В "Укрзализныце" состоялась презентация проекта финансового плана компании на 2020 год. В документе указано, что в следующем году рынок грузовых и пассажирских перевозок может ожидать очередной этап роста тарифов. Так, планируется провести индексацию вагонной составляющей в четыре этапа в общей сложности на 8,5% за год. А тарифы на пассажирские перевозки, похоже, ждет ползучая индексация - плюс 2% в течение 10 месяцев, начиная с марта - в итоге рост на 22% относительно начала года.

Чистая прибыль компании должна составить 1,3 млрд грн, что на 62% меньше, чем ожидаемая прибыль по итогу 2019 года. Многие участники рынка уже не раз заявляли, что показывать прибыль по итогу года, при невыполнении программы капинвестиций, мягко говоря, странно. Поэтому, значительное снижение этого показателя можно считать позитивным сигналом. Что до капинвестиций, то, согласно проекту финплана, в 2020 году они станут самыми значительными за последние 10 лет и составят 20,1 млрд грн. Рентабельность EBITDA - 18,5.

Грузовые и пассажирские перевозки 

Согласно проекту финансового плана "Укрзализныци", объем грузовых перевозок увеличится на 5,5%, по сравнению с ожидаемым грузооборотом в 2019 году - до 192,6 млн ткм. В частности, предполагается наращивание перевозок по всем направлениям: в транзитном сообщении на 8,8% (до 16,9 млн ткм), экспортном - на 3,7% (до 83,0 млн ткм), внутреннем на 9,3% (до 68,4 млн ткм). 

Объем пассажирских перевозок в 2020 году должен увеличиться на 1,5% (до 28,8 млн пасс.-км), по сравнению с ожидаемым пассажиропотоком в 2019 году. В частности, наибольшее увеличение перевозок пассажиров предполагается в международном сообщении - на 10,1% (до 1,1 млн пасс.-км), во внутреннем - на 1,2% (до 22,5 млн пасс.-км), пригородном - 0,9% (до 5,1 млн пасс.-км).

Доходы и индексация тарифов  

Доходы "Укрзализныци" в следующем году должны вырасти на 13%, по сравнению с ожидаемым доходом в этом году, и составить 105,2 млрд грн. В частности, доход от грузовых перевозок увеличится на 14%, по сравнению с ожидаемым в 2019 году (до 82,9 млрд грн), пассажирских - 8% (до 8,9 млрд грн), дополнительного производства - 10% (до 9,1 млрд грн), другие операционные доходы - 32% (2,1 млрд грн). 

Как сказано в проекте финплана, основные факторы увеличения доходов - индексация инфраструктурной составляющей тарифа, индексация вагонной составляющей (с 01.03. на 2,5%, с 01.06, 01.09 и 01.12 - по 2%), новая публичная оферта на договор перевозок грузов, индексация тарифов на пассажирские перевозки (с 01.03 на 2% ежемесячно) и реализация металлолома.

Расходы 

Традиционно, главная статья расходов в "Укрзализныци" - оплата труда и отчисления на социальные мероприятия. В следующем году на эти нужды в компании заложили 46,6 млрд грн, что на 3% превысит ожидаемый показатель за 2019 год. Из этой суммы затраты непосредственно на оплату труда должны будут составить 38,8 млрд грн или +4,3% против 37,2 млрд грн, запланированных на 2019 год.

Амортизация в 2020 году составит 11,4 млрд грн, что на 3% меньше, чем в текущем году. А вот расходы на электроэнергию существенно увеличатся - на 27% до 10,7 млрд грн. Такой рост в компании объясняют увеличением стоимости электроэнергии на 17,2% к ожидаемой цене в 2019 году, в связи с открытием рынка электроэнергии с 1 июля 2019 года (с 2,38 грн. до 2,79 грн. за 1кВт-час с НДС). 

На 5% будут увеличены расходы на топливо (с 28 575 грн до 30 004 грн за тонну с НДС). Расходы на материалы предусмотрены в сумме 12,3 млрд грн, и увеличены по отношению к ожидаемому показателю за 2019 год на 83% за счет стоимости и количества материалов, которые используются при ремонте. Налог на землю в 2020 году останется на том же уровне, что и в 2019 - 4,1 млрд грн.

Капитальные инвестиции 

В следующем году объем капитальных инвестиций должен составить 20,1 млрд грн. Это самый высокий показатель за последние 10 лет и в два раза больше, ожидаемых капинвестиций в текущем году. Из этой суммы 11,6 млрд грн (или 58%) - будут собственные средства дороги, 8,4 млрд грн (или 42%) - привлеченные. 

Практически половину собственных средств "Укрзализныця" планирует потратить на обновление подвижного состава (5,6 млрд грн), еще 3,3 млрд грн от общей суммы - на капитальное строительство, 836 млн грн - на капитальные ремонты. В следующем году планируется провести электрификацию участка Киев-Изов-Госграница стоимостью 200 млн грн, а также развитие участка Ковель-Ягодин, Мостиска-Львов стоимостью 1 млрд грн. На реконструкцию путей, стрелочных переводов и переездов будет выделен 1,3 млрд грн. 

Чуть менее половины от всех заемных средств - деньги Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). За их счет в следующем году "Укрзализныця" планирует провести реконструкцию инфраструктуры (2,6 млрд грн) и закупить грузовые вагоны (1,6 млрд грн). За деньги МФО будет проведена реконструкция участка Долинская-Николаев (750 млн грн). Не определены пока что кредиторы для покупки тепловозов и обновления электропоездов, но в финплане указано, что на эти меры планируется потратить 1,8 млрд грн и 985 млн грн соответственно.

Старые и новые кредиты

Кредитный портфель "Укрзализныци" на конец октября составлял 40,8 млрд грн. Ожидается, что на конец 2020 года кредитный портфель компании увеличится до 46,4 млрд грн. 

В следующем году УЗ планирует погасить 1,2 млрд грн перед ЕБРР, ЕИБ, KEXIM, USEXIM; 1,4 млрд грн - местный долг в гривнах, 5,8 млрд грн - местный долг в долларах, 2,7 млрд грн - выплата по евробондам, 473 млн грн - лизинг. В то же время привлечь планируется 4,2 млрд грн от ЕБРР, ЕИБ, KEXIM, USEXIM и 9,9 млрд грн на местном рынке. 

Читайте также 5 вопросов о финплане АМПУ на 2020 год: Проект документа