На фоне бурных эмоций по поводу исторического падения мировых цен на нефть несколько в тени оказался еще более стремительный обвал стоимости железной руды, которая для экономики нашей страны играет не менее важную роль, чем углеводороды для России.

Стоимость железной руды на мировом рынке в сентябре с начала 2014 года упала на 40% - до 82 долларов за тонну, сравнявшись с ценами сентября кризисного 2009 года. Падение цен обусловлено ослаблением спроса на ключевых рынках, включая Китай, а также увеличением объемов добычи железной руды крупнейшими производителями, в том числе BHP Billiton Plc. и Rio Tinto Plc. Китайские металлурги к тому же имеют высокие складские запасы готовой продукции, что оказывает дополнительное понижающее давление на спрос.

Читайте также Goldman Sachs возвестила о завершении "Железного века"

"В октябре активность рынков черных металлов останется низкой. Слабый спрос на сталь на внутреннем рынке в Китае будет ограничивать спрос на ЖРС в стране, а рост объемов экспортных предложений проката из КНР окажет сильное понижающее влияние на активность рынков черных металлов в Азии и на Ближнем Востоке. В результате действия этих факторов мы ожидаем продолжение снижения цен на ЖРС", - отмечают в ЦТС-Консалтинг.

Последствием долгосрочного падения мировых цен на руду может стать реструктуризация мирового рынка этого сырья. В случае падения цен на желруду до 80 долларов за тонну, ряду производителей будет сложно удержаться на рынке. Попадут ли украинские производители в их число и сколько сейчас зарабатывают с каждой экспортированной тонны холдинг "Метинвест" и компания Ferrexpo.

Рентабельность упала Себестоимость производства на Ferrexpo сейчас составляет примерно 43-45 долларов за тонну окатыша. Логистика до украинской границы – еще примерно 11-11.5 долларов с тонны (в 1 полугодии было 12,4 доллара), а если брать самый дальний рынок, китайский - 22-25 долларов, рассказывает аналитик "CASE Украина" Евгений Дубогрыз.

По его словам, даже при том, что цены летом сильно упали - сейчас окатыш 62% в китае на cfr идет приблизительно по 110 долларов, Ferrexpo на тонне окатыша зарабатывает в среднем 30 долларов и даже выше, так как больше половины ее экспорта идет в Европу, где транспортное плечо меньше, и расходы, соответственно меньше.

"У "Метинвеста" картина чуть похуже, потому что у него большая часть продукции - концентрат, на который цены пониже (около 85 долларов) и основной рынок сбыта - Китай. Поэтому копания зарабатывает ориентировочно только 20-25 долларов на тонне", - считает Евгений Дубогрыз.

Себестоимость производства на Ferrexpo сейчас составляет примерно 43-45 долларов за тонну окатыша

Это надолго Несмотря на обвал цены, согласно прогнозам, совокупный объем добычи железорудного сырья пятью крупнейшими западными горнорудными компаниями (Vale, BHP, Rio Tinto, Anglo American и Fortescue Metals) к 2017 году увеличится на 40% до 1,5 млрд т, в то время как спрос к тому же сроку – лишь на 10-15%.

Anglo American намерена продолжить реализацию проекта по добыче желруды в Бразилии Minas-Rio, запуск которого неоднократно откладывался. Это позволит поставлять желруду в страны Азии по цене в 50-55 долларов за тонну. Anglo American рассчитывает, что со временем добыча руды на этом проекте достигнет 26,5 млн тонн в год. Также стало известно, что Baosteel (Китай) и POSCO (Южная Корея) намерены вести совместную работу по разработке железорудного проекта стоимостью 7 млрд долларов в западной Австралии.

Измаил оживает В Украине на фоне проблем с инфраструктурой Донбасса производство ЖРС в августе сократилось на 9,5 процентов м/м и составило 9 млн тонн. Год к году падение составило 11,5 процентов. Таким образом, с начала года Украина произвела 79 млн ЖРС, что почти на 3 процента меньше аналогичного периода предыдущего года. Для сравнения, в России производство оставалось стабильным – рост на 0,6 процентов за месяц и минус 0,6% год к году.

По данным ЦТС-Консалтинг, лидером роста производства в августе стал КЖРК (+11,1 процент м/м и 7,4% г/г). Больше всего производство упало на СевГоке – минус 13,6% за месяц и на 15,3 процента год к году.

В то же время августовские экспортные отгрузки железорудного сырья по ж/д из Украины выросли сразу на 19 процентов м/м до 3,8 млн тонн. Транзит ЖРС через украинские порты вырос на 100 тысяч тонн (+88% м/м) и составил 214 тыс. т. Это резко контрастирует с ситуацией в российских портах, где в августе экспорт ЖРС упал на 71,3 тысяч тонн (-37% м/м) и составил 123,2 тыс. тонн.

По словам аналитика ЦТС-Консалтинг Андрея Исаева, такой стремительный рост экспорта связан с инфраструктурным коллапсом донецкого региона, вследствие чего у производителей оказались свободные объемы сырья, которые они перенаправили на экспорт.

Лидером роста по перевалки железной руды в августе стал Измаильский порт (155% за месяц и 44% год к году). Больше всего перевалка упала в Одесском порту (минус 49% и -74,5% соответственно). Снижение перевалки в Одесском порту с начала года составило уже 30,6 процента.

Читайте также Кто контролирует грузы: железная руда

2