С момента основания в ноябре 2003 года Etihad Airways удалось выстроить глобальную сеть маршрутов. Переломным в истории компании стал 2012 год, когда ей удалось прочно укрепить свои позиции. Прежде всего, это подтверждается размером прибыли. В 2012 году чистая прибыль компании увеличилась на 200% по сравнению с 2011 годом. К тому же, именно в указанном году пассажиропоток превысил отметку в 10 млн человек.

За первый год своей деятельности авиакомпания перевезла всего 340 тыс. пассажиров. Сейчас национальный перевозчик ОАЭ обслуживает почти сотню маршрутов. Кроме того, в текущем году авиакомпания планирует открыть еще восемь новых маршрутов, а к 2015 году – соединить 100 городов мира. Уже сегодня Etihad Airways стал серьезным конкурентом для крупнейших европейских игроков – British Airways, альянса Air France – KLM и Lufthansa, особенно на дальнемагистральных рейсах.

Читайте также: Гигант с востока: кому прокладывает путь в Украину flydubai

Каким образом авиакомпании удалось достичь таких блистательных результатов? Благодаря продуманной стратегии роста, в которой мы выделили три базовых элемента.

Удобный хаб Первым элементом стратегии Etihad Airways является наличие удобного хаба. Базовым аэропортом компании является Абу-Даби, находящийся неподалеку от одноименной столицы ОАЭ. Данный аэропорт, как и его ближайший конкурент Дубай, находится практически посередине маршрутов, соединяющих Западную Европу с Дальним Востоком и Юго-Восточной Азией. Именно географическое положение аэропорта является его большим плюсом.

В данном контексте особо стоит отметить роль менеджмента авиакомпании. Именно глава Etihad Airways Джеймс Хоган (James Hogan) неоднократно отмечал, что Абу-Даби находится на "перекрестке мира", а сам аэропорт охарактеризовал как "естественный хаб". Это дало возможность сделать ставку на фидерные перевозки, что привело не только к стремительному росту пассажиропотока компании, но и усилило значение Абу-Даби как хабового аэропорта. Напомним, что Хоган возглавляет Etihad Airways с 2006 года. К тому времени он уже успел зарекомендовать себя как успешный менеджер, управляя Gulf Air (национальной авиакомпанией Бахрейна).

Техника оптом Другим элементом стратегии Etihad Airways является заключение долгосрочных сделок на покупку крупных партий самолетов. В частности, в 2004 году компания закупила 29 самолетов (5 Boeing 777 и 24 Airbus) общей стоимостью 8 млрд долларов. Другая крупная сделка на покупку 45 лайнеров Boeing была заключена в 2008 году на Международном авиасалоне в Фарнборо. В целом, тогда авиакомпания объявила о заказе 205 самолётов – 100 твёрдых заказов и 105 опционов. Среди недавних громких сделок стоит отметить покупку на Дубайском авиасалоне 87 самолетов производства Airbus и 56 производства Boeing с возможностью приобретения еще 56 лайнеров.

Опыт Etihad Airways показывает, что увеличение инвестиций во флот авиакомпании со временем приводит к возрастанию прибыли. Так, резкое увеличение прибыли в 2012 году было следствием контрактов, заключенных в 2008 году. Кроме того, Etihad Airways, закупая большие партии лайнеров, пытается удержать лидерство в борьбе с ближайшим конкурентом – авиакомпанией Emirates, и в очередной раз подтвердить имидж динамично развивающегося перевозчика.

Активное партнерство Третьим элементом стратегии Etihad Airways является код-шеринговое партнерство с последующим приобретением миноритарных пакетов акций региональных авиакомпаний в разных странах мира. По словам вице-президента Etihad Airways Хареба аль-Мухайри, код-шеринговое партнерство способствует тому, что авиаперевозчик может обслуживать все направления мира. На сегодняшний день авиакомпания заключила более 40 код-шеринговых соглашений. Среди недавних достижений Etihad Airways особенно важным является соглашение о партнерстве с испанской авиакомпанией Air Europa, что позволит уже в текущем году наладить сообщение меэду Абу-Даби и аэропортами Южной Америки.

Довольно часто код-шеринговое партнерство Etihad Airways перерастает сопровождается покупкой части акций авиакомпаний-партнеров. Некоторые из них до заключения сделки находились в затруднительном финансовом положении или были на грани банкротства (например, Air Seychelles, Air Berlin, Air Serbia). Покупка Etihad Airways акций код-шеринговых партнеров не только поддерживает их на плаву, но и, по мнению Джеймса Хогана, позволяет наладить более тесное сотрудничество, а также снизить издержки на организацию авиарейсов. Кроме того, компании-субсидиарии или компании-партнеры помогают национальному перевозчику ОАЭ поддерживать должный уровень пассажиропотока, осуществляя фидерные перевозки пассажиров в/из аэропорта Абу-Даби.

Etihad Airways, приобретая акции партнеров, не становится мажоритарным акционером, поскольку владеет небольшим либо блокирующим пакетом акций. С декабря 2010 года по декабрь 2013 года авиакомпания купила акции семи партнеров: в Европе – сербской Air Serbia (49%), швейцарской Darwin Airline (33,3%), немецкой Air Berlin (29,21%), ирландской Aer Lingus (2,987%); на Сейшелах – Air Seychelles (40%); в Индии – Jet Airways (24%) и в Австралии – Virgin Australia (19,9%). Кроме того, в данный момент Etihad Airways проводит аудит на предмет возможного приобретения 49-процентного пакета акций итальянского перевозчика Alitalia.

Стоит отметить, что описанная выше схема партнерства не нова в коммерческой авиации. Подобную тактику в 1990-х годах использовал швейцарский перевозчик Swissair, которому в течение 10 лет также удалось добиться значительного и стремительного успеха, который вскоре сменился еще более быстрым крахом. Причиной тому послужили финансовые проблемы Swissair, а также последствия терактов 11 сентября.

В целом, стратегия роста Etihad Airways на данном этапе развития компании полностью себя оправдала. Хотя это стало возможно только благодаря стабильному притоку инвестиций и эффективному менеджменту. Пока что авиакомпания сохраняет лидерство по темпам развития. Однако, не последует ли за таким стремительным взлетом столь же стремительное приземление – покажет время.