Исторически Киев был портовым городом, но в последние десятилетия значение порта было утеряно, а само предприятие оказалось на грани ликвидации. Ситуацию спасли новые владельцы. Сейчас Киевский речной порт находится в собственности трех компаний: ООО "Современное партнерство", ООО "Сант Гален Холдинг" и ООО "Денди-Плюс". При этом многие СМИ владельцами предприятия называют Михаила Бродского и Нестора Шуфрича. Сами бизнесмены не очень отрицают этот факт. "Да, мы покупали акции у Сергея Максимова. "Зашли" акционерами где-то с полгода назад. Мы видим развитие речного порта", – заявлял Михаил Бродский журналистам "Радио Свобода" в январе 2016 года.

Кто бы ни был реальным владельцем предприятия, порт начал потихоньку возвращаться к жизни. Только за этот год на предприятии произошло ряд новаций: стартовало обновление ж/д инфраструктуры, были куплены новые баржи, а портовая таможня начала работать в круглосуточном режиме. Чтобы прояснить, с чем связаны такие новшества, чем живет Киевский речной порт и каковы перспективы его развития, мы связались с Сергеем Бойко, председателем правления ПАО "Киевпорт", в управлении которого находится речной порт столицы.

В 2015 году у Киевского речного порта сменились собственники и руководство. Что изменилось на предприятии с того времени?

Наша основная стратегия заключается в восстановлении деятельности предприятия как порта. Все это время мы постепенно пытаемся ее реализовать. Вначале мы взялись за восстановление флота и обновление подвижного состава. Нашему предприятию очень повезло, поскольку у нас есть свой плавучий док (ДОК-3), на котором систематически осматриваются и ремонтируются плавсредства порта. До сегодняшнего момента предприятием был продокован весь свой флот, на многих судах проведен капитальный ремонт, установлено современное радионавигационное оборудование. Также портом была получена лицензия на пассажирские и грузовые перевозки.

Док Киевского речпорта

А сколько единиц флота значится у вас на балансе?

В собственности ПАО "КИЕВПОРТ" находится 11 единиц пассажирского флота и 10 единиц грузового флота (включая несамоходный).

Тогда зачем вы покупали две баржи в Беларуси?

Мы обновили весь свой флот. Но для стабильной работы предприятия как порта этого недостаточно. Поэтому мы приняли решение о покупке двух барж в Беларуси грузоподъемностью 1060 тонн каждая. Тем более, что планы на следующую навигацию и контракты требуют от нас бесперебойной работы по речным перевозкам.

Предприятие продолжает обновлять флот

Вы говорили о портофлоте. А что насчет кранов? В каком они состоянии?

Территория Киевского речного порт расположена на двух грузовых районах общей площадью около 25 га. Для выполнения операций с грузами привлекаются портальные краны грузоподъемностью 5, 10 и 20 тонн, плавкраны грузоподъемностью 5 тонн и автомобильный кран грузоподъемностью 5 тонн. Вся эта техника находится в исправном состоянии и задействована в повседневной работе.

Как долго длится загрузка и разгрузка одного судна?

Загрузка или разгрузка судна зависит от типа груза и его упаковки. В среднем, это занимает от 4 до 8 часов.

В порту работают краны грузоподъемностью 5, 10 и 20 тонн

Какие грузы доминируют сейчас? Откуда и куда они направляются?

В настоящее время, благодаря восстановленному и отремонтированному грузовому флоту порта, осуществляются внутренние перевозки древесины, строительных материалов и полезных ископаемых, в частности, речного песка. Мы планируем привлечь грузы из Беларуси, прежде всего, удобрения и нефтепродукты, а также хотим развивать каботажные перевозки контейнеров в морских границах нашей страны.

Какой грузооборот показывает порт в этом году?

Сейчас я пока не готов озвучивать эту цифру. По итогам года мы это обязательно сделаем.

Какие компании являются вашими основными клиентами?

Партнерами нашей компании выступает компания с иностранными инвестициями "Хенкель Баутехник" (Украина), ГП "Администрация речных портов", Deutsche Post DHL, Гниванский завод спецжелезобетона, Коростенский завод железобетонных шпал, "БелДорТяжТранс", Киевский судостроительно-судоремонтный завод.

Также мы стремимся увеличить клиентскую базу. Сейчас мы ведем переговоры с предприятиями стран-соседей, в частности, из Беларуси, о грузоперевозках речным транспортом на следующую навигацию. Учитывая, что в течение длительного времени упомянутый вид перевозок был почти забыт, необходимо время для его восстановления и нормального функционирования.

Один из складов предприятия

В сентябре вы заявили о восстановлении в порту железнодорожной ветки. Чем вызвано такое внимание к железной дороге и когда планируете завершить работы?

В настоящее время реконструкция железнодорожных путей еще продолжается, надеемся завершить работы уже этой осенью. Завершение этого проекта позволит обеспечить более быструю доставку грузов, ведь перевалка с баржи прямо в вагоны существенно ускорит логистический процесс. Также мы хотим установить в порту современные железнодорожные весы, чтобы производить взвешивание сразу на месте загрузки вагонов и думпкаров.

Пока ж/д ветка реконструируется, грузы в порт доставляются автотранспортом

Еще один вопрос, о котором хотелось бы поговорить – речной вокзал. Как продвигается его реконструкция?

Здание Киевского речного вокзала не отчуждалось, право собственности не переходило на другие лица, и оно по-прежнему принадлежит Киевскому речному порту. На данный момент ведутся переговоры с потенциальными инвесторами для реконструкции здания.

Что там точно будет?

Развлекательный комплекс, ресторанная галерея… Точно сказать пока не можем. Однако предназначение здания как речного вокзала будет сохранено.

Здание Киевского речного вокзала может дождаться реконструкции, в случае прихода инвестора

Какие планы строите на будущее?

Вся наша деятельность, ремонт и восстановление железнодорожных веток, приобретение новых единиц плавсостава, открытие международного пункта пропуска и заключение внешнеэкономических контрактов, направлена на то, чтобы вернуть предприятию былую славу речных ворот столицы. Надеюсь, что в ближайшем будущем Киевский речной порт будет осуществлять речное сообщение с Беларусью и с морскими портами Украины по перевозке грузов или контейнеров. Я считаю, что у речных перевозок может быть большое будущее. Но чтобы оно наступило государству необходимо законодательно урегулировать речные перевозки. Уже который год в Верховной Раде Украины лежит законопроект о внутреннем водном транспорте. Надеюсь, что наши законодатели в скором времени решат этот вопрос.

Читайте также Борис Козырь: "Открытие рек - экономически обоснованное логистическое решение"