Первоочередными реформами в транспортной отрасли должны стать борьба с коррупцией и изменения в подходах к системе тарифообразования, считает большинство участников транспортного рынка Украины. Такие данные совместного исследования "Отраслевой контроль 2016", проведенного Центром транспортных стратегий и компанией "Делойт".

Презентация исследования состоялась 1 марта в Киева в конференц-зале IFC. В мероприятии приняли участие Министр инфраструктуры Андрей Пивоварский, член правления "Укрзализныци" Евгений Кравцов, партнер компании "Делойт" Артур Огаджанян, директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк, а также около 30 топ-менеджеров крупнейших международных финансовых организаций и компаний-грузоотправителей.

В ходе исследования, которое стартовало в ноябре 2015 года, были проанкетированы ж/д операторы, обеспечивающие более 70% ж/д перевозок, портовые операторы, контролирующие около 65% портовой перевалки, грузоотправители, генерирующие более 50% грузопотока по ж/д в Украине и агротрейдеры, контролирующие 75% экспорта зерновых и масличных из Украины.

Читайте также Борьба с коррупцией и новый подход к тарифам - запрос бизнеса в реформе отрасли

"Также мы опросили все международные финансовые организации, инвестирующие в транспортные проекты в Украине, и уже на сегодня имеющие общий портфель инвестиций в Украину более 30 млрд долларов. Таким образом, мы получили выборку, которая  охватывает три ключевые группы участников транспортного бизнеса: это действительно голос отрасли без каких-либо оговорок", - рассказывает руководитель экспертного направления ЦТС-Консалтинг Андрей Шкляр.

В контексте подготовки Стратегии развития транспортного комплекса такие исследования являются ультраважными, утверждает Андрей Пивоварский.

"Полученные результаты исследования, прежде всего, могут расцениваться, как заказ бизнеса на проведение реформ. И хотя остается ряд дискуссионных вопросов, мы видим ключевые точки пересечения, объединяющих участников рынка", - отметил во время презентации директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк, - Мы верим, что это исследование станет вкладом в процесс реформирования отрасли, началом цивилизованного диалога между всеми участниками рынка, ведь создание дискуссионного площадке по нашему мнению является насущной потребностью рынка".

Реформа транспорта - задача на годы, поэтому мы надеемся, что это исследование станет многолетним проектом, а сегодняшний формат его презентации - площадкой для публичного диалога инфраструктурного бизнеса и власти ", - сказал Дмитрий Павленко, директор налогово-юридического департамента "Делойт".

Андрей Пивоварский в свою очередь отметил, что в контексте подготовки стратегии развития транспортного комплекса страны, такие исследования как "Отраслевой контроль" ультраважны. "Это добавляет credibility к тому, что делает министерство и посылает очень важное сообщение для экспертного сообщества, депутатского корпуса о том, что уже есть консенсус на рынке по поводу тех или иных шагов, а где-то еще нужно продискутировать", - резюмировал министр. При этом он призвал раздать отчет всем депутатам Верховной Рады, чтобы они лучше понимали, что происходит на транспортном рынке страны. 

Мнение рынка

Борьба с коррупцией – основное требование рынка к отрасли. Об этом говорили более 63% опрошенных. В то же время рынок четко определился с ключевыми приоритетами реформирования. Так, согласно полученным результатам, основным приоритетом развития ж/д отрасли является изменение системы тарифообразования (55% опрошенных). Механизм формирования тарифов должен быть прозрачным, так же как и система мониторинга вагонов должна быть публичной – считает большинство опрошенных компаний.

- 91% опрошенных считает своевременным создание частной тяги.

- 62% высказались за мораторий на рост тарифов в период кризиса.

"Основным приоритетом развития ж/д отрасли является изменение системы тарифообразования (55% опрошенных)"

- для 38% респондентов важна публичная система мониторинга вагонного парка.

- 57% респондентов выступают за доработку системы тарифообразования

- Около 30% опрошенных скептически относятся к пользе от корпоратизации УЗ

100% представителей МФО (международных финансовых организаций) и 80% грузоотправителей выступают за автоматизированный расчет тарифа. Интересно, что  среди ж/д операторов – только 29% за.

Мнения международных организаций и локальных участников рынка сильно отличаются по поводу необходимости моратория на тарифы. Большинство респондентов МФО не считают необходимым введение моратория, тогда как более 2/3 грузоотправителей и ж/д операторов, напротив, за введение моратория на рост тарифов в период кризиса.

40% грузоотправителей считает, что индексация тарифов должна быть привязана к ценам на основную перевозимую продукцию. МФО привязывают тарифы исключительно к индексу цен производителей.

Большинство ж/д операторов (71%) считают необходимым индексировать тарифы согласно темпов инфляции. Для МФО наиболее важно принятие Закона о железнодорожном транспорте, а также упрощение и ускорение документооборота на ж/д и в портах.

Смотрите видео

Портовые операторы единодушны в необходимости изменения текущего статуса АМПУ - текущий статус администрации удовлетворяет лишь 10% грузоотправителей. Стоит обратить внимание на то, что у МФО нет общего мнения по этому вопросу.

Развитие флота и дноуглубление – решит главные проблемы речной отрасли, считают игроки рынка. При этом дноуглубление должно проводиться за счет государства. Участники опроса также считают необходимым свободный доступ флота  под иностранным флагом на внутренние водные пути.

"Я рассчитываю на то, что эти точки изменений найдут свое продолжение в проекте национальной транспортной стратегии. Именно создание национальной стратегии было одним из ключевых факторов, которое объединило всех участников нашего исследования, которые определили это как одну из ключевых целей для реализации в ближайшее время. И очень бы хотелось, чтобы так стратегия, которая будет создана в ближайшее время она дала ответ на ключевые вопросы. Самый большой риск - это создание просто очередного документа, который будет благополучно принят и потом забыт в недрах нормативно-правовой базы", - рассказывает Сергей Вовк.