Вам разрешили пользоваться телефоном? - спрашивает у меня начальник цеха офсетной печати полиграфкомбината "Украина" Вячеслав Знаковский, - Повезло. У нас вот у всех камеры заклеены.

ПК Украина, где с 1992 года "Укрпочта" печатает марки, - объект режимный. Попасть сюда можно только по предварительной договоренности и пропускам. Охрана проверяет сумки, подробно расспрашивает куда и зачем, заклеивает камеры на телефоне. Предприятие настолько режимное, что даже в столовую нельзя попасть. Но сотрудники говорят, что красную икру, как в Верховной Раде, тут не подают.

История современной украинской марки началась 1 марта 1992 г. и с тех пор они (марки) издаются только здесь. Мы узнали об особенностях производственного процесса и этапах, которые проходит марка прежде, чем попадает на конверт или в коллекцию филателиста. 

Машины для печати марок - немецкого концерна КBA

Пройдя охрану, мы поднимаемся на этаж, где расположен цех офсетной печати. Большое и светлое помещение. Но машины работают так шумно, будто ты на взлетной полосе, а не на предприятии. Для того, чтобы марки были четкими и красивыми, их печатают на небольших машинах немецкого концерна КBA. Таких машин на комбинате две. Техника относительно новая - 2005-2008 гг. Производительность - до 9 тыс. листов в час или 720 тыс. единиц стандартных марок. Обслуживает машину всего три человека - печатник, помощник печатника и приемщик. 

Начальник цеха офсетной печати Вячеслав Знаковский

Вначале нужно настроить машину, - объясняет начальник цеха, - от "Укрпочты" мы получаем принтерный оттиск и должны воспроизвести его. Поэтому начинаем выкатывать насыщенность красок, чтобы цвета соответствовали оригиналу. После утверждения представителями "Укрпочты" мы пускаем марку в печать. 

С одной стороны бумага мелованная, с другой - клей

Бумагу для марок заказывают в Англии. С одной стороны - клей, с другой – "меловка". В Украине аналогов нет. Получают ее уже подрезанную под нужный формат, после чего распушивают, складывают в стопку и отправляют на самонаклад.

-       Часто режетесь бумагой, - спрашиваю у сотрудника?

-       Режутся те, кто не умеет, - ухмыляется он. 

Немецкие машины покупали в 2005-2008 гг

Уже на самонакладе листы отделяются и по одному поступают на печатные секции. При прохождении каждой из секций по очереди наносится одна из красок, плюс защитная. Мы проходим вдоль машины, но самого процесса нанесения красок не видно - только разноцветные крутящиеся барабаны. 

На комбинате есть специальное производственное подразделение, которое занимается смешиванием красок. "Базовые цвета закупают в Германии, а вот пантоны мы делаем сами", - рассказывает начальник цеха.

0

Один из вариантов защиты марки - ультрафиолетовая краска

Он достает один лист и несет к закрытому резервуару, чтобы посмотреть на невидимую краску, которая светится под ультрафиолетом.

"Говоря о степенях защиты марок, они есть разные, в том числе ультрафиолет, еще есть графические - микротекст, например, может быть рельефная печать", - рассказывает он. Самое главное условие печати - чтобы марки были полностью идентичны. Себестоимость производства марки зависит от тиража, сложности исполнения, перфорации, защиты и т.д.

После печати листы еще раз пересчитываются и отправляются в отдел перфорации этажом выше. 

Мощность машины для перфорации - 6,5 тыс. листов в день

Тут стоит одна машина, мощностью 6,5 тыс. листов в день. Также немецкая. Парень аккуратно выкладывает по 4 листа, и машина начинает громко стучать. Неправильная перфорация на марке считается браком, но составляет огромную ценность для коллекционеров. Такие марки стоят очень дорого. 

После перфорации марки разрезаются и идут на контроль. Работница комбината вручную пересматривает каждый лист на наличие дефектов - подтеков краски, перфорации. Чтобы пересмотреть стопку из 500 листов ей требуется около 15 минут. После проверки на каждой пачке контролер ставит свою подпись и печать. 

Перед отправкой заказчику марки пересчитываются вручную

Завершающий этап - марки еще раз пересчитываются, упаковываются и отправляются в экспедицию готовой продукции, откуда их забирает заказчик. 

Упакованные готовые марки

С вами наверняка случалась история, когда, чтобы отправить письмо нужно было обклеить марками почти весь конверт? Мы встретились с Натальей Мухиной, начальником Центра филателистической продукции "Укрпочты", чтобы узнать, сколько марок выпускается в год, когда не нужно будет делать аппликации на конвертах и, что связывает с почтой Гарика Корогодского. 

Какими бывают марки?

Марки - это почтовые деньги. Они бывают двух видов - стандартные, которые выпускаются многомиллионными тиражами и используются для оплаты письменной корреспонденции. Второй вид - художественные марки, которые являются предметом коллекционирования. Они также выполняют функцию платежного средства, но имеют разные формы, размеры и художественное оформление. На этом рынке между почтовыми администрациями разных стран существует конкуренция, которая особо ощущается во время проведения различных филателистических конкурсов, на которых "Укрпочта" неоднократно получала призовые места.

Марки может выпускать только "Укрпочта"?

Почтовая марка является одним из атрибутов независимого государства наряду с гербом и гимном. "Укрпочта" - это единственное предприятие на территории Украины, которое имеет исключительное право на издание и введение в обращение почтовых марок, маркированных конвертов и карточек (знаков почтовой оплаты). Это регламентировано Законом Украины "О почтовой связи". История современной украинской марки началась 1 марта 1992 г. С 1994 года украинские почтовые марки и блоки печатает ГП "Полиграфический комбинат "Украина" по изготовлению ценных бумаг".

Кто решает, какие выпускать марки?

Такие функции возложены на Редакционно-художественный совет по вопросам издания почтовых марок, маркированных конвертов и карточек в Украине. В состав Совета входят художники, историки, представители музеев, Института национальной памяти, филателисты, представители ПК "Украина" и "Укрпочты". Тематический план по выпуску почтовых марок готовится заблаговременно - в первом квартале 2018 г. уже формируется план на 2019 г.

Наталья Мухина

Как формируется план?

Тематические планы выпуска почтовых марок формируются на основе предложений, которые поступают в "Укрпочту" в указанный период от частных лиц, министерств, предприятий, органов государственной и местной власти, музеев, институтов, библиотек и т.д. В среднем мы получаем 100-150 предложений. Все поступившие предложения анализируются по нескольким критериям: масштабность события, отвечает ли данная дата датам, которые празднуются на государственном уровне, выпускалась ли раннее почтовая продукция на данную тему. Годовой план выпуска марок в среднем содержит до 50 сюжетов, которые должны отражать разные сферы жизни страны – и культуру, и спорт, и туризм, и промышленность, и историю, и конечно детскую тематику. Стоимость марок должна быть такой, чтобы для украинского филателиста сумма годового комплекта марок была доступной. Это является одним из главных законов развития филателии в любой стране. Сейчас стоимость годового комплекта варьируется в пределах 300-350 грн. В течении года план может претерпевать небольшие изменения с учетом событий, которые не могут остаться без внимания "Укрпочты", как, например, победы наших биатлонисток или шахматисток на международных соревнованиях.

С точки зрения бизнеса, сколько "Укрпочта" зарабатывает на марках? Какой это процент в общей структуре дохода?

На сегодняшний день доходы от пересылки письменной корреспонденции являются одной из основных статей доходов "Укрпочты". Примечательно, что около 80% этих отправлений, наряду с существованием других способов оплаты, оплачиваются именно знаками почтовой оплаты – марками и маркированными конвертами.

Сколько марок производится в год?

В 2016 году "Укрпочтой" введено в обращение 43 сюжета художественных почтовых марок и блоков тиражом 4 593 000 экземпляров, 4 сюжета из которых были напечатаны на самоклеющейся бумаге; 10 сюжетов стандартных почтовых марок в количестве 152 000 000 экземпляров. На протяжении последних 5 лет на большинстве писем мы видели стандартные почтовые марки из серии "Листья", на которых были изображены листья деревьев, растущих на территории Украины. Следующие пять лет мы будем использовать марки новой 9-й серии "Гербы городов, поселков и сел Украины". Примечательно, что на марке с самым популярным номиналом (V - 4 грн.) изображен герб украинского города Ялта.

Чего нельзя изображать на марках?

В правилах выпуска почтовых марок большинства стран есть ограничение по выпуску почтовых марок живым людям. Считается, что объективную оценку вкладу отдельной личности в историю страны могут дать потомки. Исключения составляют артисты и спортсмены. В украинской филателии это почтовые марки в честь братьев Кличко, победительниц Евровидения Русланы Лыжичко и Джамалы, первого президента Украины - Леонида Кравчука.

1

Марка с Джамалой

Некоторые люди заказывают марки со своей фотографией…

Спрос рождает предложение - есть люди, которые желают иметь почтовую марку со своим изображением или логотипом своей компании. Для этого в "Укрпочте" есть эксклюзивный продукт – "Власна марка". Такие марки выступают не только в качестве оригинального сувенира, но и могут быть использованы для оплаты своей корреспонденции. При номинальной стоимости марки 4 грн., индивидуализированная марка стоит вдвое дороже. В этом году у нас был интересный проект с Гариком Корогодским. Он выпустил книгу “Как потратить миллион, которого нет”, внутри книги были вложены открытки, для которых Гарик пожелал заказать лимитированную партию специальных марок.

Игорь Смелянский не раз рассказывал историю о том, что на конверт приходится клеить огромное количество марок. Как решили этот вопрос?

Мы использовали опыт других стран и выпустили новый 9-й выпуск стандартных почтовых марок с литерными номиналами (буквенными). Это позволит оптимизировать в первую очередь количество марок на конверте, во-вторых расходы предприятия на изготовление марок, в-третьих трудозатраты как клиентов, так и операторов на поклейку марок и осуществлять безболезненный переход на новые тарифы. В планах – оптимизация тарифной сетки по письменной корреспонденции. При позитивном решении этого вопроса мы хотим изменить подход к оплате письменного отправления. Сейчас почтовые марки на конверте в сумме говорят стоимости отправления. В наших планах использовать марки, на которых будет указан вес и класс отправления. Это сделает оплату более прозрачной и понятной  для обеих сторон – как для клиентов, так и для работников почты. При таком подходе количество марок на конверте будет варьироваться от 1 до 3.

Читайте также Игорь Смелянский: "Я уже год работаю, а до сих пор женщины какие-то хамят в отделениях"