"Это все профессионализм", – шутит Максим Широков, начальник Администрации порта Южный, о солнечной и теплой погоде над Аджалыкским лиманом. Руководителю крупнейшего порта страны есть что показать, помимо хорошей погоды. На этот раз он собрал журналистов посмотреть на ход дноуглубительных работ в порту. Китайский подрядчик China Harbour Engineering Сompany (CHEC) работает в акватории порта с конца июля. ЦТС удалось наблюдать за началом дноуглубления. Тогда в порту работало шесть китайских судов. Процесс казался таким тихим.

Самоходная шаланда Darun 31

На этот раз все выглядело иначе. Еще с причала заметно, что судов стало гораздо больше – 21 единица. За несколько минут по лиману прошлось две самоходные шаланды (Darun 31 и JIN HANG BO 48). Помимо них, в акватории виднелись и другие суда. Мы начнем наш рассказ с результатов работы, ведь со времени нашего последнего визита в порт Южный прошло почти три месяца.

Читайте также Все предельно просто: Как китайская CHEC проводит дноуглубление в порту Южный

Шаланда JIN HANG BO 48

Ни дня без грунта

Экскурсия началась с осмотра площадки, где появится зерновой терминал Cargill мощностью в 5 млн тонн, который строит компания MV Cargo. Будущий объект находится в северной части Аджалыкского лимана, где глубины не превышают 6 метров, а на большей части площадки - менее 1 метра. В следующем году картина должна измениться: глубины будут достигать 16 метров.

2Макисм Широков (в центре)

"Сегодня по общей площади этого участка достигнута глубина в 4,5-5 метров", – рассказывает Максим Широков. Чтобы достичь такого показателя китайскому подрядчику пришлось поднять со дна лимана около 2 млн кубометров грунта. "За 83 дня вся (дноуглубительная) техника CHEC вынула со дна практически 2 млн куб. метров. Техника работает круглосуточно, скорость просто потрясающая", – делится впечатлениями руководитель порта Южный.

Техники много и работает она круглосуточно

Что это за 2 млн кубометров? Основная часть грунта была изъята на участке у будущего терминала MV Cargo. С 20 июля техника CHEC подняла со дна 1,8 млн куб. метров. Еще порядка 190 тыс. куб. метров грунта поднято всего за месяц, начиная с 11 сентября, когда стартовал проект по углублению у причалов государственного стивидора ГП "МТП Южный". Несмотря на такие внушительные объемы, китайцам придется работать еще много, ведь общий объем работ составляет 7,8 млн куб. метров, из них 4,4 млн куб. метров приходится на площадку MV Cargo.

Буксировка несамоходной шаланды к месту отвала изъятого со дна грунта

300 дноуглубителей

"Сейчас в акватории работает 21 судно, персонала насчитывается около 300 человек", – говорит Максим Широков. При этом Линь Тао, глава представительства CHEC в Украине, делает небольшое уточнение. На судах работает 280 моряков, а наземный персонал компании включает 28 человек.

Флот китайской компании прибыл в порт в полном составе в конце августа. Не будем перечислять все суда, отметим только те, которые выполняют основную работу по рытью дна. Это землесос Tong Li и три грейферных земснаряда – JIN HANG JUN 407, Darun 27, Darun 36. Землесос работает только на площадке MV Cargo, земснаряды – на обеих площадках. 

Линь Тао, глава представительства CHEC в Украине

По словам Максима Широкова, работы идут по графику. Как мы знаем, АМПУ подписало меморандум с MV Cargo, согласно которому обязуется закончить дноуглубление у причалов № 23-25 до 31 марта 2018 года. Реконструкция подходного канала продлится до конца 2019 года. По этому проекту у китайцев еще большой запас времени.

Землесос Tong Li китайская компания задействует на подходном канале

Ставка на экспорт

В конце пресс-тура руководитель АМПУ Райвис Вецкаганс разъяснил важность дноуглубления порта Южный. Во-первых, увеличение глубин акватории дает возможность улучшить вывоз экспортных грузов. "Что поддерживает наши порты с точки зрения логистики? За прошлый год грузопоток составил около 132 млн тонн. При этом больше 100 млн тонн – это экспорт продукции из Украины. Мы должны ориентироваться на то, чтобы поддерживать это направление, чтобы он прирастал", – отметил глава АМПУ. По его словам, современная логистика требует увеличения судовых партий, а большим судам нужны большие глубины. Кроме того, в этом году возросла доля импортных грузов (угля), что также требует улучшения глубин.

Во-вторых, в АМПУ уверены, что сотрудничество с CHEC является добрым сигналом для зарубежных инвесторов. "Когда я начинал работать, многие зарубежные компании боялись работать с украинскими госпредприятиями", – уточнил Райвис Вецкаганс.

В АМПУ уверены, что сотрудничество с CHEC является добрым сигналом для зарубежных инвесторов

И напоследок руководитель Администрации морпортов выразил надежду, что дноуглубление в Южном поможет привлечь еще больше инвесторов из Китая. "Китайцы – народ восточный, с ними так быстро не получается, то есть нужно дать им позитивный проект, чтобы они поверили этим отношениям. Если есть позитивные проекты, то и другие компании (из Китая) будут также подтягиваться", – подытожил Райвис Вецкаганс.

Читайте также Как отличить китайцев: Какие инвесторы из КНР готовы вложиться в инфраструктуру Украины

Райвис Вецкаганс надеется на долгосрочное сотрудничество с китайскими компаниями