Судьба у корейских поездов Hyundai в Украине сложилась непростая. Нехватка времени на испытания показала прошлой зимой, что новые экспрессы оказались абсолютно не готовы к специфике украинской инфраструктуры и климатическим особенностям. В результате производителю пришлось за свой счет заменить 60 пантографов стоимостью 18 тыс. евро каждый. И на гарантийных ремонтах только токоприемников корпорация потеряла около 1,08 млн евро. Нынешняя зима выявила в составах неисправности уже другого рода. На сей раз, по словам руководства "Укрзализныци", пострадал кузов, из-за чего все 10 составов были сняты с маршрутов.

Что сломалось "При очередном техническом обслуживании поездов Hyundai, а это было 12 февраля, специалистами, которые обслуживают поезда, были обнаружены неисправности, которые заставили нас принять решение о временной приостановке эксплуатации поездов Hyundai, так как признаки поломок, выявленные на поезде №3, были обнаружены и на других поездах. Это связано с кузовом, с его несущей конструкцией. Имеются трещины и те неисправности, которые по нашим нормативам заставляют нас приостановить движение поездов", - рассказал первый заместитель генерального директора "Укрзализныци" Николай Сергиенко.

По его словам, в пятницу, 14 февраля в Украину прибудут специалисты из Кореи, которые установят причины поломки и сделают соответствующие выводы. Говорить о том, что привело к такой ситуации сейчас, руководство Госадминистрации считает преждевременным. "Мы проведем глубокий анализ причин и примем решение о дальнейшей эксплуатации поездов Hyundai", - сказал Сергиенко и выразил надежду, что экспрессы все же вернутся на маршруты уже в текущем месяце.

Глава представительства Huyndai Rotem в Украине Юн Сук Чой выразил сожаление и извинился перед украинцами за неполадки в поездах. "К сожалению, мы обнаружили определенные дефекты в нашем поезде и согласны с мнением "Укрзализныци" о необходимости приостановить работу экспрессов. Сейчас мы проводим расследование, что же послужило причиной", - сказал он.

Осталось теперь дождаться выводов технической комиссии, которые и определят дальнейшую судьбу поездов Hyundai. И если следовать официальной версии, то нужно будет усовершенствовать конструкцию кузова. Однако есть и неофициальная. По данным источников, ключевой причиной неполадок являются не столько конструктивные неполадки корейских экспрессов, сколько условия эксплуатации и общее состояние украинской инфраструктуры. От одновременной эксплуатации на одной ветке скоростных, обычных и грузовых составов, движения по устаревшей широкой колее  с множеством кривых на большой скорости страдают колесные пары и пневматические рессоры, которые не рассчитаны на столь суровые условия. В результате износ оборудования заметно ускорился.

Соглашение на гарантийное обслуживание и ремонты со стороны Кореи действует на протяжении двух лет и утратит свою силу в текущем году.

Следует также помнить, что соглашение на гарантийное обслуживание и ремонты со стороны Кореи действует на протяжении двух лет и утратит свою силу в текущем году. На основании того, какие выводы сделает техническая комиссия, станет известно, пролонгируют его, или эксплуатанту придется проводить все дальнейшие работы за свой счет. Срок двухлетнего гарантийного соглашения истекает в текущем году. Вероятно, решение об отзыве составов играет на руку "Укрзализныце" и могло быть связано со скорым завершением срока гарантийного обслуживания и желанием максимально его использовать. "Мы будем настаивать на том, чтобы продлить гарантийное соглашение на год", - сказал Сергиенко.

Что ждет пассажиров После того, как корейские поезда были сняты с маршрутов, "Укрзализныця" в среду вечером закрыла продажу билетов на них в системах бронирования. Однако уже в четверг ее возобновили, и на замену корейским экспрессам выводятся составы с локомотивной тягой. "Мы вчера вынуждены были приостановить продажу на вчера и частично на сегодня. Тем пассажирам, которые купили заранее билеты на вчера, мы обеспечили вывоз подменным подвижным составом. По некоторым поездам у нас вышло с небольшими отклонениями от графика. С наибольшим плюсованием пришел поезд Киев–Харьков из-за перемены тока и замены локомотива – на 1 час 40 минут. На 39 минут задержался поезд Киев-Донецк, на 48 – во Львов, 13 минут – Днепропетровск. На сегодня у нас есть скоростные поезда Skoda и поезда локомотивной тяги "Украина-2" производства Крюковского вагоностроительного завода. Мы приняли решение на наиболее населенном и популярном маршруте Киев–Харьков задействовать эти пары поездов", - заявил заместитель генерального директора "Укрзализныци" Павел Чекалов.

По его словам, между Киевом и Харьковом курсируют три пары скоростных поездов. На сегодня для замены у "Укрзализныци" есть один состав Skoda и один "Украина-2", которые заработают с понедельника. На других направлениях составы для замены будут формироваться из купейных и спальных вагонов. Причем по цене СВ будет соответствовать билету в вагон первого класса в экспрессе. Купе же приравнивается ко второму. Если у пассажира проездной документ в первый класс, но он попадает в купе, то у него есть возможность вернуть себе разницу в цене. "С сегодняшнего дня мы открываем продажу на эти направления", - сказал Чекалов. Что же касается графика, то на харьковском направлении поезда будут курсировать по расписанию экспрессов, на днепропетровском – прибывать на 15 минут позже, на остальных – на 40-60 минут позже.

Альтернативные составы "Укрзализныця" формирует на основании среднегодового показателя загрузки поездов Hyundai. В случае прироста пассажиропотока количество вагонов будет увеличиваться. На маршруте Киев–Харьков будет идентичная замена, из Львова в Киев будут курсировать шесть вагонов, из Киева во Львов – семь, Киев-Донецк – три купейных вагона.

К сожалению, в Украине сегодня есть два скоростных экспресса, которые "Укрзализныця" не может использовать в качестве замены неисправным HRCS2. Это двусистемные экспрессы Экр1 производства Крюковского вагоностроительного завода. Однако, чтобы задействовать их для перевозки пассажиров, сторонам необходимо заключить либо договор купли-продажи, либо же соглашение об аренде. И то, и другое требует времени и денег. "Их у нас нет, они находятся на балансе Крюковского завода. Мы их не купили, а потому не можем использовать. А аренда – это сложная процедура, которая занимает не один, не два и не три месяца", - говорит Чекалов. Поэтому пока что пассажирам остается ждать выводов технической комиссии и ездить в купейных и спальных вагонах на маршрутах дневных поездов.

Впрочем, ключевой вопрос – что же является основной причиной неполадок с запуском скоростного пассажирского движения в Украине – пока остается открытым. Окончательный ответ должны дать результаты расследования, ключевым элементов которого станет техническая экспертиза с участием как "Укразализныци", так и корпорации Hyundai. В этом заинтересованы как пассажиры, так и сами компании, от которых сегодня зависит судьба проекта стоимостью более 300 миллионов долларов, еще вчера считавшимся самым масштабным этапом модернизации активов в истории отечественной железной дороги.