В Украине снова заговорили о производстве электровоза двойного питания с участием зарубежного партнера. По информации Днепропетровского инвестиционного агентства, недавно на заводе "Электровозостроение" побывали представители польской компании Pesa, известной у нас своими рельсовыми автобусами. "Ознакомившись с техническими возможностями ГП "НПК Электровозостроение", руководство компании Pesa заявило о возможности создания собственного современного производства на базе предприятия. Производство локомотивов и поездов возможно в рамках государственных заказов. В связи с этим дальнейшее развитие инвестиционного проекта зависит от планов "Укрзализници" по обновлению подвижного состава, который имеет значительный износ", – говорится в пресс-релизе агентства.

Итак, что же предполагает сам проект? По данным агентства, польские производители изучают возможность сотрудничать с днепропетровским заводом в разработке и изготовлении прототипа двусистемного локомотива и налаживания серийного выпуска. Кроме того, рассматриваются планы по выходу на конвейер дизельных пассажирских поездов, а также рельсовых автобусов. Однако вопрос в том, как это будет реализовано на практике. Ведь у предприятия уже был не очень удачный опыт сотрудничества с немецким концерном Siemens по производству и сбыту магистрального электровоза ДС3.

Напомним, что в свое время Государственная администрация железнодорожного транспорта ("Укрзализныця") заключила с "Электровозостроением" контракт на поставку 101 электровоза ДС3. Однако в результате перевозчик приобрел только 18 локомотивов. А на самом заводе вот уже пять лет простаивают еще несколько готовых машин. Однако найти для них другого покупателя не представляется возможным.

"Одной из причин фиаско с Siemens был недостаточный госзаказ из-за нехватки средств у "Укрзализныци". Сегодня проблема финансирования "Укрзализныци" еще далека от разрешения. Хотя реформы начались, мне трудно представить, что даже в трехлетний срок ситуация значительно изменится. За последнее время "Укрзализныця" добилась одного успешного размещения евробондов и то на крайне благоприятном рынке. Вряд ли стоит говорить, что инвесторы уже поверили в успешных ход реформ "Укрзализныци", – сказал Центру транспортных стратегий старший аналитик инвестиционно-финансовой компании "Арт-Капитал" Алексей Андрейченко.

Польше нужно еще немало времени для завершения разработки и сертификации локомотивной платформы

Он отметил, что из-за сильного износа парка "Укрзализныця" испытывает острую потребность, как дизель-поездах, так и двусистемных электровозах, которые могли бы без проблем следовать по территориям всех железных дорог Украины, работающих на разном токе. Однако нехватка финансовых ресурсов не дает монополисту возможности обновлять тяговый подвижной состав.

"Я думаю, польские партнеры будут следить за успехами "Укрзализныци" в привлечении средств на закупку грузовых локомотивов на сумму порядка 2 млрд долларов, а также за темпом реформирования госмонополиста и пригородного транспорта в частности, по которым можно будет оценивать перспективы будущих госзаказов на продукцию СП с НПК "Электровозостроение", – резюмировал он.

Впрочем, полагают эксперты, дело здесь не только в платежеспособности "Укрзализныци". Вопрос еще в технической готовности польского предприятия к производству двусистемных электровозов. Ведь разработка локомотивной платформы у Pesa еще не завершена, поэтому говорить о сотрудничестве в ближнесрочной перспективе слишком рано.

"Не думаю, что этот проект удастся реализовать в ближайшее время. Дело в том, что у Pesa пока нет готовой локомотивной платформы. Сейчас у компании находится в процессе разработки их первая мульти системная локомотивная платформа Gama, и потребуется немало времени, чтобы завершить ее, провести испытания и пройти сертификацию. Поэтому говорить о производстве двусистемного электровоза в сотрудничестве с польской компанией сейчас преждевременно", – сказал Центру транспортных стратегий эксперт в транспортной отрасли Александр Кава.

В феврале в PKP Intercity заявляли, что действительно только начали испытания нового польского локомотива Gama Marathon (развивает скорость в 200 км в час), производства компании Pesa. С его помощью Польша хочет усилить свои позиции на рынке производства локомотивов, который в Польше после 1989 года замер, чем воспользовались глобальные производители: Siemens продавал евро спринтеры для PKP Intercity, a Bombardier  – локомотивы TRAXX для PKP Cargo i Lotos Kolei.

По мнению Александра Кавы, гораздо более реальной была бы перспектива реализации подобного проекта совместно с компанией Skoda Transportation, которая успешно завершила разработку и сертификацию своей локомотивной платформы. "Их мультисистемный электровоз модели 109Е уже готов и сертифицирован по стандарту TSI-HS RST на территории Евросоюза. Более того, именно у  Skoda Transportation есть большой опыт поставок пассажирских электровозов для пространства колеи 1520 мм", – подчеркнул Кава.

Однако шансы у польской компании выпускать в Украине продукцию все же остаются. Ведь рельсовые автобусы моделей 620М и 630М успешно работают не только в Украине, но также Литве, Белоруссии и Казахстане. Но все снова упирается в деньги. Сегодня "Укрзализныця" не в состоянии закупать достаточное количество подвижного состава для сектора пассажирских перевозок.

"Вопрос в том, будет ли эта продукция востребованной в достаточном количестве в Украине? Ведь объемы закупок пассажирского и пригородного подвижного состава у "Укрзализныци" в последние годы были очень незначительными. Причина все та же – острая нехватка финансовых ресурсов", - резюмировал Кава.

pesa_111001_61