в начало
Параметры
Что искать
Где искать
Сортировать

Нет результатов

Охотники за самолетами:
Как живется украинским споттерам

ЦТС расспросил споттеров об особенностях их необычного увлечения, о специфике работы в украинских аэропортах, магии фотосъемки самолетов и их схожести с фотомоделями. А в качестве бонуса - словарь споттерского сленга.

Алина Костюченко 21 декабря 2017

Ливрея, свисток, контра, а еще батон, Чебурашка, бобик и арбуз - это не просто набор слов, как может показаться на первый взгляд, а часто используемый сленг среди людей, чье хобби носит не менее загадочное название - споттинг. Споттинг как явление возник во времена Холодной войны, когда среди любителей авиации на Западе считалось большой удачей увидеть самолет из страны соцлагеря и записать его бортовой номер. С тех пор суть явления изменилась не сильно - для споттера все так же важно "поймать" редкую модель самолета. Только теперь у него на вооружении уже не блокнот и ручка, а хорошая камера и объектив.

Споттер в современном понимании - это фотограф с редкой любовью к авиации. Настолько сильной, что ради удачного снимка споттер готов в любую погоду дежурить на выгодной для съемки точке, а, чтобы найти такую точку - бродить по колено в грязи, лазить по деревьям и прятаться от охраны аэропорта… Впрочем, как рассказывают бывалые споттеры, такой "дикий" споттинг понемногу уходит в прошлое - администрации аэропортов все чаще понимают, что споттер - не враг, а друг. Ведь красивые снимки всегда на руку аэропорту.

Хотя до стран Запада нам в этом понимании еще очень далеко: там вполне нормальное явление, к примеру, специальные отверстия в заборах, расположенные так, чтобы фотографу было удобно снимать взлет и посадку самолетов - именно динамические кадры, по мнению многих, самые ценные. Особый шик - заснять касание шасси ВПП с дымящейся резиной колес.

Об особенностях этого необычного увлечения, о связанных с ним трудностях, а также о том, как проложить путь к званию "охотника" за самолетами, рассказали ЦТС сами споттеры.

 

Олег Беляков

Снимает самолеты с 12 лет. Начинал с репортажных фото, на которых пытался запечатлеть событие или сюжет, а не просто самолет на фоне неба - например, во время авиационных праздников. Сейчас своей задачей считает не столько съемку самолетов в принципе, сколько фото, которые можно сделать в разных местах, условиях, при разном свете и в разных сюжетах.

О том, как детская мечта стала реальностью

У меня с детства было много авиационной литературы, в том числе иностранной. Мне повезло видеть образцы хорошей полиграфии и качественных снимков, чего в большинстве советских книг и журналов, к сожалению, не было. Наверное, подсознательно я на этих примерах учился, что-то пытался воспроизвести. Тогда я вряд ли мог подумать, что когда-то и мои фото будут печататься на обложках и центральных разворотах таких изданий, как Flight International, Airliner World, Flug Revue, Aero International или на коробках производителей масштабных моделей самолетов - Hasegawa и Herpa. Hasegawa в советское время была просто недосягаемой роскошью! Официально ее здесь никто, разумеется, не продавал, а цены на черном рынке доходили до 300 рублей за небольшой самолетик в 72-м масштабе. 300 рублей - это зарплата старшего научного сотрудника, кандидата наук в то время.

Самостоятельно я начал фотографировать (съемка-проявка-печать) примерно с 12 лет. Самолеты стал снимать примерно в том же возрасте (лет с трех - рисовал). Это был, скорее, не споттинг, а любительское репортажное фото. В основном, это были фото со всяких авиационных праздников, иногда снимал что-то в аэропортах. Интересно было снимать с технической точки зрения в Гостомеле - там было много редких экспериментальных самолетов. Это немного ближе к чистому споттингу, но это уже было в 15-17-летнем возрасте. В то время съемка там была полулегальной.

Официальных запретов в конце 80-х уже не было, но теоретически "специально обученные люди" могли поинтересоваться целью подобного хобби. Однажды, когда в Гостомеле официально презентовали (впервые публично) "Мрию" с "Бураном" в 89-м году за несколько дней до отлета в Ле-Бурже, там "людей в штатском" было чуть ли не больше, чем посетителей. Когда я заряжал в камеру очередную кассету с пленкой, один из них подошел ко мне и сказал: "Молодой человек, имейте же совесть!". После этого я решил не искушать судьбу (отснятый материал был очень ценным) и продолжил снимать уже менее нагло, исподтишка.

Я решил не искушать судьбу и продолжил снимать уже менее нагло, исподтишка.

О "съемках ради буквы"

Вообще, споттинг в чистом виде мне не интересен. Проясню, что я имею в виду. Допустим, несколько лет назад компания МАУ получила в течение месяца четыре абсолютно новых и абсолютно одинаковых "Боинга" 737-800: UR-PSA, -PSB, -PSC, -PSD. У меня есть знакомые, которые четыре раза съездили в Борисполь, чтобы снять с одной и той же точки эти четыре самолета, отличающихся лишь последней буквой в регистрации… Я лишь ради буквы не поеду. Но готов снимать один и тот же борт в разных условиях, в разное время суток, в разном свете, разных ситуациях и сюжетах.

А если брать шире - авиационное фото как жанр - то в мире есть много замечательных фотографов, которые: а) знают, что делают; б) делают это умело; в) имеют востребованные фото.

О культуре споттинга в Украине

В Киеве за последние 10 лет САБ (Службы авиационной безопасности. – ЦТС) и пресс-службы аэропортов стали вполне цивилизованными - на человека с камерой агрессивной реакции нет. Наоборот, ради своей популяризации часто приглашают фотографов, блогеров и просто споттеров на какие-то неординарные события (открытие новых рейсов, приход новых авиакомпаний, пополнение флота компаний и пр.). В провинции не все так гладко. Но и там тоже есть энтузиасты, благодаря которым реакция служб становится всё более адекватной.

Хотя иногда попадаются, конечно, "дикие" представители власти. Порой доходит до абсурда: например, пресс-служба "Антонова" устраивает официальное мероприятие с приглашенной пишущей и снимающей прессой в Гостомеле, а тот же гостомельский САБ гоняет от забора (с другой стороны) тех коллег, которые по какой-либо причине не аккредитовались. Это, конечно, сильно портит и имидж, и впечатления от события.

Трудности есть технического характера - отсутствие нормальной инфраструктуры вокруг аэропортов. Обычно лучшие для съемки точки находятся лишь в пешей досягаемости ввиду отсутствия каких-либо дорог. Бывает, что приходится идти несколько километров ради одного снимка. Но это работа фотографа, это нормально. Проблема еще и в тотальной загаженности прилегающих к аэропорту территорий. Вина здесь, конечно, на местных жителях, которые таким образом решают для себя вопросы утилизации отходов. Я давно хотел обратить на это и внимание администраций аэропортов: за прилегающими территориями тоже нужно следить!

Но это детали. В целом динамика позитивная.

Beliakov3

Ан-22, Олег Беляков

О кумирах и успехе на споттерских сайтах

Из украинских авиационных фотографов, ныне живущих, огромный опыт работы (и огромный собственный архив) у Сергея Попсуевича. Его фото всегда интересны и с сюжетной точки зрения, и с исторической. Из зарубежных фотографов "принято" упоминать японца Кацухико Токунага. Ничего не имею против - он бывший летчик ВВС, у него отличные кадры air2air (это "высший пилотаж" в жанре авиационного фото), он очень востребован. Но в мире есть много ему подобных, о которых мы просто меньше наслышаны. Но раскрученность, разумеется, это лишний плюс фотографу. 

Чтобы добиться узнаваемости на авторитетном споттерском сайте, надо быть настойчивым, терпеливым, уметь справляться с самолюбием. Хотя, конечно, "авторитетность ресурса" - весьма умозрительная характеристика. Объективно можно лишь оценить популярность ресурса. Ну и главное - это понимать, что у каждого ресурса свои правила, а у тебя лишь право выбора.

 

Эмиль Салманов

Занимается споттингом 15 лет - с тех пор, как у него появилась первая цифровая камера. Считает, что успешная споттерская фотография - это не всегда красивый с точки зрения эстетики кадр: говорит, что гораздо большую ценность для споттера представляет информативность фото.

О сладкой жизни споттеров в Европе и последствиях 11 сентября в США

Если говорить о сложностях споттинга, то важно понимать, с чем сравнивать. Если мы говорим о Европе, то там у споттеров, как мне кажется, самая беззаботная жизнь. Приехал на локацию - и делай что хочешь. В Европе некоторые аэропорты сами создают подходящие условия для наблюдения за работой аэропортов: споттерские площадки, дырки для объективов в заборах, различные споттерские мероприятия. В США споттера в окрестностях аэропорта могут ждать трудности в виде знакомства с местной полицией. После довольно поверхностного и непродолжительного диалога могут попросить ретироваться. Это всё уроки 11 сентября...

В странах бывшего СССР ситуация может быть диаметрально противоположной. Ввиду особенностей съёмки, требований споттерских сайтов и степени перфекционизма, споттер вооружен довольно серьёзной техникой. Для служб авиационной безопасности такой человек автоматически является шпионом. Парадигма "шпион на режимном объекте" культивируется ещё со времён Холодной войны. К сожалению, споттеры, как никто, на себе ощущают, что мир за последние несколько десятков лет в корне изменился, а мышление у людей "советской закалки" осталось прежним. Можно приехать под аэропорт и провести впоследствии несколько часов в отделении полиции.

Для служб авиационной безопасности человек с фототехникой автоматически является шпионом.

О споттинге в Украине

Говоря об Украине, должен отметить, что крупные украинские аэропорты в последние несколько лет стали довольно дружелюбными к споттерам. Проводятся мероприятия по случаю прихода новых авиакомпаний, открытия новых рейсов, получения новых самолётов во флоты авиакомпаний.

У современного менеджмента украинских аэропортов и авиакомпаний есть понимание, что споттеры, равно как, и журналисты, и блогеры, должны обязательно быть приглашены на мероприятия. Также за годы независимости, между споттерами и службами безопасности аэропортов была проделана большая работа, прежде чем удалось донести до последних мысль, что споттер - это не враг, а друг.

Вообще, опытный споттер знает, какие могут возникнуть ситуации, и имеет представление о том, как их избежать. В ближайших аэропортах у нас уже есть контакт с пресс-службами, с которыми можно связаться в случае чего. В более отдалённых аэропортах приходится излишне осторожничать, не зная всех особенностей местных порядков.

О популярных споттерах

Здесь я бы предпочёл не выделять конкретных людей. Дело в том, что на споттерских сайтах, как правило, присутствуют рейтинги, показывающие популярность фотографий, загружаемых споттерами. На вершинах этих рейтингов возникают как работы споттеров, объехавших весь мир, так и фотографии, сделанные споттерами в ближайщих аэропортах. Споттер - это ведь не просто фотограф. Это знаток авиации с весьма глубокими знаниями о предмете. Успешная споттерская фотография это не всегда красивый с точки зрения эстетики кадр. Большую ценность для споттера может представлять информативность фотографии. Например, я читаю блог одного фотографа, который часто публикует фотографии самолётов, только что сошедших с конвейера Boeing. Таким образом есть доступ к определённой крупице информации. Кстати в нашу эпоху интернета, информационная картинка у споттера формируется довольно быстро и точно, есть набор ресурсов, позволяющих всегда быть в курсе всего, что происходит в авиации.

Возвращаясь к вопросу, я бы ещё хотел добавить, что споттинг в современном мире настолько глобализирован, что нет даже смысла выделять украинских споттеров и иностранных: наши ребята публикуют фотографии на мировых сайтах, а споттеры из других стран публикуют свои фотографии на украинских ресурсах.

Попасть на авторитетный споттерский ресурс и просто, и сложно одновременно. Просто - с точки зрения загрузки материала. Есть список требований, которым материал должен соответствовать. Сложность заключается в том, что на споттерских сайтах есть фоторедакторы (скринеры), которые одобряют или отклоняют публикации споттерских фотографий, исходя из требований сайта.

 

Тимофей Кондратенко

Занимается споттингом с 2013 года, ведет блог и с удовольствием рассказывает о своем увлечении, в том числе в собственных колонках в СМИ.

О сути споттинга

Авиацией и фотографией я увлекаюсь с детства. А глобально фотографировать самолеты начал только в 2013 году, но если рыться в моих фотоархивах (а я люблю путешествовать), то можно найти также много и более ранних фотографий самолетов. Вначале я увидел споттерские фото в Livejournal, а так как я тогда уже вел свой блог, то постепенно подружился с другими споттерами и любителями авиации как из Украины, так и из-за рубежа. Затем я узнал об украинском споттерском сайте Spotters.aero, и начал туда выкладывать свои снимки. Постепенно я начал искать новые ракурсы и точки для съемки. Вообще, большая часть кадров делается не в аэропорту на официальных мероприятиях, а из-за забора. Иногда надо несколько километров идти по полю, стоять в грязи, или залезать на дерево, чтобы "поймать" редкий и интересный самолет.

Если вкратце, то суть фотоспоттинга это: а) редкий самолет, либо популярный - но в редком месте; б) качественный снимок, в) хорошая обработка снимка. В общем, снимать самолеты - это почти то же самое, что и моделей фотографировать. Важно абсолютно все: свет, ракурс, обработка фото. Ну и красота модели, конечно же.

О доступе в аэропорты

Раньше охрана аэропортов часто отгоняла людей с камерами и запрещала снимать. Теперь этого все меньше. Ну разве что возле аэродрома Антонов. Опять же, возникает парадокс: с территории на официальном мероприятии снимаешь все, что хочешь, а вот из-за забора тебя будут гонять сторожа с берданкой - ибо "не положено". Кстати, к "Русланам" и "Мрие" интерес просто огромный за рубежом. Заграничные споттеры с удовольствием приезжают в Украину поснимать эти самолеты. 

Снимать самолеты - это почти то же самое, что и моделей фотографировать.

Иногда зарубежные и украинские аэропорты проводят официальные споттинги. Тогда все желающие могут подать заявку и попасть в аэропорт. Но для того, чтобы пройти отбор, нужно показать те фото самолетов, которые вы сделали ранее. Показать, что вы хорошо снимаете, хорошо обрабатываете снимки. Так что без съемок из-за забора не обойтись. Пройдя отбор, вы будете совсем на другом уровне - ничего не будет мешать делать фотографии такими, как вы хотите. Да еще и по аэропорту будут возить, по разным точкам. Часто споттинги совмещаются с экскурсией по аэропорту, по разным службам вроде пожарной и кинологической.

О споттерских сайтах

Отбор на крутые сайты очень жесткий. Чем известнее сайт, тем строже отбор. На украинский Spotters.aero попасть достаточно легко (но опять же, при условии, что ты хороший фотограф), а на заграничные вроде airplane-pictures.net - куда сложнее. Если фото не прошло скрининг, вам приходит отказ - "реджект". Это, конечно же, всегда портит настроение. Но и является стимулом учиться и совершенствовать технику. Иногда то же самое фото можно обработать заново, поднять контрастность, отретушировать, и потом, возможно, отправить на сайт еще раз. Вдруг примут?..

 

Дмитрий Бирин

Споттер с 4-летним стажем. До того, как узнал об этом хобби, увлекался авиацией и фотографией. Предпочитает творческие фотографии. Автор известного фото летящего в небе самолета, окруженного колосьями пшеницы.

О том, что больше всего нравится в споттинге

Споттингом я увлекся в 2013 году. До этого я увлекался авиацией и фотографией, а когда узнал о таком хобби, как споттинг, и существовании споттерских сайтов, то решил объединить мои увлечения. Ездил к забору аэропорта Борисполь и фотографировал самолеты. Это очень красивое зрелище - наблюдать, как взлетает или садится самолет. Есть в этом что-то магическое, когда видишь, как многотонная железная птица взмывает в воздух. Большая удача для споттера снять редкий самолет. Например, на инаугурацию президента (в июне 2014 года. – ЦТС) слетались главы государств со всего мира, было интересно наблюдать и фотографировать эти самолеты.  Наш самый большой в мире транспортный самолет Ан-225 "Мрия" также приковывает внимание споттерской тусовки. Споттеры всего мира в любую погоду готовы дежурить возле заборов аэропортов, чтобы снять эту махину. Мне случайно удалось снять военный самолет C-17 Globemaster с гуманитарной помощью из Канады, который прилетел в аэропорт Борисполь - это было очень круто.

Есть в этом что-то магическое, когда видишь, как многотонная железная птица взмывает в воздух. 

Со временем появилось желание привнести творческий элемент в фото самолетов. Снимать на фоне красивых облаков, закатного солнца, искать новые ракурсы. Споттерские фотографии привлекли внимание пресс-служб аэропортов, и они начали приглашать споттеров на авиамероприятия: открытие нового рейса или приход новой авиакомпании. Поэтому появилась возможность снять водяную арку - традицию приветствовать новый рейс в аэропорту, когда две пожарные машины поливают самолет из лафетов. Очень впечатляющее зрелище. Также на авиамероприятиях есть возможность снять святая святых - кабину пилотов.

Самое приятное для споттеров - это когда аэропорты идут навстречу фанатам авиации и проводят официальные споттинги. 

Очень интересно посещать авиасалоны, например, в Ле-Бурже или Дубае, где можно снять совсем новые типы самолетов, увидеть фигуры высшего пилотажа в исполнении известных пилотажных групп мира.

О споттерской тусовке

Существует много споттерских сайтов, куда любители авиафотографии выкладывают свои работы. Из самых известных - Airliners.net, сайт творческих авиафото Airplane-pictures.net, наш украинский Spotters.aero. Гуру споттинга для меня в Украине - основатель нашего споттерского сайта Spotters.Aero Игорь Лесив. За рубежом - Sam Chui.

 

Игорь Лесив

Сооснователь украинского споттерского сайта Spotters.Aero, в прошлом - наземный директор государственной авиакомпании "Авиалинии Украины". Кроме, собственно, сайта, посвященного споттингу, также является редактором профильного информационного агентства "Аэровокзал".

О личном опыте и препятствиях

Я занимаюсь споттингом уже точно больше десяти лет. Это связано, конечно, с работой. Откуда появилась идея создать специальный сайт? Я менеджер по образованию, люблю порядок! Свой сайт у сообщества, клубные карты для идентификации, кроме этого, есть официальное информационное агентство для обращения в госорганы, аэропорты и авиакомпании. В общем, все по-взрослому. Что касается самого сайта, то я сооснователь, есть еще один человек, но он отошел от дел.

Lesiv1

Boeing 737-529, AeroSvit, Игорь Лесив

Что касается сложностей в работе, то это чаще всего вопросы безопасности, невосприятие человека с фотоаппаратом, часто - непонимание, кто вы и зачем это. Но в последнее время все меняется до наоборот, на сегодня в некоторых аэропортах сами директора общаются со споттерами, а некоторые приглашения на пресс-мероприятия начинаются со слов: "уважаемые журналисты и споттеры".

О равных возможностях и лучших споттерах

Споттеры и споттерские ресурсы во всем мире открыты, если ты фотоспоттер и делаешь красивые снимки, то их принимает любой сайт, в нашем сообществе нет какой-то дискриминации.

Что касается споттеров, которых я считаю лучшими в этом хобби, есть разные люди. Допустим, если взять именно фотоспоттинг, то это Олег Беляков. Из исторических споттеров мне нравится Alfred Matusevich.

Виталий Трубников

Занимается споттингом с 2011 года, когда приобрел "зеркалку" и телеобъектив. Говорит, что любил наблюдать за самолетами с детства, а приезжая на каникулы в Конотоп, наблюдал, как заходят на посадку учебно-тренировочные "Альбатросы" и разнообразные вертолёты, которые там ремонтировались.

О "советских привычках" в аэропортах

Сложность этого хобби в Украине заключается в том, что многие аэропорты формально живут ещё по законам СССР, когда фотографирование самолётов из-за забора фактически было под запретом. До сих пор в большинстве аэропортов можно наткнуться на представителя САБ, который будет пытаться препятствовать съёмке и обзывать споттера шпионом. В этом у нас огромная пропасть с Европой, где для споттеров строят специальные площадки в аэропортах и всячески способствуют этому хобби.

Из особенностей можно отметить слабый авиатрафик в региональных аэропортах даже по сравнению с соседними Польшей и Румынией. Также у нас в стране не проводятся авиашоу с участием иностранных гостей. Споттерам из провинции зачастую нужно ехать в Киев, чтобы принять участие в каких-то мероприятиях или просто попытаться запечатлеть несколько интересных самолётов за один день. Возможно, именно из-за этих сложностей и особенностей, в Украине количество споттеров на порядок меньше, чем в европейских странах.

О гуру споттинга

Надеюсь, не обидятся остальные гуру, но, в Украине наиболее известным и опытным споттером я считаю Олега Белякова. Он фотографировал самолёты ещё когда я под стол пешком ходил. В начале своего увлечения споттингом его фотографии были для меня образцовыми и сейчас мне очень приятно, что мы знакомы лично и часто общаемся.

Из зарубежных хочу отметить Владимира Микитаренко. Он наш земляк, но сейчас проживает в Германии. Всегда с удовольствием просматриваю его снимки из европейских аэропортов и по-доброму завидую разнообразию объектов для съёмки.

О споттерских сайтах и настойчивости

Чтобы попасть на авторитетный иностранный споттерский сайт, например, на Jetphotos, нужно для начала зарегистрироваться там. Далее выбираем день с хорошей солнечной погодой и едем в аэропорт. Стараемся сфотографировать самолёт так, чтобы солнце было у нас за спиной и не размазать самолёт в движении. Выкладываем фотографию на сайт, набираемся терпения и ждём результатов скрининга. Смотрим, что фотографию отклонили, и пробуем ещё раз. Для начинающих можно попробовать свои силы на украинском Spotters.Aero - на нём менее суровый скрининг.

Стараемся сфотографировать самолет так, чтобы солнце было у нас за спиной и не размазать самолёт в движении.

Бонус - краткий словарь споттерского сленга

Арбуз - Airbus

Батон - боковой снимок самолета. Считается дурным тоном (но если это "батон" редкого самолета, то это простительно).

Бобик - Boeing.

Громозека - один конкретный Ан-22 с номером UR-09307. Получил такое шутливое название с легкой руки Олега Белякова из-за схожести "фактурой" и "голосом" с персонажем серии мультфильмов об Алисе Селезневой.

Контра - расположение, когда солнце светит фотографу в лицо.

Корова - самолеты Boeing 767, Airbus А330.

Ливрея - схема окраски самолёта. 

Марево - нагретый на солнце бетон ВПП или стоянки, размывающий контуры самолёта.

Маруся - ласковое название Ан-225 "Мрия".

Mad dog - McDonnel Douglas.

Подзаборинг - споттинг в диких условиях за забором аэропорта.

Радиосканнер - приемник, который выглядит как рация, работающая только на прием. Позволяет слушать переговоры пилотов и диспетчеров, и понимать, что происходит в небе и в аэропорту.

САБовец - человек потенциально препятствующий съёмке.

Свисток - самолёт Ту-134 (из-за характерного звука двигателей).

Скрининг - модерация фото перед публикацией на споттерском сайте.

Спам - самолёты, которые чаще других попадают в объектив споттеров, либо же самолёты распространённого в данном аэропорту или авиакомпании типа.

Три топора - Boeing 777.

Чебурашка – Ан-72, Ан-74 (из-за высоко расположенных двигателей).

Эмбрион - Embraer.

 

Читайте также По ту сторону "Борисполя": Чего не видят пассажиры в аэропорту

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.