Оценивая первые результаты своей работы за 100 дней, в МИУ акцентировали внимание на привлечении топ-менеджеров с европейским опытом на руководящие должности в "Укрзализныцю" и "Укрпочту". В министерстве также отмечают недавнее открытие новых портовых терминалов: в Николаеве - компаниями Bunge, Cofco и в Черноморске - Risoil. Видят подвижки в Мининфраструктуры и в вопросе внедрения новых логистических решений, направленных на усиление транзитного потенциала Украины. Также в ведомстве выделяют ряд соглашений, касающихся либерализации авиационного сообщения, увеличение финансирования дорожного хозяйства в 2016 году, разработку новой модели финансирования дорожной отрасли, внедрение системы габаритно-весового контроля на дорогах.

Последнее можно считать наиболее ощутимым достижениям нового состава МИУ. Хотя и здесь есть масса недоработок, которые еще предстоит устранить, но эта работа видна, заметен ее системный характер.

Справедливости ради, следует отметить, что многое из поставленного в заслугу нынешнему МИУ является продолжением начинаний команды министра Андрея Пивоварского. Так, в частности конкурсы на замещение вакантных должностей в руководстве УЗ и "Укрпочты" стартовали еще при предыдущем составе министерства. Тогда же велась работа над поиском новых транзитных решений – из Ильичевского порта был запущен первый (и пока единственный) контейнерный поезд по Транскаспийскому маршруту.

Но крамольного в этом ничего нет – Владимир Омелян был частью команды предыдущего министра и, вступая в должность, признавал, что идет по проторенному пути.  "Нам должно быть легче, потому что мы не приходим в чужую обстановку. Мы в нормальном коллективе, имеем наработки, которые хотим развивать дальше", - отмечал новоиспеченный министр после вступления в должность, комментируя преемственность в ведомстве.

Изменений не заметили

В начале 2016 года в рамках проекта "Отраслевой контроль" компании-лидеры транспортного бизнеса, контролирующие около 70% всего грузопотока Украины, определили ключевые направления реформирования отрасли в перспективе 2016 года. Тогда среди приоритетов были названы борьба с коррупцией; изменение системы и методики тарифообразования на ж/д транспорте и в портах; разработка новой комплексной стратегии развития транспортной отрасли; создание независимого регулятора ж/д тарифов и портовых сборов; стимулирование транзитного грузопотока; либерализация рынка грузовых ж/д перевозок; увеличение государственного финансирования публичной инфраструктуры. 

По прошествии ста дней работы нового состава министерства мы решили сделать срез мнений участников рынка, чтобы понять насколько рознятся взгляды представителей бизнеса и государства на текущие процессы в отрасли. Результат опроса действительно получились промежуточными: во-первых, 100 дней недостаточный срок для реализации системных изменений – первые итоги можно будет подводить по результатам всего года.  Во-вторых, из 60 компаний, которым было предложено взять участие в опросе, ответы предоставила только половина.

Почти половина респондентов сообщили, что изменений в отрасли за  прошедшие 100 дней не заметили

Исследование проводилось анонимно – компаниям было предоставлено право не называть себя. Респондентам напомнили ключевые направления реформирования отрасли, указанные ими в упомянутом выше исследовании "Отраслевой контроль".  Было задано три вопроса:

1. Как оцениваете эффективность работы министерства по данным направлениям за прошедшие 100 дней?

2. В каких направлениях МИУ удалось добиться наибольшего успеха?

3. В каких направлениях МИУ оказалось наименее эффективным?

Отвечая на 2-й и 3-й вопросы, респонденты могли выбрать от одного до трех вариантов ответов.

Давая ответ на первый вопрос, почти половина респондентов (45%) сообщили, что изменений не заметили. 20% опрошенных посчитали, что ситуация ухудшилась. По 15 % ответили, что "есть изменения к лучшему, но не в том объеме, как ожидалось" либо же "положение отрасли усугубляется, но не такими темпами, как раньше". Всего 5% ответивших считают, что ситуация в отрасли значительно улучшилась. Таким образом, негативное восприятие происходящего в целом преобладает – суммарно 80% ответов.

МИУ-100

Среди направлений, по которым МИУ достигло наилучших результатов, по мнению участников рынка, лидирует борьба с коррупцией – 35% ответов. Далее следуют стимулирование транзитных потоков и либерализация рынка грузовых ж/д перевозок – по 25%. 15% заметили разработку новой комплексной стратегии развития транспортной отрасли, еще 10% отметили изменение системы и методики тарифообразования на ж/д транспорте и в портах. Всего 5% смогли отметить увеличение государственного финансирования публичной инфраструктуры.

Следует отметить, что новая методика тарифообразования на железной дороге и в портах еще не представлена. Хотя, в последнем интервью ЦТС первый заместитель министра инфраструктуры Евгений Кравцов говорил о том, что в этих направлениях грядут изменения. Исходя из этого, по нашему мнению, участники рынка подразумевают, что в вопросе тарифов между ними и МИУ был налажен диалог и, возможно, даже найдены компромиссные решения.

Читайте также Евгений Кравцов: Я понимаю, что всем нужны quick wins, но реформы не делаются быстро

Что же касается борьбы с коррупцией, как наиболее заметного результата, то это вполне объяснимо – за последние недели появился ряд сообщений о разоблачении отдельных коррупционных схем в структурах МИУ. Так,  НАБУ задержало замглавы ГП "Укрзализнычпостач", а также  начальника департамента планирования  и контроля за закупками "Укрзализныци" по подозрениям в коррупции. МИУ совместно с СБУ уличили в нанесении убытков на сумму 5 млн грн. начальника управления логистики и таможенного обеспечения предприятия "Укринтеравтосервис". Руководитель УЗ Войцех Балчун сообщил, что на данный момент открыто 474 уголовных производства в отношении сотрудников компании.

Давая негативную характеристику действиям МИУ, представители бизнеса были более активны.  Так, ответ об отсутствии разработки новой комплексной стратегии развития транспортной отрасли набрал 60% голосов. 55% отметили отсутствие изменений системы и методики тарифообразования на ж/д транспорте и в портах, по 25% не обнаружили увеличения государственного финансирования публичной инфраструктуры и стимулирования транзитных потоков. Замкнул пятерку негативных вариантов ответов вопрос либерализация рынка грузовых ж/д перевозок.

ОМЕЛЯН-100-2

Мнения разделились

Для полноты картины мы попросили оценить 100 дней работы Мининфраструктуры в новом составе Американскую торговую палату в Украине и Федерацию работодателей транспорта Украины.

В Американской торговой палате во многом сошлись во мнениях с МИУ – там также отметили работу по привлечению качественных управленцев - Войцеха Балчуна и Игоря Смелянского.

"Также  крайне важна работа министерства по привлечению новых инвестиций для развития стратегических объектов портовой инфраструктуры. За последние полгода в Николаевском морском порту состоялось открытие 2-х инвестиционных объектов: производственно-перегрузочного комплекса группы компаний Bunge, с общим объемом инвестиций в размере 180 млн долл., и открытие комплекса по перегрузке зерновых культур группы компаний COFCO Agri, с общим объемом инвестиций 75 млн. долларов", - вторят оценкам МИУ в Палате.

В Американской торговой палате отмечают работу министерства по привлечению новых инвестиций для развития стратегических объектов портовой инфраструктуры.

Отдельно здесь отметили работу министерства инфраструктуры в направлении разгосударствления активов и сотрудничества с международными финансовыми институтами по разработке концессионного законодательства.

В то же время, эксперты компаний-членов Палаты отмечают необходимость продолжения работы министерства над такими важными для индустрии законопроектами, как законопроект  № 4593 "О железнодорожном транспорте Украины", № 2475 "О внутреннем водный транспорт",  № 4640 "О государственном регулировании в сфере транспорта", с  учетом предложений бизнеса.

Более категоричны в оценках представители Федерации работодателей транспорта Украины. Здесь считают, что нынешнее руководство МИУ не понимает и не вникает в суть проблем отрасли.

"Каждое направление в транспорте имеет свою специфику и должно управляться профессионалами, которые знают, понимают суть проблемы и способны на творческий поиск ее решения, конечно учитывая эффективность и финансы. К сожалению, ситуация складывается совсем иначе, и сегодняшнее руководство этим не особенно утруждает себя. Каждый новый министр (а они меняются чуть ли не каждый год) меняет ответственных заместителей, формирует структуру министерства, исходя из своего понимания специфики отрасли и места и роли профессионалов в ней", - прокомментировали в ФРТУ.

Будто увеличилась внимание к общественности, но ни одному назначению не предшествовало хотя бы формальное ознакомление специалистов отраслевых общественных организаций с кандидатами, - ФРТУ

Не ощущают в Федерации и настоящего желания МИУ учитывать предложения экспертов и общественных организаций. Правда, отмечают, что за прошедшие 100 дней состоялись 3 встречи с отраслевыми организациями работодателей, профсоюзов, профессиональных ассоциаций. На них обсуждались приоритеты деятельности МИУ, утвержденные Кабмином. "Эти приоритеты актуальны для транспорта, но среди них не оказалось проблем, связанных с автомобильным транспортом, и мы предложили рассмотреть возможность добавить как приоритет и такое направление. На всех встречах Федерация регулярно предоставляла в Министерство предложения мероприятий, которые следует предпринять для развития всей отрасли. Надеемся на продолжение конструктивного диалога в этом направлении. К сожалению, идет такая болезнь, как отсутствие назначения профессиональных квалифицированных специалистов на ключевые позиции в отрасли. Будто увеличилась внимание к общественности, но ни одному назначению не предшествовало хотя бы формальное ознакомление специалистов отраслевых общественных организаций с кандидатами на такие должности", - констатируют в ФРТУ.

Акцентируя внимание на кадровом вопросе, в Федерации отмечают, что за 100 дней в министерстве не определен ответственный за развитие морского транспорта, не решен вопрос о надлежащем руководстве дорожной отраслью и "Укравтодором". Надежду вызывает информация Владимира Омеляна о том, что подготовлен новый законопроект о решении проблем дорожного хозяйства, предусматривающий, в частности, создание Государственного дорожного фонда.

Читайте также Владимир Омелян: я отдаю себе отчет, что это не какой-нибудь startup