%”, - считают представители отрасли.

Надбавки за ночь и выходные (овертаймы) участники рынка предлагают и вовсе отменить. По сравнению с остальными портами региона, ставки овертаймов в Украине -  также, как и корабельный сбор, самые высокие. За работу ночью и в праздники дополнительно начисляют 25, 50 и даже 100 % от обычных сборов.

Инфраструктура

Для повышения привлекательности украинских портов, по мнению участников круглого стола, необходимо улучшение портовой инфраструктуры. В первую очередь это касается дноуглубления. Представители отрасли отмечают, что проекты по дноуглублению при заходе в Одесский и Ильичевский морские торговые порты до 16 м и проекты по дноуглублению до 15,5 м около причалов контейнерных терминалов этих портов - должны быть реализованы. 

Читайте также От реки до моря: ТОП 10 идей по развитию зерновой логистики в Украине