6 августа состоялось официальное открытие нового Суэцкого канала. Строительство, предварительные испытания, а также официальная церемония открытия проходили под тщательным контролем армии, поскольку лежащий к востоку Синайский полуостров известен как база радикальных исламистов.
На торжествонном открытии канала проследовала флотилия военных кораблей в сопровождении вертолетов и самолетов. Флотилию возглавляла яхта, на борту которой находился президент и главный идеолог этого строительства – шестой президент Египта Абдул-Фаттах Саид Хусейн Халил Ас-Сиси. Он заявил, что это строительство было необходимо стране для развития экономики после нескольких лет политической и экономической нестабильности.
Длина канала составляет 72 километра. "Новый Суэц" проходит параллельно старому судоходному пути, проложенному 145 лет назад и являющемуся кратчайшим водным маршрутом между Индийским океаном и Средиземным морем. Если раньше канал мог пропускать 50 судов в сутки, то теперь почти в два раза больше – 97. На строительстве работала 41 тысяча рабочих круглосуточно. Было извлечено 250 млн. кубометров земли - этого хватило бы для строительства ста пирамид. Строительные работы велись круглосуточно при масштабном участии инженерных частей египетской армии.
"Новый Суэц" был сооружен всего за год против 10 лет, потребовавшихся в XIX веке для строительства первой очереди. Строительство дублера стоило 8,5 млрд долларов и, как ожидается, повысит доход Египта от эксплуатации водного пути к 2023-му году в 2,5 раза до 13,2 млрд долларов с нынешних 5,3 млрд долларов.
Смотрите также видео-презентацию нового Суэцкого канала
Стройка практически полностью финансировалась за счет специальных облигаций нового Суэцкого канала, которые раскупили простые граждане Египта. Помог этому и всплеск патриотизма, и крайне высокая — 12 процентов — доходность облигаций. За счет ценных бумаг власти Египта получили около восьми миллиардов долларов, еще чуть менее миллиарда правительство заняло у местных банков. Иностранных инвесторов по решению аль-Сиси привлекать не стали принципиально. Говорят, что на то дабы собрать деньги понадобилось всего восьмь дней.
Цель проекта - обеспечить двустороннее движение судов. В дальнейшем с юга на север они будут следовать по старому, а с севера на юг по новому руслу. Это позволит избежать заторов и ожидания, сократит время прохождения канала с 18 до 11 часов и повысит суточную производительность с 49 до 97 судов. Глубина нового канала аналогична глубине старого и составляет 24 метра. Это позволит принимать суда с осадкой до 20 метров (60 футов). Ширина нового канала - 317 метров. Сейчас действующий Суэцкий канал пропускает суда с дедвейтом 240 тыс. тонн.
Суэцкий канал обеспечивает 7% мирового морского грузооборота, играет ключевую роль в снабжении Европы ближневосточной нефтью, а для Египта является вторым после туризма источником валютной выручки. Новый канал, как и прежний, будет государственной собственностью.
Современное расширение — далеко не первое в истории канала, его дорабатывали и в 1950-х, и в 1980-х. В общей сложности за год строители (в основном работами занималась египетская армия) прокопали 35 километров ответвлений от основного канала и расширили еще 37 километров уже существующего морского пути. В Египте сравнивают стройку с открытием канала и утверждают, что она изменит мир.
Впрочем, сейчас на Суэцкий канал приходится незначительная доля от общемировых объемов перевозки грузов — около одного-двух процентов и прибыль от канала может увеличиться только с одновременным ростом объема мировой торговли, на который Египет влияния оказать не может. Есть и недовольные, которые считают, что средства лучше было бы направить на улучшение наземной инфраструктуры Египта, а также повышение качества жизни. Прав ли был Абдул-Фаттах Саид Хусейн Халил Ас-Сиси - решат судовладельци своими кошельками, но в историю шестой президент Египта уже вошел.
Читайте также Министр АПК посетил открытие дублера Суэцкого канала