6 августа состоялось официальное открытие нового Суэцкого канала. Строительство, предварительные испытания, а также официальная церемония открытия проходили под тщательным контролем армии, поскольку лежащий к востоку Синайский полуостров известен как база радикальных исламистов.

На торжествонном открытии канала проследовала флотилия военных кораблей в сопровождении вертолетов и самолетов. Флотилию возглавляла яхта, на борту которой находился президент и главный идеолог этого строительства – шестой президент Египта Абдул-Фаттах Саид Хусейн Халил Ас-Сиси. Он заявил, что это строительство было необходимо стране для развития экономики после нескольких лет политической и экономической нестабильности.

Длина канала составляет 72 километра. "Новый Суэц" проходит параллельно старому судоходному пути, проложенному 145 лет назад и являющемуся кратчайшим водным маршрутом между Индийским океаном и Средиземным морем. Если раньше канал мог пропускать 50 судов в сутки, то теперь почти в два раза больше – 97. На строительстве работала 41 тысяча рабочих круглосуточно. Было извлечено 250 млн. кубометров земли - этого хватило бы для строительства ста пирамид. Строительные работы велись круглосуточно при масштабном участии инженерных частей египетской армии.

Канал был построен на деньги самих египтян

"Новый Суэц" был сооружен всего за год против 10 лет, потребовавшихся в XIX веке для строительства первой очереди. Строительство дублера стоило 8,5 млрд долларов и, как ожидается, повысит доход Египта от эксплуатации водного пути к 2023-му году в 2,5 раза до 13,2 млрд долларов с нынешних 5,3 млрд долларов.

Смотрите также видео-презентацию нового Суэцкого канала

Стройка практически полностью финансировалась за счет специальных облигаций нового Суэцкого канала, которые раскупили простые граждане Египта. Помог этому и всплеск патриотизма, и крайне высокая — 12 процентов — доходность облигаций. За счет ценных бумаг власти Египта получили около восьми миллиардов долларов, еще чуть менее миллиарда правительство заняло у местных банков. Иностранных инвесторов по решению аль-Сиси привлекать не стали принципиально. Говорят, что на то дабы собрать деньги понадобилось всего восьмь дней.

Строительство дублера стоило 8,5 млрд долларов и, как ожидается, повысит доход Египта от эксплуатации водного пути в 2,5 раза до 13,2 млрд долларов

Цель проекта - обеспечить двустороннее движение судов. В дальнейшем с юга на север они будут следовать по старому, а с севера на юг по новому руслу. Это позволит избежать заторов и ожидания, сократит время прохождения канала с 18 до 11 часов и повысит суточную производительность с 49 до 97 судов. Глубина нового канала аналогична глубине старого и составляет 24 метра. Это позволит принимать суда с осадкой до 20 метров (60 футов). Ширина нового канала - 317 метров. Сейчас действующий Суэцкий канал пропускает суда с дедвейтом 240 тыс. тонн.

Суэцкий канал обеспечивает 7% мирового морского грузооборота, играет ключевую роль в снабжении Европы ближневосточной нефтью, а для Египта является вторым после туризма источником валютной выручки. Новый канал, как и прежний, будет государственной собственностью. 

Идеолог проекта - нестой президент Египта Абдель Фаттах аль-Сиси во время открытия канала

Современное расширение — далеко не первое в истории канала, его дорабатывали и в 1950-х, и в 1980-х. В общей сложности за год строители (в основном работами занималась египетская армия) прокопали 35 километров ответвлений от основного канала и расширили еще 37 километров уже существующего морского пути. В Египте сравнивают стройку с открытием канала и утверждают, что она изменит мир. 

Канал проходит рядом с базами исламистов, поэтому тщательно охраняется

Впрочем, сейчас на Суэцкий канал приходится незначительная доля от общемировых объемов перевозки грузов — около одного-двух процентов и прибыль от канала может увеличиться только с одновременным ростом объема мировой торговли, на который Египет влияния оказать не может. Есть и недовольные, которые считают, что средства лучше было бы направить на улучшение наземной инфраструктуры Египта, а также повышение качества жизни. Прав ли был Абдул-Фаттах Саид Хусейн Халил Ас-Сиси - решат судовладельци своими кошельками, но в историю шестой президент Египта уже вошел.

Читайте также Министр АПК посетил открытие дублера Суэцкого канала

Кадр церемонии открытия канала