В первой части интервью мы поговорили о непростых взаимоотношениях МАУ с Госавиаслужбой, "открытом небе", хабах и о том, почему именно Азия представляет наибольший интерес для авиакомпании. Во второй – коснемся перспектив развития флота МАУ, критики со стороны пассажиров и узнаем, что такое "низкотарифная сетевая авиакомпания".

О региональных аэропортах

Недавно в аэропортах Ивано-Франковска и Днепропетровска был конфликт с Turkish Airlines. После этого министр Владимир Омелян написал: "випарувався конфлікт навколо аеропортів Івано-Франківська і Дніпропетровська. Хочу щиро подякувати МАУ і Турецьким Авіалініям за win-win підхід". Как МАУ помогла решить этот вопрос?

Я участвовал в совещаниях по этим аэропортам. Мы высказали свое мнение. С тем, с чем столкнулись Turkish Airlines в этих двух аэропортах, мы сталкиваемся постоянно в очень многих украинских аэропортах. Везде есть какой-то набор инфраструктурных ограничений. В аэропорту Запорожье нормальная полоса, но неудобный терминал, в аэропорту Днепропетровск очень хороший терминал, но полоса не может принимать тяжелых самолетов, в аэропорту Ивано-Франковск проблемы с полосой. Мы туда можем летать только на маленьких самолетах. У Turkish Airlines проблема возникла потому, что они начали летать на тяжелом Airbus 319. Им сказали, что на этих самолетах нельзя летать, они разрушают полосу и аэропорт вскоре не сможет принимать рейсы. Если летать на маленьких самолетах, то взлетную полосу можно использовать дольше без реконструкции. Может быть, в этом мы помогли, объяснив, что это объективная проблема, с которой сталкиваются другие авиакомпании, и никто не пытается выжить Turkish Airlines. Насколько я понимаю, оба аэропорта сейчас занимаются ремонтом полосы.

Вы упомянули о проблемах ряда региональных аэропортов. А в Херсон почему не летаете?

Аэропорт Херсон работает только днем, а модель МАУ требует другого: мы должны прилетать вечером и улетать на рассвете. Если летом еще можно как-то ухитриться, чтобы прилет и вылет были в светлое время суток, то зимой нет. 

О флоте

Увеличивать флот будете только через лизинг или покупка новых самолетов также предусмотрена?

Не могу сказать, что все самолеты будут лизинговыми, но и никаких договоренностей о покупке новых самолетов у нас нет. Сегодня мы берем самолеты только в лизинг за неимением других возможностей. Но это не значит, что со временем мы не изменим свое мнение. Лизинг и покупка имеют одно принципиальное отличие – это стоимость владения самолетом. Если экономический анализ, доступность финансов, стоимость денег позволит нам получить дешевле самолет во владение через механизм покупки, мы пойдем этим путем. И наоборот.

В среднем флот МАУ имеет возраст 14 лет. Не боитесь ли вы, что лизинговые самолеты состарят его?

Уточню. В прошлом году я очень тщательно считал, средний возраст среднемагистрального флота МАУ был 11,6 лет, сегодня возраст всего флота составляет 13 лет. Относительно возраста, я прекрасно помню эйфорию, когда МАУ получала с завода в Сиэтле первый Boeing, купленный на условиях финансового лизинга. Это Boeing-737-300, которому дети на конкурсе дали имя "Маугли". Тогда это был новый самолет, а месяц назад самолету было 17 лет. К сожалению, все устаревает, люди, техника. Да, мы взяли 6-летний Boeing, он понизит наш средний возраст. Мы в июле возьмем новый самолет с завода, он еще понизит возраст. Это, как у человека, постоянная гонка, соревнование со старостью.

Сегодня средний возраст всего флота МАУ составляет 13 лет

Главное в самолете – не возраст, а как он эксплуатируется, как он технически поддерживается. Это то, что действительно важно, и это то, что мы для себя ставим во главу угла. Понятно, что у новых самолетов есть преимущества, и мы стараемся пользоваться этими преимуществами. К примеру, сейчас мы увеличиваем свой флот исключительно за счет самолетов нового поколения. На рынке есть много предложений классических моделей, но мы поставили себе за принцип – потихоньку избавляться от "классики". Я говорил, что в этом году мы получим 9 самолетов, но будет минус 2 самолета, чистый эффект – +7 самолетов. Все эти самолеты нового поколения, разных возрастов, но это все Boeing-737-800 Нового поколения. Следующий наш шаг в приближении к совершенству – это сказать, что мы перестаем брать самолеты старше какого-то возраста. Мы обязательно дойдем до этого шага.

Airbus не рассматриваете?

Освоение дополнительного типа самолета, обучение персонала и т.д. – это огромный и затратный проект. Сегодня мы не готовы запускать такой проект, но это не означает, что в будущем, при наличии определенной рыночной конъюнктуры, мы не вступим в него. Принципиальной разницы между семейством Airbus 320 и Boeing-737 нет. Сегодня у нас есть самолеты Embraer как второй тип. Но это осознанный выбор. Эти самолеты по емкости равны Boeing-737-500, но они нового поколения с улучшенной экономикой, улучшенными потребительскими качествами.

О бизнес-модели и сервисе

Вы говорили, что МАУ – сетевая авиакомпания, но в начале года Арон Майберг говорил о лоукост-модели. Как вы к ней относитесь?

Мы постоянно анализируем этот вопрос. Пока что все вылилось в следующее: по сути, наш эконом-класс – это лоукост, бизнес-класс – это бизнес-класс. Это накладывается на модель сетевой авиакомпании. Пока что МАУ – это не классический лоукост, поэтому мы приняли формулировку "низкотарифная сетевая авиакомпания". Мы стараемся перенимать некоторые приемы лоукостов, которые не противоречат сетевой модели, но позволяют нам уменьшать себестоимость перевозки и предлагать пассажирам более дешевые тарифы. Модель классического лоукоста мы рассматриваем как опцию, но пока что реальных планов у нас нет.

МАУ – это не классический лоукост, поэтому мы приняли формулировку "низкотарифная сетевая авиакомпания"

В рейтинге Skytrax у вас две звезды, у российского "Аэрофлота" – четыре. Не подстегивает ли это ваше самолюбие?

Конкретно Skytrax не очень подстегивает, поскольку я отдаю себе отчет в том, насколько это субъективный канал, он очень часто ошибается. Я помню, как-то в одном из этих рейтингов МАУ получил три, а не четыре, звезды из-за того, что у нас плохая система развлечений на борту. Но у нас на среднемагистральных рейсах вообще НЕТ системы развлечений. Мы ее не делаем, потому что она не востребована.

Как вы относитесь к критике пассажиров? Что вы делаете, чтобы избежать повторения ситуаций?

Я очень положительно отношусь к конструктивной критике, когда она предметная. Я лично получаю такие письма, рассматриваю. Предпринимаем определенные действия по исправлению и недопущению подобных ситуаций. К сожалению, такой критики гораздо меньше, чем огульно обвинительной. Такого рода критику мы воспринимаем очень настороженно. Всегда очень явно чувствуется, это конструктивная критика или критика ради критики.

О личном

Почему связали свою судьбу с авиацией?

Выросло из хобби, из детского увлечения авиацией и переросло в жизнь.

Не жалеете о своем выборе?

Нет, ни на секунду.

Как часто летаете не по работе? Куда именно?

Не по работе я летаю три-четыре раза в год. Чаще всего, в Англию или Испанию.

Это ваши любимые страны?

Да. Англия мне очень близка по духу, Испания – вторая по степени близости. Мне в этих странах очень комфортно.

Есть какие-то авиакомпании, которые вас приятно удивили либо разочаровали?

Несомненно, есть. Но конкурентов не хвалят и не критикуют, я не буду называть конкретные названия. На протяжении этого года у меня был опыт полета на самолетах нескольких европейских авиаперевозчиков в бизнес-классе, который меня очень разочаровал по набору сервиса. Для себя я понял, что у МАУ гораздо лучше. В то же время, был и позитивный опыт, после которого я говорил себе: "Нам еще надо учиться".

Есть ли у вас хобби, помимо авиации?

Да, это автомобили во всевозможных проявлениях, начиная от коллекционирования масштабных моделей и заканчивая ездой. Для меня езда на автомобиле – это самый лучший вариант расслабления. Если брать хронологически, авиация была первой, потом модели автомобилей, затем авиация как профессия, потом машина как средство передвижения. Еще чуть-чуть увлекаюсь гольфом.