Уходящий год обозначился на Варшавской фондовой бирже успешными дебютами железнодорожных компаний. В октябре громко дебютировал государственный грузоперевозчик PKP Cargo. А 5 декабря состоялись торги по акциям польской вагоностроительной компании Newag. Результаты превзошли самые оптимистические прогнозы финансовых аналитиков. Главный акционер компании Збигнев Якубас (Zbigniew Jakubas), входящий в двадцатку самых богатых поляков, в очередной раз приумножил свои капиталы.

Читайте также: Тише едешь: как продают ж/д грузовые компании в Восточной Европе

Молниеносный успех В отличие от дебюта PKP Cargo, к которому перевозчик готовился не один год, выход Newag на биржу был просто молниеносным. Лишь в начале ноября этого года Комиссия по финансовому надзору Польши утвердила эмиссионный проспект компании, а уже через месяц состоялся ее дебют. Такую поспешность финансовые аналитики объясняют желанием Збигнева Якубаса воспользоваться позитивным эффектом от дебюта государственного грузоперевозчика. Руководство самой компании только подтвердило это предположение. Так, глава Newag Збигнев Конечек (Zbigniew Konieczek) перед началом торгов заявил, что "после успешного дебюта PKP Cargo мы рассчитываем на еще больший успех".

Поставленной цели менеджмент компании таки достиг. В результате, собственники Newag – миллиардер Збигнев Якубас и подконтрольная ему компания Multico (входящая в Grupa Kapitałowa Multico) – смогли заработать свыше 400 млн злотых (почти 100 млн евро). Стоит отметить, до 2003 года Newag, известная как ZNTK Nowy Sącz, входила в состав Польских железных дорог (PKP). В указанном году Збигнев Якубас приобрел 80% акций компании, находившейся на грани банкротства, всего за 6 млн злотых. Теперь во время продажи только части акций (44%) миллиардер выручил сумму, в несколько десятков раз большую за изначальную стоимость компании.

Смотрите видео Испытание польского скоростного поезда Newag

Дебют Newag оправдал самые оптимистические прогнозы аналитиков, утверждавших, что во время дебюта акции возрастут в цене более чем на 20%. К концу торгов рост составил 22,11%.

Дебют Newag оправдал самые оптимистические прогнозы аналитиков, утверждавших, что во время дебюта акции возрастут в цене более чем на 20%. К концу торгов стоимость одной акции достигла 23,2 злотых, рост составил 22,11%. При этом, в течение дебютного дня максимальная цена достигала отметки в 23,45 злотых, что на 22,5% больше заявленной стоимости.

Напомним, что на продажу были выставлены 19,56 млн акций, стоимость которых была оценена в 398 млн злотых (почти 129 млн долларов). Во время листинга большинство акций (89,8%) было предложено институциональным инвесторам по 20,5 злотых за акцию и 2 млн акций (10,2%) – индивидуальным инвесторам по 19 злотых за акцию.

Вместе с тем, результаты торгов на Варшавской фондовой бирже привели к изменению собственников Newag. В частности, подконтрольная Якубасу компания Multico окончательно потеряла свой пакет акций (34,6%). Доля, принадлежащая самому миллиардеру, уменьшилась незначительно – с 43,86% до 43,07%. Однако теперь Збигневу Якубасу придется считаться с институциональными миноритарными акционерами. Прежде всего, речь идет о польских частных пенсионных фондах (с долей иностранного капитала) – ING PTE и AVIVA OFE, которые приобрели по 2,47 млн акций (5,5%) и 2,25 млн акций (5%) соответственно.

Приманки для инвесторов Молниеносный и успешный выход Newag на биржу стал возможен благодаря нескольким факторам. Как отмечалось выше, дебют вагоностроительного концерна происходил "в тени" недавнего успеха PKP Cargo. Влияние данного фактора отмечали большинство польских финансовых аналитиков. Более того, можно предположить, что дебюта Newag могло бы и не быть, если бы торги по акциям государственного грузоперевозчика не прошли настолько удачно.

В то же время, руководство Newag предприняло ряд мер для повышения спроса на акции. Прежде всего, было принято решение о сокращении количества предложенных акций с 21,8 млн до 19,56 млн. Впоследствии данный шаг позволил Збигневу Якубасу сохранить влияние в компании.

Особое внимание менеджмент концерна уделил демонстрации хороших перспектив развития Newag в ближайшие несколько лет. Подтверждением тому стали несколько зарубежных контрактов компании, о которых было объявлено непосредственно перед дебютом. Так, 18 ноября между Newag и PKP Intercity было подписано соглашение стоимостью 1,6 млрд злотых о поставке 20 поездов. Отметим, что проект будет реализован в течение двух лет совместно с польским подразделением швейцарского концерна Stadler. Накануне дебюта, 3 декабря, Збигнев Конечек заключил контракт стоимостью 14,76 млн евро на поставку на Сицилию 4 рельсовых автобусов. В соглашении предусмотрена возможность увеличения количества рельсобусов до 10 штук.

Также владельцы Newag пытались привлечь инвесторов достаточно традиционными способами, а именно: демонстрацией хороших финансовых показателей компании, в первую очередь прибыли и чистой прибыли. Последние три года концерн демонстрировал стабильный рост по данным показателям. В частности, прибыль Newag выросла с 353,7 млн злотых в 2010 году до 655,4 млн злотых в 2012 году, а чистая прибыль соответственно – с 5,7 млн злотых до 55,7 млн злотых.

Кроме того, инвесторов привлекали высокими дивидендами. В следующем году Newag планирует выплатить дивиденды в размере 20 млн злотых, в 2015 – 50 млн злотых. А с 2016 года компания будет тратить 70% чистой прибыли на выплату дивидендов. Такие цифры, действительно, выглядят очень привлекательными для инвесторов, однако для самой Newag они являются серьезным бременем. Поэтому после удачного дебюта на бирже руководство концерна должно будет заняться повышением прибыльности производства.

Грузоперевозки vs вагоностроение Несмотря на схожий успех, дебюты PKP Cargo и Newag показали ряд существенный отличий. Изначально компании стартовали на разных позициях. Напомним, что PKP Cargo является наибольшим грузоперевозчиком Польши и вторым в ЕС, а Newag – только вторым (после PESA Bydgoszcz) вагоностроительным концерном Польши. Поскольку первая компания является государственной, то процесс подготовки к выходу на биржу был достаточно длительным и занял несколько лет. Затяжная подготовка только подогревала интерес инвесторов к грузоперевозчику. В случае с Newag медлительность могла бы привести к снижению стоимости акций. Кроме того, инвесторы часто проявляют больший интерес к государственным компаниям, которые занимают монопольные позиции на рынке, нежели к частным компаниям.

Серьезным отличием в дебюте компаний была процедура выхода на биржу. Опасаясь попадания в зависимость от крупного и/или иностранного инвестора, в PKP Cargo была разработана достаточно сложная схема листинга. Основной ее особенностью было то, что к участию в торгах не допускались инвесторы, имеющие активы в железнодорожной отрасли. Именно поэтому группа Multico, возглавляемая Збигневом Якубасом, не смогла участвовать в покупке акций грузоперевозчика. У Newag подобных ограничений не было, а руководство компании, наоборот, пыталось всячески заинтересовать инвесторов.

Вышеназванные отличия существенно повлияли на стоимость акций дебютантов. Акции грузоперевозчика во время листинга были оценены в 68 злотых, а вагоностроительного концерна – в 20,5 злотых. Во время дебюта данный разрыв только углубился, несмотря на практически одинаковый (в процентном соотношении) рост их стоимости. Так, акции PKP Cargo выросли в цене до 82 злотых, а Newag – до 23,2 злотых.

Читайте также IPO жив: что показал первый в Евросоюзе выход на биржу грузовой ж/д компании