Кабинет Главы Укртрансбезопасности Михаила Ноняка находится на 20-м этаже высотки Мининфраструктуры. Отсюда открывается прекрасная панорама Киева и хорошо видно, как заходят на посадку самолеты в Жуляны, как отправляет поезда железнодорожный вокзал, а под самим зданием то и дело снуют автомобили по оживленному проспекту. 

Но у хозяина кабинета почти не остается времени на все это взглянуть – с момента назначения на должность Главы Госслужбы по безопасности на транспорте Михаил Ноняк, по его словам, работает почти круглосуточно, оставляя пару часов на сон. Но и этого времени не всегда хватает, чтобы все охватить. Особенно сейчас, когда асфальт плавится от жары, а на полях зреет урожай зерновых и борьба с перегрузом на дорогах набирает новые обороты.

Об этом мы и поговорили с руководителем  Укртрансбезопасности, едва сумевшем выкроить время для встречи в своем плотном графике.

 

Михаил Васильевич, Министр инфраструктуры объявил войну перегруженным фурам, и Ваша Служба ведет активную работу в данном направлении. По информации на начало июня, на дорогах Украины работало 24 габаритно-весовых комплекса. Какова их численность сейчас?

Действительно, министр нас поддерживает в данном вопросе и мы благодарны ему за четкую позицию. Укртрансбезопасность заработала с 1 января этого года и впервые за 25 лет существования государства мы пытаемся вывести ее на новый уровень эффективности. Одна из наших функций – это габаритно-весовой контроль.

Круглосуточный контроль осуществляется на 22 габаритно-весовых комплексах в 14 областях, и в 4 областях четыре весовых комплекса работают в дневном режиме.

Сегодня мы осуществляем весовой контроль в 18 областях.  Круглосуточный контроль осуществляется на 22 габаритно-весовых комплексах (ГВК) в 14 областях, и в 4 областях четыре весовых комплекса работают в дневном режиме.

Сейчас ГВК находятся на балансе Укравтодора. Эти весовые комплексы достаточно старые – 2006 – 2009 гг. выпуска. Когда идет постоянная нагрузка на них, то они регулярно выходят из строя. Ответственность за их содержание и ремонт лежит на Укравтодоре.

Осложняет нашу работу и то, что на некоторых площадках нет освещения для круглосуточного режима, некоторые из них вообще не пригодны для установки ГВК. И потому мы не можем в той или иной области запустить габаритно-весовой контроль. Плюс есть кадровые проблемы в самом Укравтодоре, есть кадровые проблемы и у нас. Но мы делаем все возможное, чтобы все же запустить весовой контроль по всей территории Украины, сделать его эффективным. Ведь перегруз наносит ущерб украинским дорогам на сумму около 2 млрд гривен в год. Мы просчитывали эту цифру.

Работа комплекса габаритно-весового контроля в Одесской области.

Среди 26 рабочих ГВК есть и стационарные или мы говорим только о передвижных?

Там есть и стационарные, но их не так много: есть в Житомире, есть в Одессе. Но они просто в ужасном состоянии. На их восстановление необходимо 300 – 400 тысяч гривен, что абсолютно нерентабельно.

Видите ли Вы уже какие-то результаты своей работы? Какова динамика нарушений, связанных с перегрузом?

Хочу сказать, что рынок реально переформатировался. Перевозчики, трейдеры, логисты постепенно перестраиваются, переориентируются. Есть ряд компаний, которые уже четко заявили: "Ребята, мы будем возить максимум до 40 тонн. Все! Точка".

И это радует. Потому что мы сохраняем дороги, наполняем бюджет, не гибнут люди.

Перегруз наносит ущерб украинским дорогам на сумму около 2 млрд гривен в год.

Вернемся к весовым комплексам. Известно, что всего в Украине их 34. Получается, что до 10 из них постоянно выходят из строя. Подлежат ли они восстановлению в принципе? Возможно, за деньги, которые тратятся на их ремонт, можно было бы купить 1-2 новых комплекса?

Это комплексы разных модификаций. Например, в Житомирской области у нас вообще отсутствует весовой контроль. Почему? Там есть стационарный комплекс. На его восстановление и ремонт необходима энная сумма средств. И сейчас Укравтодор ищет эти средства. Хочу отметить, что есть довольно полное взаимопонимание с Укравтодром. И они нам обещают, что в ближайшую неделю – две все эти комплексы будут отремонтированы.

Также было поручение Премьер-министра Владимира Гройсмана главам обладминистраций и руководителям центральных органов исполнительной власти, Нацполиции  относительно содействия в весовом контроле по областям.

Не очень сильно включились губернаторы в эту работу. И я буду докладывать об этом Премьеру. Но есть и те руководители областей, кто содействует в решении неглобальных вопросов, хотя бы коммуницируют. Если говорить о вопросах глобальных, то только Николаевская область начала строить стационарный пункт габаритно-весового контроля.

За какие средства ведется строительство?

Область помогает и, насколько я знаю, местный автодор. Но там изменилось руководство области, и пока этот вопрос затормозился. Они начали эти работы, заложили площадку, но дальше пока вопрос завис.

Презентация работы передвижного габаритно-весового комплекса Премьер-министру Украины Владимиру Гройсману.

Раз уж мы вспомнили о Николаевской области…  На обнародованной 6 июля МИУ карте весового контроля Николаевская и Запорожская области оставались "белыми пятнами". То есть, контроль там отсутствовал.

Нет. На данный момент и в Запорожской области, и в Николаевской весовой контроль присутствует. На тот момент, когда Мининфраструктуры публиковало упомянутый материал, в Николаевской области вышел из строя соответствующий весовой комплекс.

В этих регионах находятся порты и где как не на подходах к ним осуществлять весовой контроль? 

На этой неделе состоится совещание,  и есть поручение Владимира Омеляна, чтобы каждый порт имел свой весовой комплекс. Чтобы не было перегрузов, чтобы порты не принимали автомобили по 60-80-100 тонн. Мы проведем совещание с портовиками, с руководителями портов, чтобы они четко сказали: "Уважаемые операторы, мы грузы с перегрузом принимать не будем". Также, когда есть перегруз, мы должны присутствовать в соответствующем порте и составлять соответствующие документы, накладывать штрафные санкции.

Если мы будем присутствовать в портах, то там будут совсем другие суммы и другие цифры проверенных автомобилей.

Пару недель назад Министр инфраструктуры заявлял о договоренности со стивидорами о том, что они будут за собственные средства устанавливать комплексы ГВК на въездах в порты. Есть подвижки в этом вопросе?

Пока что это процесс не сдвинулся с места. Идут соответствующие консультации. Есть четкая позиция министра и мы его на 100% поддерживаем.

Повторюсь, на этой неделе мы проведем совещание с руководителями портов, в том числе и речных. По его итогам начальники портов должны провести переговоры со стивидорами. И ряд стивидоров уже готовы содействовать в установке весовых комплексов, ведь это не такие уж большие средства - цена весового комплекса начинается примерно с 200 - 300 тысяч гривен.

Соблюдается ли принцип паритетности при установке весовых комплексов на путях к портам и к основным зерновым терминалам?

Мы никому не делаем преференций. Перед нами такие задачи не стоят. Мы реально стараемся отработать все участки, все терминалы. Был ряд обвинений от некоторый компаний в том, что мы стоим "возле их ворот", но не стоим возле конкурентов. Но это не так – мы постоянно двигаемся и не стоим возле терминалов.

Если мы будем присутствовать в портах, то там будут совсем другие суммы и другие цифры проверенных автомобилей. 

Министр инфраструктуры Владимир Омелян и глава Укртрансбезопасности Михаил Ноняк во время рабочей поездки в Одесскую область.

Анонсировалась закупка до конца года 70 весовых комплексов за средства ЕС. Какова цена вопроса и когда Вы реально ожидаете поступление ГВК из этой партии?

У нас есть сумма 106 миллионов гривен на закупку передвижных лабораторий, которые будут включать в себя, в том числе, и комплекс ГВК. То есть это будет автомобиль, оборудованный всеми техсредствами (для проверки крепления грузов, технического состояния ТС, с соответствующим программным обеспечением, с видеонаблюдением онлайн, со всеми необходимыми приборами для инспекторов, с комплексом ГВК). За эти 106 миллионов гривен мы планируем закупить 71 такую лабораторию.

Но есть чисто юридические и технологические моменты. Деньги пока не на счетах Укртрансбезопасности потому что ждем постановление КМУ, которое регламентирует порядок использования данных средств. Мы с министерством как раз дорабатываем необходимый пакет документов, который пойдет на Кабмин. После утверждения порядка мы сможем огласить тендер.

Но до конца этого года мы планируем комплексы закупить. Прилагаем к этому все силы.

За 106 миллионов гривен планируем закупить 71 лабораторию.

В дальнейшем упор планируете делать только на мобильные комплексы?

Почему мы говорим о передвижных комплексах? Для нас главное, чтобы был построен ряд площадок по всей Украине, которые будут иметь соответствующую сертификацию. Например, на трассе Киев – Житомир можем сделать 2 – 3 площадки и это даст нам мобильность, чтобы перегруженные автомобили не могли объехать нас в одной точке. И так по всей Украине.

Мы имеем карту, которая показывает, где идет самый активный поток ТС, где идет максимальный перегруз. Понятно, что мы ее не обнародуем, чтобы соответствующие компании-нарушители  не знали, где наши пункты ГВК и где их ждет проверка. И в соответствии с этой картой мы стараемся перемещаться и работать.

Не задумывались над тем, чтобы сделать карту интерактивной и разместить на сайте Службы? Речь не идет об оперативных данных, а о том, чтобы любой интересующийся мог зайти и увидеть общую картину по любому региону: какой транспортный поток, объемы перегруза, штрафов.

Такая идея есть. Мы хотим прозрачно показать, где и сколько мы собираем средств. Там, в частности, будут показаны наложенные и собранные штрафы. И тогда уже будут вопросы к судам, к исполнительной службе относительно эффективности и прозрачности их деятельности.

Будем все это освещать, но только после полноценного запуска работы по весовому контролю, как мы  это видим. Потому что сейчас в одних регионах мы собираем сотни тысяч штрафов, а в других – ноль, по причине отсутствия там ГВК.

Назовите актуальные цифры по проверенным автомобилям, выявленным нарушениям, наложенным штрафам.

Более 50 000 транспортных средств  проверено, если говорить о габаритно-весовом контроле. По документальному контролю эта цифра составляет около 70 тысяч, то есть в целом проверено почти 120 тысяч ТС. Наложено штрафных санкций по всем статьям более 17 миллионов гривен. Собрано за три месяца в бюджет более 3 миллионов гривен.

Если говорить в целом об Украине, то в каких регионах работает больше всего габаритно-весовых комплексов?

В Одессе, например, есть три комплекса, но один работает, а два вышли из строя. В Николаеве есть один комплекс, который то ломается, то работает. Плюс, на балансе Николаевского облсовета есть еще два неисправных ГВК. В Донецкой области два весовых комплекса: один работает, другой – нет. Аналогичная ситуация в Днепропетровской области. В Запорожье заработал комплекс, в Тернополе не работает ни один, но обещают, что будет работать. В Закарпатье комплекс работает только днем.

Более 50 000 транспортных средств  проверено, если говорить о габаритно-весовом контроле.

Если, вдруг, возникает ситуация, что в какой-то области есть два рабочих комплекса, то мы стараемся один переместить в тот регион, где контроль еще не осуществляется. Пытаемся контролировать основные логистические маршруты, самые проблемные точки.

Но в перспективе мы хотим перейти к дистанционному контролю. Такой контроль, например, реализован в Европе. Это позволило бы мониторить всю страну.

Как я это вижу? Предположим, в каждой области у нас будет по 3-4 ГВК. Плюс будет ряд точек дистанционного контроля – это индикативная лента на проезжей части и камера, осуществляющая фотофиксацию. Информация с них будет передаваться в мониторинговый центр и рассылаться по мобильным ГВК. Тогда мы сможем отслеживать только нарушителей, и не придется останавливать десятки автомобилей для контроля. Нашим работникам для проверки достаточно будет остановить только транспортное средство, идущее с перегрузом.

В перспективе мы хотим перейти к дистанционному контролю.

Честно говоря, на фоне озвученной информации о постоянно ломающихся весовых комплексах, это звучит, как фантастика. Вы лично в насколько далекой перспективе  это видите?

Все зависит от процесса финансирования. Но есть и большое желание работать. Я работаю 20 часов в сутки. Общаюсь с рядом европейских компаний для того, чтобы они предоставили адресную помощь, в том числе, по дистанционному контролю. Ищу средства у представителей нашего правительства. Дистанционный контроль – прекрасная вещь, к которой стоит стремиться и ради которой стоит работать.

Сделаю ли я это в текущем году? Не уверен. Но хотя бы заложить соответствующий фундамент, понять, какие компании могут работать, где найти деньги, до конца понять, как это внедрять, хочу уже в  этом году.

Сейчас веду переговоры с одной компанией, не буду ее назвать, относительно пилотного проекта дистанционного контроля. Например, можно поставить пять точек контроля в Киевской области, и посмотреть, как это работает.

Сколько таких контрольных пунктов потребуется в масштабах всей страны?

В идеале я бы видел 250. Примерно по 10 точек на область.

Хочу максимально все автоматизировать, чтобы не было лишних вопросов к Службе.

А упомянутую 71 мобильную лабораторию не планируете объединить в единую информационную систему, чтобы данные передавались более оперативно?

Да, информация будет стекаться онлайн в мониторинговый центр, а у передвижных лабораторий будет оперативная информация о происходящем на том или ином участке дороги. Будет обратная связь. И мы хотим обеспечить камерами наших инспекторов, по примеру полиции. Также есть желание оборудовать камерами сами мобильные комплексы, чтобы следить за работой инспекторов. Ну, и конечно, оснастить лаборатории GPS, чтобы мониторить все их перемещения.

Хочу максимально все автоматизировать, чтобы не было лишних вопросов к Службе. Чтобы любой проблемный вопрос мы могли подтвердить фактом. 

Пункт габаритно-весового контроля в Николаевской области.

И не о весовом контроле. Михаил Васильевич, как Вам работается в МИУ в сравнении с предыдущей должностью заместителя Министра доходов и сборов?

И там работа интересная, и здесь. Ничего нового для меня в обоих случаях не было. Главное – это желание работать и показывать результат. Я не пришел сюда навечно. Я пришел, чтобы поставить работу Службы на соответствующий уровень. Создать высокотехнологическую материальную и техническую базы. Сделать работу публичной и прозрачной. И я это сделаю.

В Министерство доходов и сборов я пришел после Майдана, до того занимался предпринимательской деятельностью, общественной работой. Моя цель – упростить работу государственных органов, облегчить жизнь граждан, искоренить существующую коррупцию.

На предыдущем месте я довольно активно работал в этом направлении, другое дело, что большинство дел осело в судах. В Укртрансбезопасности коррупционные проявления также присутствуют,  и мы с этим боремся.

Я пришел, чтобы поставить работу Службы на соответствующий уровень, создать высокотехнологическую материальную и техническую базы. И я это сделаю.

Приходится ли Вам лично управлять автомобилем? Много ли ездите по Украине за рулем, и какие дороги произвели на Вас самое неизгладимое впечатление?

Я автомобилист с юных лет. Мое первое образование – это автотранспортный колледж. Поэтому автомобильное хозяйство я понимаю. С  детства меня тянуло к автомобилям. Так сложилось позже, что учился в институте нефти и газа. По профилю работать не стал – ушел в бизнес. Но в итоге опять работа связана с транспортом – эта отрасль не является для меня новой.

Я не езжу с водителем. Я этого не воспринимаю. Мне нравится ездить самому. Я проехал практически всю Украину и видел такие дороги, которые просто нереально проехать.

Какой Ваш личный антирейтинг дорог?

Больше всего поразили дороги в зоне АТО – ездить по ним достаточно сложно. Там можно отбить и зеркала. Но плохие дороги есть и на западе Украине, и в южных областях (Кировоградская, Николаевская, Одесса).

Есть ли у Вас хобби? Как отдыхаете от работы?

В то время, что у меня остается после работы, я просто хочу поспать. То же касается и выходных.

Если говорить о хобби, то люблю спорт. Сам с детства занимаюсь спортом. Люблю свои Карпаты, где я вырос. Езжу летом отдыхать в горы.

А каким спортом занимаетесь?

Занимался контактными видами единоборств. Начинал с карате, увлекался боксом, рукопашем гопак, боями без правил. Выступал на соревнованиях. 

То есть в конфликт с Вами лучше не вступать?

Я очень спокойный человек (смеется). Но знаю, как держать удар.

Читайте также Евгений Кравцов: Я понимаю, что всем нужны quick wins, но реформы не делаются быстро