Мариуполь - крупнейший из украинских городов, расположенных в непосредственной близости от линии разграничения на Донбассе. По причине военного конфликта в 2014 году экономическая активность в городе замерла, но постепенно местные предприятия и компании переориентируют логистику и наращивают объемы производства и портовой перевалки. Безусловно, еще многое предстоит сделать как самому бизнесу, так и государству, чтобы преодолеть последствия оккупации части украинской территории и ограничения, связанные со строительством Россией Керченского моста. Однако, даже в этих условиях местные компании достигают позитивной динамики - одной из них является УК "Мариупольская инвестиционная группа", управляющая портовым терминалом, логистическим бизнесом, компанией по морскому агентированию и Азовским судоремонтным заводом.

ЦТС узнал, каким был для "МИГ" 2017 год.

Зерновой бизнес

Увеличение объема общих мощностей хранения агропродукции

В 2017 г компанией был введен в эксплуатацию новый склад напольного хранения на 6 тыс. т единовременного хранения. На данный момент, вместе с напольными складами (собственными и арендованными) и самим терминалом, общие мощности по единовременному хранению агропродукции компаний "УТА Логистик" и "УкрТрансАгро" составляет 57,6 тыс. т. Склад используется для хранения гороха, подсолнечного и соевого шрота. Шесть основных емкостей терминала лучше приспособлены для хранения зерна пшеницы и ячменя.

миг иг

(Кликните для просмотра в полном размере)

Рост объемов перевалки

Расширение номенклатуры культур - это одна из основных стратегических целей и задач компании. Введение в эксплуатацию нового склада напольного хранения позволило в течение 2017 г нарастить объемы перевалки соевого и подсолнечного шрота в 2 раза: в 2017 г этот показатель составил 83,4 тыс.т, в то время как в 2016 г он был равен 40,5 тыс.т.

В минувшем году удалось реструктуризировать кредитный долг ООО "УкрТрансАгро", спор по которому тянулся около четырех лет. Что позволило предприятию выйти на финансовые показатели, способствующие устойчивому развитию.

Еще одним направлением зернового бизнеса являются фумигационные услуги. В 2017-м их география была расширена на Бердянск и Николаев.

Фумигация зерна. Окрашенную пшеницу из Мариуполя в 2017 году отправляли в Марокко.

АСРЗ

Ремонт 30 единиц флота

За 2017 г Азовским судоремонтным заводом было реализовано продукции на сумму более 185,8 млн грн, что на 48,3 % превысило показатель предыдущего года. Было отремонтировано 30 единиц флота, что дало 49,9 млн грн от общей суммы. Еще 84,5 млн грн удалось заработать благодаря продукции машиностроения - грейферы, металлопродукция для ГОКов, портов и т.д.

Через причал АСРЗ переваливаются не только зерновые, но и квадратная заготовка. В прошлом году суммарно было перегружено 278 тыс. т таких грузов (47,9 млн грн).

В "МИГ" отмечают, что за 2017 г компания вернула былые позиции по перевалке чугуна - 45 тыс. т в сравнении с 352 т 2016 года. Также, была значительно увеличена доля агропродукции в структуре перевалки АСРЗ.

Одно из судов, отремонтированных на АСРЗ в 2017 году.

Продолжение поиска решений по неопределенному юридическому статусу ЦИК АСРЗ

Как уже не раз сообщалось, дальнейшему полноценному развитию АСРЗ препятствует его неопределенный статус. В минувшем году поиск решения по данному вопросу в Мариуполе был продолжен.

В исполнение приказа ФГИУ и МИУ от 23.02.2017 г., совместная комиссия в составе представителей РО ФГИУ, МИУ, АМПУ и ООО "СРЗ" провела инвентаризацию имущества. Таким образом, по состоянию на конец года был выполнен только первый пункт приказа из семи предусмотренных. Учитывая скорость реализации мероприятий и принятия решений, ООО "СРЗ" предложило провести комплексную оценку рисков действий, которые предусмотрены данным приказом, и которые, по мнению СРЗ, могут привести к остановке предприятия и сокращению более 1 тыс. сотрудников.

На текущий момент, несмотря на окончание срока аренды, ООО "СРЗ" поддерживает производственный процесс, выполняет договорные обязательства с текущими контрагентами, осуществляет отчисления в бюджеты, своевременно выплачивает заработную плату и сохраняет уникальный для Азовского моря судоремонтный комплекс. Так, в 2017 году предприятие уплатило налогов и сборов в сумме 52,2 млн грн (в 2016 год эта сумма составила 35,2 млн грн), в том числе: в государственный бюджет - 39,4 млн грн (в 2016 г. - 28,1 млн грн.); областной бюджет - 2,2 млн грн. (в 2016 г. - 1,4 млн грн.); местный бюджет - 10,7 млн грн. (в 2016 г - 5,7 млн грн.). Фонд оплаты труда за 2017 год увеличен до 81,4 млн грн (2016 - 50,4 млн грн.).

Осенью на АСРЗ был проведен плановый доковый ремонт единственного украинского ледокола "Капитан Белоусов".

Морской бизнес

Компания "Маритайм Логистикс" в 2017 г выполнила промежуточный ремонт оперируемого судна "Механик Юзвович".

В отчетном году было проведено освидетельствование подводной части судна в доке АСРЗ, освидетельствование судна на соответствие международным конвенциям и требованиям классификационного общества, в результате чего был подтвержден класс судна.

Как рассказали в компании, значительные усилия в 2017 г были направлены на выстраивание партнерской сети для повышения скорости доставки грузов морскими судами.

А суммарный объем морской перевозки в прошлом году составил 59 тыс. т, с учетом стоянки оперируемого судна в ремонте в течение двух месяцев.

В данный момент компания работает над привлечением дополнительного флота в управление и поиском инвестиций для строительства нового флота "Волго-Дон макс" класса, для работы в Азовском море.

Судно "Механик Юзвович".

Не только перевалка и логистика

Частью бизнеса "Мариупольской инвестиционной группы" является медийное направление. В 2017 г был существлен технический перезапуск регионального телеканала "ТВ-7". Телеканал перешел на вещание в формате высокой четкости Full HD благодаря полному техническому обновлению студийного оборудования. Осуществлен выход за рамки телеэфира - в интернет-пространство.

Уже второй год подряд "МИГ" собрал в Мариуполе лидирующих экспортеров аграрной продукции со всей Украины, работая над повышением инвестиционной привлекательности прифронтового города. II Мариупольский Аграрный Форум объединил более 130 представителей агробизнеса, отраслевых экспертов, представителей государственных предприятий и городской исполнительной власти.

2017 г запомнился и тем, что "Мариупольская Инвестиционная Группа" в партнерстве с ЦТС запустили новый проект - L.A.B. Logistic Agro Benchmark. В ходе реализации проекта его участники посетили более 15 аграрных и логистических предприятий стран ЕС и детально изучили специфику генерации и транспортировку грузопотока зерна, других видов аграрной продукции, логику построения логистических цепочек, стоимость и скорость выполнения погрузочно-разгрузочных операций и другие аспекты. По итогам поездки на площадке Европейской Бизнес Ассоциации были презентованы результаты проекта, выводы, рекомендации и идеи, которые могут быть применимы в украинских реалиях.

Читайте также Как работает АСРЗ в условиях войны и правовой коллизии

Участники проекта L.A.B. Logistic Agro Benchmark в порту Любек (Германия).