Трагедия в небе над Донбассом повлечет за собой множество последствий. Информационное пространство уже взорвалось от огромного количества взаимных обвинений со стороны Украины и России. Сложно с точностью предсказать, как разрешится эта непростая ситуация, но одно можно сказать точно: катастрофа малазийского лайнера нанесла еще один очень сильный удар по многострадальной авиационной отрасли в нашей стране.

Читайте также Спецтема: авиакатастрофа малайзийского Boeing 777 на Донбассе

Достаточно вспомнить, что опасения у перевозчиков и пассажиров вызвали еще события на Майдане в Киеве. Иностранные дипломаты называли столичные аэропорты опасными и советовали авиакомпаниям из своих стран по возможности воздерживаться от полетов в Украину. Такие рекомендации на фоне падения деловой и туристической активности и, соответственно, снижения прямых пассажиропотоков сокращали объемы транзита через наше государство, что больно ударяло как по флагманскому перевозчику, так и по основному хабу – ГМА "Борисполь".

Ситуация продолжала постепенно ухудшаться, авиакомпании боролись с кризисными явлениями, как могли. После катастрофы им придется куда тяжелее: теперь воздушное пространство Украины будет считаться куда менее безопасным, чем в периоды противостояний в столице, и его будут стараться обойти иностранные перевозчики, следующие через нашу страну транзитом, и пассажиры, которые добирались до мест назначения с пересадкой в Киеве, будут выбирать альтернативные маршруты.

Первые последствия видны уже сейчас. Воздушные трассы над зоной проведения антитеррористической операции полностью закрыты для пролета. Украинские компании, чьи маршруты пролегают над восточными областями, меняют траектории полетов. "МАУ информирует, что в целях обеспечения безопасности пассажиров, экипажей и воздушных судов, авиакомпания изменила воздушные маршруты над регионом Восточной Украины. Все самолеты МАУ используют воздушные трассы, пролегающие на расстоянии более 200 км от границ зоны проведения АТО. На данный момент все собственные рейсы авиакомпании МАУ - внутренние и международные, регулярные и чартерные, - выполняются по расписанию, и авиакомпания выполняет свои обязательства перед пассажирами в полном объеме", - говорится в пресс-релизе "Международных авиалиний Украины" (МАУ).

"В связи с трагическими событиями, Wizz Air подтверждает, что в данное время ни один из рейсов авиакомпании не будет выполняться над территорией Восточной Украины", - говорится в сообщении пресс-службы "Визз Эйр Украина". Однако изменение маршрутов повлияет на расход топлива, что, в свою очередь, не лучшим образом отразится на и так страдающей экономике украинских перевозчиков.

Кроме того, политический фактор не замедлил сказаться на воздушном сообщении с Россией. Утром 18 июля был отменен рейс авиакомпании "Аэрофлот" из Москвы в Киев. По данным аэропорта Борисполь, летать отказалась и авиакомпания "Россия". Правда, пока что продолжает работу "Трансаэро", которая в пятницу, 18 июля выполняет оба рейса в столичный аэропорт Жуляны – из Домодедово и Внуково.

Ограничения коснулись и регионов. Согласно официальному сообщению Росавиации, полеты "Аэрофлота" в Днепропетровск на 18, 19 и 20 июля отменены. "Трансаэро" переносит свой рейс в Днепропетровск, запланированный на 18 июля.

Кроме того, изменения затронут Одессу. "Авиакомпания "Аэрофлот" уведомила Международный аэропорт Одесса об отмене собственных рейсов SU1808 Одесса-Москва (Шереметьево) на период с 18 по 25 июля. Всего отменено 8 рейсов", - говорится в сообщении Одесского аэропорта. С учетом того, что "Аэрофлот" является третьим по величине источником пассажиропотока для гавани, потери будут ощутимыми.

И если полеты в Украину будут корректироваться в соответствии с текущей обстановкой, то транзит в воздушном пространстве нашей страны запрещен для российских перевозчиков. "В связи с катастрофой самолета Boeing-777-200 Малазийских авиалиний вблизи государственной границы с Российской Федерацией в период проведения боевых действий на Украине отечественные авиакомпании прекращают выполнение транзитных полетов с использованием воздушного пространства этого государства. Маршруты прокладываются в обход Украины через Российскую Федерацию с дальнейшим выходом в воздушное пространство других сопредельных государств, которые обеспечивают безопасный пролет через свою территорию", - говорится в сообщении Росавиации.

Возобновление полетов, согласно пресс-релизу, произойдет только после "безусловного и гарантированного обеспечения безопасности полетов в воздушном пространстве Украины". Таким образом, потери несет уже "Украэрорух", который проводит аэронавигационное обслуживание транзитных перелетов. Кроме того, запрет на полеты для своих авиакомпаний в Днепропетровском и Симферопольском районах полетной информации издала Федеральная авиационная администрация США (FAA).

Все эти сообщения, с большой долей вероятности, будут влиять на решения других авиакомпаний при выборе трассы. И многие из них в целях безопасности будут стараться обходить воздушное пространство над Украиной, а также приостанавливая полеты в нашу страну. Такое решение уже принял эмиратский гигант Emirates. Его дочерняя структура FlyDubai пока что официально не заявляет о прекращении полетов в Киев, однако рейс в Жуляны 18 июля был отменен.

Все это еще сильнее бьет по многострадальной авиационной отрасли Украины. Ее дальнейшая судьба будет напрямую зависеть от разрешения военно-политической ситуации на востоке. И если обстановка будет накаляться и дальше, то без работы рискуют остаться очень многие субъекты рынка воздушных перевозок.