1 января 2015 года, согласно постановлению Кабмина, Укрзализныця должна была быть реорганизована в ПАО "Українська залізниця". Однако сегодня уже ясно, что сроки будут сорваны, а реформа отрасли фактически заморожена. Более того, ряд заложенных в коалиционном соглашении положений, касающихся инфраструктуры и транспорта, могут привести к серьезным осложнениям в случае их реализации.

После "революции достоинства" в обществе сформировались устойчивые запросы на проведение глубоких реформ не только во всех отраслях экономики, но и общественной жизни в целом. Как новоизбранный Президент так и Премьер-министр неоднократно в своих выступлениях заявляли, что альтернативы курсу на реформы нет. Однако спустя почти год реальных шагов общество не дождалось.

Читайте также Рецепт реформ от Siemens: каких преобразований в УЗ ожидает немецкий концерн

Показательный пример — реформа Укрзализныци. Архаичная, непрозрачная структура, вокруг которой регулярно возникают коррупционные скандалы, давно должна была бы стать на рельсы структурных изменений. Колоссальное старения вагонов и локомотивов, инвестиционный голод, устаревшие технологические процессы — все это вело отрасль по тупиковом пути.

Еще в 2012 году Верховная Рада проголосовала за закон, который, фактически открывал путь к реальному реформированию Укрзализныци. Однако предыдущее правительство так и не решилось на этот крайне необходимый шаг. Казалось, что  правительство Яценюка более решительно подошло к этому вопросу и 25 июня этого года приняло постановление № 200,  регламентирующее порядок образования ПАО "Українська залізниця".

Согласно ему уже 1 января 2015 должно было быть образовано АО.  Перед тем необходимо было осуществить ряд шагов. На первом необходимо было провести инвентаризацию имущества всех предприятий и структурных подразделений, вошедших в АО. Затем необходимо было привлечь на тендерной основе оценщика имущества, который бы имел соответствующий штат и международный опыт. Именно на этом этапе реформа и приостановилась.

Создание АО притормозил Антимонопольный комитет Украины. Причина — жалоба малоизвестной полтавской компании ООО "УКРБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ". По ее логике в конкурсной документации были заложены дискриминационные условия. В частности, к участию были допущены только компании с большим международным опытом. Сегодня процесс перешел в плоскость судебной практики. Но уже точно понятно, что сроки создания АО будут сорваны. Более того, в случае существенного отставания по времени согласно действующему законодательству инвентаризационные акты могут потерять свою юридическую силу.

Создание АО притормозил Антимонопольный комитет Украины. Причина — жалоба малоизвестной полтавской компании ООО "УКРБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ".

Соответственно, даже если судебные споры с АМКУ решатся положительно для УЗ, может вникнуть потребность вновь начинать процесс образования АО практически с нуля.

Осторожно: впереди тупиковая станция Как профессиональные железнодорожники, так и эксперты крайне негативно воспринимают задержку в реформировании отрасли. "Сегодня отрасль находится в очень сложном состоянии, —  отметил во время брифинга в Украинском кризисном медиа-центре народный депутат Украины, председатель подкомитета по вопросам железнодорожного транспорта комитета по вопросам транспорта и связи Верховной Рады Виктор Остапчук. — Если в ближайшие месяцы не будет дан старт процессу реального реформирования, то уже скоро начнутся  необратимые изменения в отрасли, которые могут привести к катастрофическим последствиям не только для железнодорожной отрасли, но и для экономики страны в целом".

По словам экспертов возможны массовые отказы работы техники, возникнет риск нарушения безопасности движения. Как следствие, могут возникнуть проблемы в разных секторах, где железная дорога обеспечивает массовый подвоз сырья и вывоз продукции. Кстати, смоделировать дальнейшее развитие возможно на примере металлургических предприятий Мариуполя, работа которых сегодня ограничена, в том числе, из-за проблем с железнодорожным сообщением. Ведь сейчас направления через узлы Донбасса закрыты, а рабочей остается единственный участок, идущий через территорию, подконтрольную Украины. Однако ее пропускная способность ограничена.

"В случае отсутствия положительных изменений в отрасли, в дальнейшем целые отрасли экономики могут столкнуться с логистическими проблемами, которые существенно затормозят их развитие" — резюмирует  Виктор Остапчук.

Коалиционное соглашение: реформа отрасли или ее имитация? Однако помимо антигосударственной позиции АМКУ есть еще один риск для дальнейшего внедрения реформы. В недавно ратифицированном коалиционном соглашении есть раздел, посвященный инфраструктуре и транспорту. В нем есть два пункта, которые противоречат принятой на государственном уровне концепции реформирования. В частности, в п. 1,1 речь идет о создании публичного акционерного общества "Украинская железная дорога" как холдинговой компании.

"В соответствии с законами Украины "Об акционерных обществах" и "Об особенностях образования публичного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования" постановлением Кабинета Министров Украины от 25.06.2014 № 200 принято решение о создании ПАО "Українська залізниця". Однако применение в тексте коалиционного соглашения словосочетания "холдинговая компания" переводит процесс образования общества в сферу действия Закона Украины "О холдинговых компаниях в Украине". Этот закон определяет кардинально другие принципы образования субъекта. Таким образом, ПАО "Українська залізниця" не будет создано, поскольку возникнет коллизия непреодолимого характера" — считает эксперт Совета по реформированию при Министерстве инфраструктуры Андрей Буковский.

Изменения, по мнению эксперта, необходимо внести и в пункт 1.4. "Основным признаком перевозчика является владение им на законных основаниях тяговым подвижным составом (локомотивы). Таким образом, текущая редакция декларирует "сохранение монополии государства в отношении владения ... локомотивами". А это делает невозможным не только "создание конкурентного рынка перевозчиков", но и вообще существование такого субъекта как перевозчик априори" — констатирует Андрей Буковский.

Чтобы устранить противоречия, по мнению эксперта, необходимо внести следующую редакционную правку. "Образование публичного акционерного общества" Украинская железная дорога", как холдинговой компании, выделение дочерних формирования зависимых от него вертикально-интегрированных компаний хозяйственных обществ по видам деятельности, с последующим построением эффективыхого холдинга и выделением непрофильных активов ...".

Если не будут внесены соответствующие правки в Коалиционном реформе, есть все предпосылки, что реформе Укрзализныци вновь сорвут стоп-кран.

Кто в этом заинтересован? Трудно ответить. Ведь Украинские железные дороги — предприятие, в котором и вокруг которого крутятся огромные "живые" деньги. Значит, всегда найдутся те, кто будет заинтересован в сохранении существующего положения вещей. А может речь идет и о банальной некомпетентности и непрофессионализме команды, которая отвечает за реформу УЗ? А оппоненты лишь воспользовались ее просчетами?