Несмотря на то, что рынок экспедиторских услуг начал формироваться еще в 90-тых годах, он до сих пор считается "сырым". По словам генерального директора Ассоциации международных экспедиторов Украины (АМЭУ) Сергея Павлишина, сегодня 75% грузоперевозок осуществляется с помощью экспедиторов. В Ассоциации говорят, что 75% - это не 100%, и хотят завоевать весь рынок.

Вместе с тем, сам рынок не совсем "чистый". Часто возникают ситуации, когда экспедиторские компании используют в качестве прокладки для вывода средств. О том, что собой представляет рынок экспедиторских услуг сейчас, какие стоят задачи и чем экспедиторы отличаются от операторов читайте в интервью.

 

Что собой представляет рынок экспедиторских услуг?

Этот рынок начал формироваться в середине 90-тых годов. На тот момент это был рынок экспедиторских железнодорожных перевозок, которые обслуживали транзитные грузопотоки из/в Россию. Постепенно численный состав менялся от железнодорожных и автомобильных экспедиторов к морским. Сейчас смело можно сказать, что две трети членов Ассоциации - это морские экспедиторы. По сути, костяк экспедиторов, который формировал АМЭУ, - это компании Одесского региона. Всего на рынке Украины, по моим неофициальным оценкам, около 3-3,5 тыс. компаний, которые оказывают экспедиторские услуги. Есть компании, основная деятельность которых - это стивидорные работы и параллельно они оказывают экспедиторские услуги. Есть компании, которые параллельно являются грузовладельцами и одновременно работают как экспедиторы.

Какие самые крупные экспедиторы на рынке Украины?

Их нужно разделить по направлениям. В морском секторе - это Global Ocean Link, Laman Shipping, Formag. В железнодорожном бизнесе – Gradalogistic, "Логистранс", "Пласке" и "Галь-Дженералтранс". В автомобильном - это Laman Shipping и много членов АсМАП, в авиационном – компания "Кий Авиа Карго" и "Эйр Киев Карго".

В Украине около 3-3,5 тыс. компаний, которые оказывают экспедиторские услуги.

Этот рынок как-то регулируется?

По сути, этот рынок открыт. Он сейчас не лицензирован. Члены нашей ассоциации и Правление против лицензирования экспедиторского бизнеса, потому что это явное ограничение ведения бизнеса. Вопрос лицензирования экспедиторской деятельности время от времени поднимают ряд крупных экспедиторских компаний с целью ограничить рынок и улучшить свои возможности, а также АсМАП с целью ограничить работу экспедитора с Заказчиком. Это естественный процесс в бизнесе. Однако нам нужно идти к европейскому рынку, в котором преобладают ценности свободы и предпринимательства. Любая компания должна иметь возможность зайти на рынок и неважно, сколько в ней человек, какие услуги по видам транспорта она может оказывать заказчикам. Но при этом, важно выдерживать высокий стандарт обслуживания клиента, повышать профессиональный уровень своих специалистов. 

С кем конкурируют экспедиторы?

Экспедиторы чаще всего конкурируют напрямую с транспортными компаниями. Наш рынок еще достаточно сырой. Основным критерием является стоимость услуги. Если в морских перевозках - это морская линия, автомобильных - автотранспортные предприятия. Могу ошибиться, но предполагаю, что на сегодня

25% всех грузоперевозок происходит напрямую с перевозчиками, а 75 % - это перевозки с экспедиторами.

Какая разница между экспедитором и оператором?

Портовый оператор - это посредник, который работает только в порту и оказывает услуги по перевалке грузов в порту и сопутствующие данной операции услуги. Экспедитор сопровождает груз на всем участке перевозки - от продавца до конечного покупателя. Чем опытней экспедитор, тем дешевле за логистику платит заказчик, даже с учетом оплаты работы экспедитора.

Какая стоимость экспедиторских услуг?

В среднем, логистические затраты по транспортировке товара могут достигать 10% от стоимости самого товара. Стоимость экспедиторских услуг варьируется от 2%  до 20%, в зависимости от стоимости транспортировки (фрахта). Если речь идет о массовых перевозках - десятки тысяч тонн угля, руды и пр., то стоимость экспедиторских услуг привязывается к тонне груза. За контейнеры, как правило, устанавливают фиксированную плату – до 100 долл. США, например.

Логистические затраты по транспортировке товара могут достигать 10% от стоимости самого товара. 

Какие задачи стоят перед экспедиторами?

Задача экспедитора - оптимизировать транспортные затраты. Исходя из тех заданий, которые ставит заказчик, экспедитор предлагает несколько вариантов перевозки, в том числе, и несколько маршрутов. Тут важно исходить из первичных критериев - скорость или низкая стоимость, или создание буферной зоны для хранения груза. Экспедитор, зная рынок, предлагает заказчику оптимизацию транспортных затрат.

Как часто экспедиторские компании используются в качестве прокладок?

На практике есть случаи несоответствия деятельности компании настоящему определению экспедиторского бизнеса. На нашем рынке до сих пор наблюдается такое явление, когда небольшая экспедиторская компания длительное время работает на одного Заказчика. Здесь возникает вопрос: какая практическая польза Заказчику таких услуг?  Однако, в большинстве случаев на рынке работают универсальные экспедиторы, которые оказывают разнообразные виды услуг и экспедируют грузы многими видами транспорта. Это совершенно разные уровни деятельности. У крупной экспедиторской компании может быть 300-500 клиентов.

Когда компания работает на одного заказчика - ее нельзя назвать профессиональным экспедитором. По сути, это обслуживание одного транспортного потока без варианта оптимизации стоимости услуг.

Читайте также Контейнерная инновация: Как "Левада Карго" намерена развивать мультимодальные перевозки