Из-за недостаточных глубин украинских портов экспортерам приходится искать альтернативные способы  перевалки грузов и формирования крупных судовых партий. Одним из наиболее распространённых решений является дозагрузка судов на рейде, то есть загрузка части судовой партии непосредственно в порту с последующей дозагрузкой до максимальной осадки на больших глубинах вдали от причала.

По такой схеме, в частности, до недавнего времени проходила загрузка судов типа Сapesize в порту Южный – технология была востребована крупными экспортерами и транзитерами ЖРС и угля, формирующих судовые партии более 100-120 тыс.  т  для поставок на китайский рынок.

Сегодня в Южном эта проблема постепенно теряет актуальность  – благодаря дноуглубительным работам, порт эффективно обслуживает суда с осадкой 18,5 и в перспективе выйдет на глубину  до 21 м. Но Мариупольскому порту с его максимальной проходной осадкой  8 метров об этом остается только мечтать.

Украина экспортирует чугуна почти на миллиард долларов в год. Более трети приходиться на предприятия холдинга «Метинвест»

Рынок в точке роста

Несмотря на военные действия на Донбассе, где сосредоточены ключевые производства товарного чугуна, Украина в январе-июне сумела нарастить экспорт этого вида металлопродукции сразу на 28,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 1 млн 356 тысяч тонн. Еще более значимый рост в денежном выражении - по данным Министерством доходов и сборов, рост валютной выручки от экспорта товарного чугуна в первом полугодии 2014 года вырос на 30,4% — до 498 млн долларов. Основные рынки сбыта украинской продукции -Италия (36,10% поставок в денежном выражении), США (31,23%) и Турция (23,71%).

Через Мариупольский МТП переваливается более 70% всего экспортного чугуна

"Через Мариупольский МТП переваливается более 70% всего экспортного чугуна - рассказывает консультант ЦТС-Консалтинг Андрей Исаев. В 2013 году морской экспорт этого вида продукции составил 2,2 млн тонн. В этом году рост продолжился, и  за пять месяцев текущего года, по данным АМПУ, в портах перевалено уже 1,12 млн тонн чугуна, что на 28% больше чем за аналогичный период. Такая нагрузка на Мариупольский порт не удивительна, ведь основные экспортеры чугуна – это Донецкий МЗ и ММК Им. Ильича, на долю которых приходится более 92% экспорта чугуна", - говорит Андрей Исаев. 

IMG_2136

Один из ключевых экспортеров данной продукции – холдинг "Метинвест" (около 35% от всей перевалки чугуна) кроме роста объемов, ищет варианты укрепления своих конкурентных позиций на внешних рынках и через эффективные логистические решения.  Из-за малых глубин в Мариуполе невозможно полностью загружать крупные балкера, поэтому, по словам начальника управления морских перевозок "Метинвеста" Андрея Смирнова, у компании было два пути решения проблемы. Первая, это везти чугун в более глубоководные порты черноморского бассейна, что существенно увеличивает расходы на логистику из-за услуг железной дороги, или же искать способы перевалки с дозагрузкой на рейде.

Выход был найден

На голландском заводе Verstegen были разработаны и произведены лепестковые грейферы, которые идеально подходят для работы с чугуном.

В апреле совместно с компанией "Трансшип" холдинг осуществил сложную операцию, когда на теплоход Common Calipso, следовавший из Украины (порт Мариуполь) в США (порт Мобил), на рейде Керчь-Еникальского канала в Черном море (12 миль от берега) догрузили 23 тыс. тонн чугуна. Общий объем судовой партии составил 50 тыс. тонн. Перевалка была осуществлена перегрузочным комплексом, который уже удачно зарекомендовал себя на догрузке судов типа Capesize железорудным концентратом компании "Метинвест" на рейде порта Южный  в оффшорной зоне Черного моря. Перегрузочный комплекс оборудован двумя кранами Liebherr грузоподъемностью 35 тонн каждый, которые установлены на поворотных консолях. Благодаря своим размерам, дедвейту и системе кранцевой защиты перегрузочный комплекс позволяет осуществлять грузовые работы на незащищенных акваториях портов и в открытом море.

Загрузили в одном море, догрузили - в другом. Основную часть груза на корабль забирают в Мариупольском порту, а догружают на рейде Керчь-Еникальского канала в Черном море.

"Чугун - достаточно сложный для перевалки груз - тяжелый и требующий деликатной погрузки – отмечает  директор по логистике группы "Метинвест" Ольга Овчинникова. К тому же при погрузке на рейде существует сложность в швартовке догрузочного флота, а работать зачастую приходится при плохих погодных условиях. Поэтому рейдовая догрузка чугуна является уникальной - такую услугу не предоставляет никто на рынке".

В холдинге рассказывают, что уже имели неплохой опыт перевалки ЖРС в рейдовых условиях. С 2010 года такие операции "Метинвест" осуществляет на рейде портов Большой Одессы. Но работать с чугуном таким способом начали только теперь.

По словам Андрея Смирнова, за апрель-июнь этого года с использованием технологии рейдовой дозагрузки чугуна уже загружено восемь судов. Данное укрупнение грузовой партии позволило значительно сократить расходы на морскую часть поставки (около 3 долларов с каждой тонны) и усилить позиции компании на дальних рынках, в первую очередь – на рынке США. Доказав возможность проведения такого рода операций на рейде, компанией "Метинвест" запланировано продолжать отгрузки чугуна судами типа Supramax или Panamax из порта Мариуполь с последующей догрузкой их на рейде.

"Американский рынок крайне важен для нас - он является крупнейшим рынком сбыта чугуна, произведенного предприятиями нашей группы", - объясняет директор по продажам группы "Метинвест" Дмитрий Николаенко. Планирует ли компания расширить рейдовую перевалку на другие виды своей металлопродукции, в "Метинвесте" пока не комментируют.

Читайте также: Выход на окупаемость: как оценивают дноуглубление в Южном крупнейшие грузоотправители порта

Большая часть украинского чугуна идет в Италию, Турцию и США.