в начало
Параметры
Что искать
Где искать
Сортировать

Нет результатов

Новое и незабытое старое:
Как обновляют трамвайное хозяйство в 7 городах Украины

Как обновляли в 2017 году трамвайный парк в областных центрах Украины, и чего стоит ждать в 2018-м жителям Киева, Львова, Харькова, Днипра, Запорожья, Одессы и Винницы.

Алина Костюченко 16 апреля 2018

Новые трамваи - роскошь, которую в Украине большинство городов себе позволить не могут. Такой вывод можно сделать, изучив последние тенденции на рынке обновления общественного транспорта страны. В регионах все чаще массово закупают старые трамваи из Европы. Кому-то везет получить машины даже бесплатно, где-то экономят, модернизируя существующий парк, а кто-то и вовсе решает проблему нехватки подвижного состава путем аренды.

ЦТС решил разобраться, как обстоят дела в трамвайном хозяйстве некоторых крупных городов Украины, и стоит ли ожидать их жителям современного и комфортного городского рельсового транспорта.

 

Киев. Между "Песой" и "Электроном"

Киев - один из немногих городов страны, которому за последний год посчастливилось обзавестись новыми трамваями. В 2017 году на их закупку столица потратила 1,6 млрд грн. В эту сумму входят средства, предназначавшиеся на обновление трамвайного парка не только в прошлом году, но и в этом: часть суммы является авансовым платежом за вагоны, которые "Киевпастранс" планирует получить в 2018-м. Ранее директор предприятия Дмитрий Левченко рассказывал, что в 2017 году по факту были получены 28 новых трамваев. 25 из них - машины польского производителя Pesa, 3 - львовского завода "Электрон". Все это низкопольные трамваи.

Правда, в бочке меда не обошлось без ложки дегтя. Так, во время сильных снегопадов в середине декабря у одного из новеньких трамваев Pesa не сработала система экстренного торможения, говорят, из-за перебоев в подаче электричества, вызванных непогодой. Как результат - два разбитых трамвая (второй "пострадавшей" тогда оказалась старенькая "Татра" Т-3). Значит ли это, что польский трамвай плохо приспособлен к украинским реалиям? Ответ главы "Киевпастранса" расплывчатый: мол, Pesa - трамваи, соответствующие европейским стандартам, а, что пути в Киеве этим самым стандартам не соответствуют - так это то, над чем предстоит работать в ближайшие годы… По мнению главных конкурентов Pesa в Ураине, львовского "Электрона", победа в 2017 году в тендере польского производителя несправедлива, потому что его машина не соответствует почти двум сотням пунктов требований украинских ГОСТов. Да и цена с учетом пошлины выше, чем у "Электрона". В связи с этим в АМКУ даже была подана жалоба, но к отмене результатов торгов она так и не привела.

К львовянам, впрочем, тоже есть вопросы. Например, по одному из контрактов "Электрон" должен был поставить Киеву в 2017 году 7 30-метровых трамваев, а по факту поставил лишь 3. Поговаривают, что предприятие просто не справляется с темпами производства, в "Киевпастрансе" невыполнение поставщиком условий договора не комментируют. Более того, из трех поставленных машин по состоянию на декабрь 2017-го на ходу были лишь две. Третья ожидала от завода поставки запчастей. В начале апреля столица, наконец, получила четвертый трамвай из прошлогодней партии, и "Киевпастранс" начал обкатку двух новых машин.

Среди приоритетов "Киевпастранса" на текущий год - обновление подвижного состава Борщаговской линии скоростного трамвая. Для того, чтобы там курсировали только новые трамваи, необходимо еще 10-15.

Всего, как сообщили ЦТС в "Киевпастрансе", в 2018 году столица еще планирует получить 19 новых низкопольных трамваев. Производители все те же: 15 Pesa (модель 71-414К длиной более 26 метров), 4 "Электрона" (Т5В641 диной более 30 метров). По сути, поставщики в этом году будут довыполнять контракты, подписанные в прошлом.

 

Львов. Секонд-хенд из Европы

Львов в 2017 году новых трамваев не получал. Однако были проведены переговоры о передаче городу в 2018 году 30 б/у машин из Берлина. Как сообщили нам в ЛКП "Львовэлектротранс", речь идет о "Татрах", которые немецкая столица закупала в 1980-1990-х годах. Стоят они 18 тысяч евро за единицу, однако их еще надо доставить и адаптировать к львовской колее, ведь она уже берлинской на 43,5 см. Доставка одного трамвая стоит 5-8 тысяч евро, замена колесных пар - 12 тысяч евро. В общей сложности один трамвай обойдется в 38 тысяч евро. При этом, деньги на покупку самих машин предоставляет ЕБРР, Львов же должен покрыть все остальные расходы. В целом вагоны, как уверяют власти города, в пригодном состоянии, поскольку прошли капитальный ремонт, так что существенных капиталовложений они не потребуют.

Также Львов ранее анонсировал покупку 20 бывших в употреблении трамваев из других городов Евросоюза, однако в ответе на запрос ЦТС "Львовэлектротранс" эту информацию не подтвердил. Ранее город уже покупал "бэушные" трамваи, которые перед этим возили пассажиров в немецких Эрфурте и Гере. Все закупленные б/у машины исправны и работают на маршрутах.

Также точно известно, что коммунальное предприятие намерено получить 10 новых трамваев. Предположительно это также будут "Электроны", но пока о деталях этой закупки львовские коммунальщики умалчивают. В целом, как подсчитали коллеги из местного издания "Твоє місто", любой новый трамвай обойдется Львову от 1 до 2 миллионов евро за штуку. Как ни крути, даже с учетом меньшего гарантийного срока подержанных немецких трамваев (по сравнению с новыми машинами), покупать их все равно намного выгоднее.

Но вернемся к планам "Львовэлектротранса". Какие же трамваи могут выехать на улицы города в ближайшее время? Помимо "Электрона", который кажется наиболее вероятным вариантом (при стоимости около 1 миллион евро за штуку), рассматриваются та же Pesa (1,3-2 млн евро в зависимости от количества секций), а также хорватский Crotram и испанский CAF Urbos (порядка 1,8 млн евро за трамвай).

Что касается планов по ремонту и обновлению подвижного состава и путевого хозяйства, то в 2018-м запланировано осуществить 21 капитальный ремонт и 12 средних ремонтов вагонов, а также провести реконструкцию путей по улице Замарстиновской.

Харьков. Город с арендованными трамваями

С новыми трамваями в столице Слобожанщины тоже не сложилось. По крайне мере, в 2017-м их не покупали. Но, как пояснили ЦТС в Департаменте инфраструктуры городского совета, город, ввиду дороговизны приобретения новых машин, нашел другие варианты пополнения своего трамвайного подвижного состава.

Один из них - возобновление трамвайных вагонов за счет установки на старую ходовую часть нового кузова. В прошлом году в городе таким образом восстановили один трамвай. Как говорят в горсовете, восстановленная машина имеет низкий уровень пола, плавный ход и торможение, систему обогрева и кондиционирования, камеры видеонаблюдения и места для людей с инвалидностью.

Известно, что новые кузова обошлись транспортникам Харькова в 15 млн грн. В 2018 году ожидается поступление еще двух таких же трамваев. В целом планируется капитальный ремонт 28 трамвайных вагонов и 26,6 км путей, а также реконструкция 8,8 км путей и переездов. Покупать новый рельсовый транспорт в городе в 2018 году не собираются.

Но, если транспортное средство нельзя купить - его можно взять в аренду. Именно так и поступили коммунальные предприятия областного центра. В частности, в департаменте инфраструктуры Харьковского городского совета ЦТС сообщили, что город по состоянию на начало февраля текущего года арендовал 32 трамвайных вагона (из всего 276, используемых городом).

Вдаваться в детали там не стали, поэтому мы изучили этот вопрос самостоятельно. Согласно данным системы ProZorro, два харьковских трамвайных депо - Салтовское и Октябрьское - планировали взять в аренду по 18 трамвайных вагонов без водителя. Тендеры проводились дважды - 20 марта и 19 декабря 2017 года. Во всех четырех случаях победителем было ООО "АМК СЕРВИС".

В первом случае стоимость аренды 18 трамваев была определена на уровне 2,025 млн грн, то есть по 112,5 тыс. за вагон на 9 месяцев - до 31 декабря 2017 года. За несколько дней до срока истечения аренды в договор аренды между Салтовским трамвайным депо и "АМК СЕРВИС" были внесены изменения, согласно которым совокупная стоимость аренды уменьшилась до 1,575 млн грн. Из этого следует, что фактическое количество арендованных трамваев на деле оказалась меньше запланированного - всего 14. Октябрьское же депо, согласно данным ProZorro, арендовало запланированные 18 вагонов за 2,025 млн грн.

19 декабря 2017 года состоялись следующие тендеры на предоставление услуг аренды этим же коммунальным предприятиям, на которых снова победило ООО "АМК СЕРВИС". Согласно условиям тендера, речь снова идет о 36 трамваях (по 18 на каждое КП). Срок аренды - 12 месяцев, то есть, до 31 декабря 2018 года. Стоимость - 2,7 млн грн в обоих случаях. Однако действовать оба договора должны с 1 января. Правда, почему тогда в ответе на запрос ЦТС арендованных трамваев 32, а не 36? С этим вопросом ЦТС снова обратился к транспортному департаменту горсовета Харькова, но ни там, ни в обоих депо объяснить расхождение в цифрах нам не смогли.

Винница. Как сэкономить на трамваях

Винницу можно назвать городом с одной из наиболее развитых сетей общественного транспорта. Трамваи в этом плане - не исключение. По состоянию на конец февраля на 370-тысячный город приходилось 164 трамвайных вагона, из которых, как утверждают в горсовете, абсолютно все находятся в исправном состоянии, 28 - на консервации. Правда, закупок этого вида транспорта в Виннице не производили ни в прошлом году, ни в этом. Более того, в планах пополнения трамвайного парка путем покупки машин в 2018 году тоже нет.

Впрочем, необходимости покупать новые трамваи у винницких коммунальщиков, в общем-то, и нет - здесь прекрасно обходятся "бэушными" модернизированными на собственных предприятиях машинами. Первому факту способствует инфраструктурная особенность Винницы - она является одним из немногих городов страны с узкой (метровой) колеей и, благодаря этому, были избрана муниципалитетом швейцарского Цюриха для безоплатной передачи списанных вагонов Karpfen и Mirage. Это трамваи сравнительно небольшой вместимости (32 и 47 сидячих мест), зато - совершенно бесплатные и в неплохом техническом состоянии. Украинский город получает их партиями с 2007 года и на сегодняшний день в Виннице имеются 116 таких трамваев. К тому же, прошлой осенью мэр областного центра Сергей Моргунов анонсировал очередную поставку из целых 70 б/у трамваев из Швейцарии в 2021 году (в связи с планами Цюриха обновить подвижной состав), отметив, что к тому времени Виннице нужно будет провести серьезную подготовительную работу.

Второй момент, которым, кстати, очень гордятся в Виннице - сборка обновленных трамваев на базе старых вагонов. Стоит отметить, что идея эта вовсе не нова и сегодня в Украине реализуется во многих городах. Но именно в Виннице переоборудование старых трамваев приобрело промышленные масштабы. Здешние машины даже получили собственное имя, выбранное жителями путем голосования - VinWay, а также были официально запатентованы.

Модернизацией трамваев здесь занимается коммунальное предприятие "Винницкая транспортная компания". Первый созданный на основе чешских "Татр" T-4RU и КТ-4RU "ВинВей" встал на рельсы в 2015 году. Предприятие создает два вида вагонов - 16 и 32-метровые. Все имеют частично низкий уровень пола и уже привычный для виннитчан Wi Fi. Модернизация первого стоит около 7 млн грн, второго - 10 млн грн.

По состоянию на конец 2017 года в винницком трамвайном депо числилось 8 "ВинВеев" (6 16-метровых и 2 32-метровых), а планах на ближайшее время - выпуск еще как минимум 4 машин. А еще, как сообщил журналистам глава "Винницкой транспортной компании" Михаил Луценко, коммунальное предприятие ведет переговоры о поставке своих машин другим городам. Правда, для этого их нужно будет оснастить колесными тележками для более широкой колеи (1524 мм), проложенной в большинстве городов Украины.

Одесса. В ожидании скоростного трамвая

В Одесском городском совете ЦТС пожаловались, что, несмотря на государственную целевую программу развития электротранспорта, средств на закупку новых трамваев областной центр не получал ни в 2016, ни в 2017 годах, так что техника не закупалась. По крайней мере - в готовом виде.

В то же время, на одном из местных коммунальных предприятий переняли практику переоборудования и модернизации старых машин. Здесь также научились делать капитальный ремонт стареньких "Татр-Т3" с заменой кузова, частично низким уровнем пола, пандусом для заезда инвалидных колясок и другими современными техническими требованиями. В настоящее время по маршрутам Одессы курсируют уже 11 таких трамваев, в процессе капремонта находятся еще пять, и, помимо этого, КП "ОМЕТ", планирует в 2018-м приобрести еще 10 кузовов для проведения дальнейшей модернизации.

Что касается 2018 года, то в рамках проекта "Магистральный трамвайный маршрут прямого сообщения "Север-Юг" в городе планируют обновить 56 трамвайных вагонов (16 многосекционных большой вместимости с низким уровнем пола, еще 40 - частично низкопольные одиночные вагоны). Скоростной маршрут длиной в 68 км необходим городу для соединения двух крупных микрорайонов - поселка Котовского и поселка Таирова. О кредите ЕБРР на его реализацию власти города договорились еще в апреле 2017 года.

За 60 миллионов евро, помимо закупки подвижного состава, планируется полностью заменить 32 км путей и 8 тяговых подстанций. Стоит отметить, что для Одессы это огромная сумма - практически пятая часть ее годового бюджета. Впрочем, о конкретных сроках реализации проекта пока преждевременно. В Городском совете на вопрос о планах нам ответили уклончиво: "В рамках работы с ЕИБ и ЕБРР планируется привлечение кредитных средств на капитальный ремонт трамвайных путей с целью реализации проекта "Север-Юг". Ни конкретных дат, ни цифр.

Вообще, ситуация с трамваями в Одессе патовая. Как и в Днипре, трамвайный парк здесь не обновляется годами. Так, подсчитано, что за 30 лет город купил всего 28 трамваев. Причем 16 из них получены методом сборки непосредственно в вагоноремонтных мастерских и депо КП "Одесгорэлектротранс".

Днипро и Запорожье. Пока в аутсайдерах

Днипру новые трамваи, как и обновление путей, необходимы как воздух. Горожане жалуются, что местные трамваи буквально на ладан дышат, регулярно сходя с рельсов и выезжая за пределы путей, порой, на несколько метров. В период снегопадов ситуация усугубилась. Как сообщили ЦТС в КП "Днипровский электротранспорт", в 2017 году новые трамваи для города не покупались. Вместе с тем, в 2018 году областной центр по состоянию на февраль планировал приобрести 10 новых трамвайных вагонов, правда, не уточнили, каких именно. Пока что тендеров на закупку новой техники коммунальщики города не объявляли.

Также в областном центре планируют капитально отремонтировать 30 трамваев и… почти 3 км путей. На секундочку, общая протяженность трамвайной сети в городе - более 175 км. Впрочем, это не все. Также в Днипре в 2018-м хотят провести реконструкцию еще 1,65 км пути: на Вокзальной площади, от улицы Курчатова до проспекта Нигояна - там хотят заменить шпалы и установить шумопонижающее рельсовое крепление.

В Запорожье, как и в Днипре, революции в сфере рельсового городского транспорта, мягко говоря, не предвидится, а состояние трамвайного хозяйства оставляет желать лучшего. Как сообщили ЦТС в городском совете в феврале, из имеющихся на балансе города 120 машин на линии работают, согласно плану выпуска, всего 50.

В 2017 году областной центр трамваи не покупал и не заказывал, в 2018-м пополнение подвижного состава не предвидится. Вместе с тем, в прошлом году в Запорожье профинансировали на 21,36 млн грн капитальный ремонт 4 трамваев с заменой старого кузова Т-3, обеспечением частично низкого уровня пола, заменой системы управления и новым тяговым электроприводом. Там посчитали, что это в три раза дешевле, чем покупать новые трамваи. Корпуса производятся по чешской лицензии - они аналогичны по компоновке чешским трамваям Т3 R.P.LF, которые являются базовой модернизацией для старых трамваев "Татра-Т3" и новых вагонов VarioLF. Работы выполнило предприятие-победитель тендера "Политехносервис" (г. Калуш).

В 2018-м в Запорожье планируют таким же образом модернизировать еще 5 трамвайных вагонов за почти 28,03 млн грн и капитально отремонтировать 8 трамвайных тележек. Также "Запорожэлектротранс" в качестве субподрячика будет принимать участие в общегородских мероприятиях по реконструкции трамвайных переездов.

Читайте также Еще 10-15 вагонов - и на скоростной линии будут только новые трамваи. Интервью с директором "Киевпастранса"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.