Вслед за принятием закона о морских портах, который открывает гавани для концессионеров, власти начали заниматься подготовкой связанных с этим документов. Одним из них является проект порядка выплаты компенсации частным инвесторам средств, которые были вложены в развитие государственной инфраструктуры в украинских гаванях. Бизнесу полагается возмещение по частям с периодичностью раз в квартал. После общественного обсуждения он должен быть утвержден постановлением Кабинета министров. Однако вопрос в том, заработает ли изложенный там механизм компенсации на самом деле.

Не для всех Компенсация полагается частникам за инвестиции в государственные гидротехнические сооружения, которые предполагали их капитальный ремонт, модернизацию, реконструкцию и строительство, после вступления в силу нового порядка. Кроме того, под его действие будут подпадать подводные объекты – каналы, операционная акватория причалов, - построенные за счет бизнеса до того, как начал действовать закон о морских портах. В этом случае предпринимателям возместят их затраты, если созданная за их счет инфраструктура передается в госсобственность.

"Частные стивидорные компании смогут получить компенсацию за выполненные за свой счет работы (ремонт, модернизацию, реконструкцию  и строительство портовых государственных стратегических объектов портовой инфраструктуры: акватория, подъездные пути, коммуникации общего пользования, гидротехнические сооружения и т.д.). Но только за те работы, которые будут выполнены после вступления в силу данного порядка и только  в том случае, если работы будут проведены основании договора, заключенного между инвестором и Администрацией портов под наблюдением с ее стороны за техническим исполнением работ и их финансированием", ­- сообщила Центру транспортных стратегий адвокат Международной юридической службы Алена Лосевская.

Исключение, отмечает она, сделано только для подводных гидротехнических сооружений, построенных до вступления в силу закона о морских портах. То есть, к примеру, претендовать на компенсацию может стивидорная компания "Трансинвестсервис" (ТИС), которая ранее проводила дноуглубительные работы в акватории порта "Южный" за счет собственных средств. "Компания достроила 16-й причал, а также построила 15-й, 18-й, 19-й, 20-й и 21-й. Помимо этого ТИС провел дноуглубление объемом около 6,5 млн м3", – рассказал Центру транспортных стратегий бывший директор контейнерного терминала ТИС Андрей Кузьменко. Стоимость дноуглубительных работ составила около 25 млн евро.

Бюрократические барьеры Но как реализовать механизм на практике? Основанием для получения компенсации, согласно проекту, станет договор, который заключается между инвестором и Администрацией морских портов. Для этого предприниматель обязан подать ведомству проект соответствующего соглашения, информацию об объекте с его оценкой, а также экспертными выводами относительно экономической эффективности проекта, проектно-сметную документацию. Помимо этого, бизнес должен предоставить данные о своей компании – финансовую отчетность, справку о ранее полученных займах, об отсутствии просроченной задолженности. Если же речь идет о подводных сооружениях, то необходимо предоставить обоснование целесообразности их принятия в государственную собственность с указанием плановых объемов привлечения новых либо сохранения существующих судозаходов на период выплаты компенсации.

У государства может не хватить денег на компенсацию всем

После этого Администрация морских портов анализирует поданные документы и принимает решение о заключении договора либо же отклонении заявки инвестора. "В случае, если инвестор подал Администрации на рассмотрение документы, предусмотренные этим порядком, не в полном объеме, либо во время их обработки выявлены несоответствия вышеуказанным условиям, Администрация принимает решение об отказе заключения договора, на основании которого осуществляется компенсация инвестиций, кроме случаев, предусмотренных частью пятой статьи 23 Закона Украины "О морских портах", – говорится в проекте постановления.

Эксперты опасаются, что сильная зависимость решения о компенсации от Администрации морских портов усложнит возмещение частникам затрат на практике. "Компенсацию можно получить только после заключения соответствующего договора. Порядок устанавливает непростую и неоднозначную процедуру, которую следует пройти прежде, чем инвестор сможет заключить договор и получить компенсацию, которая будет не разовой, а разбитой на периодические платежи. Полагаю, что с учетом того, как прописана данная процедура, получить компенсацию будет непросто, так как, с одной стороны, инвестор должен предоставить существенный пакет документов, а с другой стороны, администрация должна оценить проделанные инвестором работы и решить насколько это соответствует приоритетам развития, установленным КМУ", – отмечает партнер юридической фирмы Rabomizo Денис Рабомизо.

Кроме того, есть еще один момент, который также усложнит практическое применение порядка. Если компания подписывает договор компенсации с Администрацией морских портов, то в нужный момент у последней может попросту не оказаться средств, поскольку ее бюджет не привязан к финансам конкретного порта. А именно в нем и расположен тот самый объект, в который вкладывались деньги частника.

"Нынешняя редакция порядка  предлагает только один источник компенсации – портовые сборы, что явно сужает возможности получения компенсации. Причем источником компенсации могут быть только те портовые сборы, которые взимаются за использование данного конкретного объекта инвестирования. Но не вся сумма  таких портовых сборов, а только та ее часть, которая остается в распоряжении Администрации портов после вычета средств на содержание этого самого объекта инвестирования. Этим возможности для компенсации еще более сужаются. При этом, Порядок устанавливает,  что срок компенсации не может  быть  ранее введения объекта инвестиции в эксплуатацию", - рассказывает Лосевская.

Она также добавила, что изначальная редакция порядка предполагала несколько источников компенсации, среди которых портовые сборы, зачет в счет концессионной или арендной платы, зачет в счет оплаты за услуги Администрации портов. "При этом первая редакция порядка оставляла определенное "поле для маневра": допускались также иные источники, не запрещенные законодательством, если это будет установлено решением органа управления – Миинифраструктуры", - говорит юрист. Получить комментарий исполняющего обязанности главы Администрации морских портов Юрия Васькова не удалось.

К тому же, принятие таких норм в виде постановления правительства вызывает юридические коллизии. "Остается вопросом легитимность утверждения такого порядка актом органа исполнительной власти, как и части первой статьи 27 Закона Украины "О морских портах Украины" относительно предоставления Кабинету министров права устанавливать порядок и условия заключения договоров о компенсации. В то же время, когда в соответствии с пунктом 7 статьи 92 Конституции Украины правовой режим собственности определяется исключительно законами", – сказал Центру транспортных стратегий Денис Рабомизо. Таким образом, пока что механизм компенсации, выписанный в проекте порядка, будет достаточно трудно применить на практике. Поэтому, скорее всего, документ потребует существенной доработки и уточнения спорных моментов.