29 октября на сайте пропрезидентской силы "Блок Петра Порошенко" опубликован проект коалиционного соглашения. В нем есть отдельный раздел «Инфраструктура и транспорт», где утверждается, что коалиция должна обеспечить развитие конкуренции на транспорте, недискриминационный доступ новых  субъектов на рынок, в том числе справедливый доступ к объектам транспортной инфраструктуры и эффективное управление государственными активами.

В сфере железнодорожного транспорта предполагается создание АО «Украинская железная дорога», как холдинговой компании и создании на базе субхолдингов вертикально-интегрированных бизнесов по видам деятельности. Кроме того, принятие нового Закона о железнодорожном транспорте, который предполагает сохранение монополии государства в эксплуатации объектов ж.д. инфраструктуры и создание конкурентного рынка перевозчиков с равным доступом ко всем объектам соотвествующей инфраструктуры. Также предлагается разграничить хозяйственные функции и функции государственного управления, где хозяйственные функции будет выполнять АО «Украинская железная дорога», а функции государственного управления – соответствующие  органы исполнительной власти.

В сфере морского транспорта предлагается отменить передачу морских портов в долгосрочную концессию и отдать их под приватизацию. Кроме того, планируется создание базового закона  «О внутреннем речном транспорте».

В комментарии порталу ЦТС вице-премьер, кандидат в народные депутаты от "Блока Петра Порошенко" Владимир Гройсман сказал, что не исключает применение механизма концессии, если игроки и специалисты сочтут это необходимым. "Этот вопрос является одним из элементов коалиционного соглашения, но мы открыты для дискуссии и предложений. Если будут лучшие предложения, они должны быть учтены в коалиционном соглашении", - подытожил Гройсман.

Читайте также Гройсман не исключает применение механизма концессии в портах

Напомним, 9 января 2014 года Кабмин разрешил передавать в концессию активы ГП "Администрация морских портов Украины" (АМПУ). Речь идет об объектах портовой инфраструктуры, определенных статьей 23 закона "О морских портах Украины" - причалы, железнодорожные и автомобильные подъездные пути (до первого разветвления за пределами порта), линии связи, средства тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, инженерные коммуникации. При этом все стратегическое имущество (объекты портовой инфраструктуры общего пользования, системы навигации, каналы, акватории и т.п.) должно остаться в госсобственности.

АМПУ начала работу в июне 2013 года, создана по требованию закона "О морских портах Украины", вступившего в силу 14 июня 2013 года. Это государственное предприятие получило на свой баланс стратегическое имущество в морских портах, где для управления были созданы филиалы ГП. Кроме того, в рамках портовой реформы в морских гаванях были учреждены государственные стивидоры, которые занимаются перегрузочной деятельностью. АМПУ полностью принадлежит государству.

Предлагается отменить передачу морских портов в долгосрочную концессию и отдать их под приватизацию

В сфере дорожного хозяйства предлагается передача дорог местного значения в сферу ответственности соответствующих обладминистраций. Кроме того, создание на базе АО «Автомобильные дороги Украины» региональных компаний и их приватизацию с целью разграничения функций заказчика и исполнителя строительства и ремонта дорог.

А также включение в контракты на строительство автомобильных дорог обязательного условия о предоставлении гарантий качества и поддержания после введения в эксплуатацию. В завершение, для сохранения автомобильных дорог, со стороны государства будет обеспечен эффективный контроль над соблюдением норм весовой нагрузки. 

Проект коалиционного соглашения, предложенный президентской партией, содержит в себе пункт о создании Национальной комиссии по транспорту. Информации о том, какими полномочиями будет располагать эта комиссия, не приводится.

Отметим, что идея создания такого регулирующего органа в системе центральных ведомств исполнительной власти обсуждается уже много лет. Предполагается, что Нацкомиссия может заниматься формированием тарифов на перевозки грузов и пассажиров, а также разрабатывать правила для секторов транспортной отрасли.

Читайте также Интервью с министром инфраструктуры: курс на реформы неизменный