В начале сентября единственная публичная украинская судоходная компания KDM Shipping обнародовала на Варшавской фондовой бирже информацию о том, что перевела весь флот в Азовское море для обслуживания российских портов. Компания ссылается на то, что в сложившейся сегодня ситуации, перевозки из российских речных портов и гаваней на Азовском море более рентабельны и менее рискованны, чем из украинских. Кроме того, KDM Shipping рассматривает возможность поменять флаг на российский.

Читайте также Глава "Гермес-Трейдинг": сегодня КПД Днепра – 5 процентов

Согласно сообщению, в первом полугодии 2014 года компания получила чистый убыток в размере 6,55 млн долларов, тогда как аналогичный период 2013 года она завершила с чистой прибылью 3,91 млн долларов. Благодаря началу торговли зерновыми компании удалось замедлить падение выручки, которое по итогам полугодия составило 5,3% до 11,45 млн долларов. В общем, доход от грузовых перевозок KDM Shipping в первом полугодии сократился более чем вдвое до 4,78 млн долларов, от судоремонта - почти в девять раз до 0,24 млн долларов, от пассажирских перевозок - более чем втрое до 0,09 млн долларов, однако торговля зерном принесла 6,35 млн долларов дохода и 0,49 млн долларов чистой прибыли.

Это не первая попытка компании начать работу под российским флагом. В декабре 2012 года KDM Shipping купила компанию «ШипМар», в собственности которой на тот момент был один речной сухогруз и все разрешения на осуществление судоходной деятельности в России под российским флагом. На покупку компании были израсходованы денежные средства, привлеченные во время IPO. "Приобретение "ШипМар" позволит компании начать свою деятельность под флагом России и обеспечить доступ судов компании во внутренние порты России", — отмечалось в сообщении. Кроме того, KDM Shipping планировала передать российской компании три сухогруза, работающих под украинским флагом. В то время KDM Shipping оценивала, что работа в российских внутренних портах обеспечит на 20–30% более высокую рентабельность по сравнению с портами Азовского моря.

Получить комментарий от KDM Shipping не удалось. Однако мы опросили некоторых участников рынка для того, чтобы понять действительно ли сейчас мотивация KDM Shipping бежать из Украины оправдана.

Переезд KDM Shipping на работу в Россию инвесторов пока не впечатлил kdm

Перспективы перевозок По данным аналитика ЦТС-Консалтинг Андрея Исаева, в 2013 году по Днепру на экспорт перевезено более 1,5 млн.т зерна и 0,8 млн.т металлов. Металлы экспортируются сторонними перевозчиками, в то время как большая часть зерна перевозится собственным флотом экспортера.

У Днепра есть большой потенциал, но в силу износа и неразвитости речных портовых терминалов, в настоящий момент объем перевозимых грузов ограничен. Осложняет ситуацию также износ навигационного оборудования. Поэтому в настоящий момент на экспортном направлении грузопоток – это, в основном, металлы. По оценкам аналитиков Центра Транспортных Стратегий, объем речного экспорта металлопродукции – 1 млн.т. До 0,5 млн.т может быть экспортировано зерна с речных терминалов Укрречфлота и Гермес-Трейдинг.

В компании «Гермес-Трейдинг» нам сообщили, что пока что сезон отправок для них еще не начался. «Где-то в октябре начнется отправка грузов. Возможно, будем обращаться и к компании KDM Shipping», - говорит представитель компании «Гермес-Трейдинг». Стоит отметить, что ранее «Гермес-Трейдинг» использовала именно флот KDM Shipping для перевозки своих грузов.

Основная причина перевода судов в Азовское море – необходимость выбирать между украинским и российским рынком из-за резкого ухудшения межгосударственных отношений

Вопрос фрахта Андрей Исаев, комментируя заявление KDM Shipping о том, что работать в российских речных портах и портах Азовского моря более рентабельно, чем в украинских, говорит о том, что однозначно пройти по Днепру дороже, чем по Азовскому морю из-за необходимости шлюзования и разводки мостов. «Поэтому рентабельность рейса в Азовском море может быть выше», - считает аналитик.

Об этом же говорит и представитель компании «Гермес-Трейдинг». «У Азовского региона есть плюсы. Во-первых, там дешевле топливо, во-вторых  - дешевле по судозаходу. А для судовладельца единственное предпочтение – это стоимость фрахта, сколько он сможет заработать за рейс. Поэтому все зависит от того, предложат ли им ставку выше, чем на Азовском море», - говорит собеседник.

«Основная причина перевода судов в Азовское море – необходимость выбирать между украинским и российским рынком из-за резкого ухудшения межгосударственных отношений. Российский рынок морских (Азов) и речных перевозок выглядит однозначно привлекательнее в силу большего объема», - предполагает Андрей Исаев.

Свои не бросают На рынке не так много судоходных компаний и в сегодняшней ситуации у всех возникают сложности с ведением бизнеса. Однако не все из них идут искать для себя более выгодные условия в страну с которой де-факто ведутся военные действия. Для примера, украинская судоходная компания «Укрречфлот» считает, что логистический сектор в Украине  является перспективным бизнес-сегментом. Кроме того, в «непростое для страны время» компания намерена сосредоточиться на развитии флота, портовой инфраструктуры и развитии судоходства на Днепре.

«Компании, которые действительно заботятся о стратегической перспективе, а не пытаются лавировать в поисках эпизодической выгоды, будут успешно развиваться, преодолевая временные трудности. Это будет происходить не благодаря, а вопреки чьему-то решению заменить Украинский флаг на своих судах», - считают в «Укрречфлоте».