К церемонии подписания договоров между Ryanair и аэропортами Борисполь и Львов в марте 2018 года подошли основательно - событие «освятил» своим присутствием даже сам Президент Украины. Но для авиационной общественности более знаковым было появление в этот день в главном аэропорту страны Майкла О'Лири - эпатажного гендиректора ирландского лоукостера.

С ним-то нам и удалось пообщаться сразу после того, как официально был подтвержден запуск с октября рейсов авиакомпании в Украину, а сайт Ryanair стали атаковать тысячи наших соотечественников в поисках анонсированных билетов по 9,99 евро.

Почему платить налоги - плохая идея, Wizz Air не конкурент, а МАУ выиграет? Стоит ли рассчитывать на появление "дочки" Ryanair в Украине, каковы перспективы для наших программистов и авиатехников, что случится с терминалом F через три года? О заходе в новые аэропорты летом 2019 года, а также о министре Омеляне, жестком футбольном матче и романе влюбленных - в эксклюзивном интервью Майкла О'Лири для ЦТС.

Что такое сейчас Ryanair?

Ryanair - крупнейшая международная авиакомпания в Европе, которая в этом году перевезет 130 миллионов пассажиров. Наши 420 самолетов выполняют полеты с 87 баз в 215 аэропортов 36 стран Большой Европы. Всего у нас свыше 1800 маршрутов.

В следующие 6 лет наш флот вырастет до 600 самолетов, а пассажиропоток достигнет 200 млн пассажиров в год.  Мы гарантируем нашим пассажирам самую низкую цену на билеты. И достигаем этого благодаря самым низким в отрасли расходам. Крупнейшие для нас рынки - Великобритания, Испания, Германия, Италия, Греция, Португалия и соседняя с вами Польша.

В течение 6 лет мы получим 240 новых самолетов Boeing-737-800.

Почему именно сейчас компания решила выйти на украинский рынок?

Для нас Украина потенциально очень хороший, большой и никем не занятый рынок. Украина - большая европейская страна, обладающая обширной территорией. При этом тут очень малая воздушная мобильность населения - на более чем 40 миллионов населения всего 16 млн перевезенных пассажиров в украинских аэропортах. И это, учитывая большой объем иностранцев, в том числе, просто летящих транзитом и не выходящих из аэропорта. То есть реально летает процентов 10 населения, а, возможно, и значительно меньше. В то же время в 4-миллионной Ирландии мы видим более 44 миллионов пассажиров. Вероятно, что такая ситуация сложилась из-за достаточно высокой стоимости билетов на перелеты. Пока в Украине не работают настоящие лоукост-перевозчики. Наш приход откроет для украинцев новые возможности путешествовать.

Украинцы хотят летать, мы это видим по своим продажам в других странах-соседях Украины, мы это почувствовали по той заинтересованности, которая есть вокруг выхода нашей компании на украинский рынок. 

Мы представили 15 первых направлений из Украины. Это наши первые инвестиции в Украину в целой серии предусмотренных нами для вашего рынка. Уже в ближайшее время они будут быстро наращиваться. 

Что будет значить для украинских городов приход Ryanair?

Большие положительные изменения. К примеру, тут в Борисполе, сейчас мы находимся в огромном большом, новом, красивом терминале (терминал F. - ЦТС), который совершено не задействован - он абсолютно пустой. Это неправильно, когда государство инвестировало средства в создание современной аэропортовой инфраструктуры, а она простаивает. Мы в силах ее загрузить.

Через 2-3 года зал вылета терминала F будет переполнен людьми.

Уже в первый сезон работы мы будем выполнять 32 еженедельных рейса в Борисполь. За первый год мы планируем перевезти тут 550 тыс. пассажиров. Но это только начало - уже через полтора-два года, я думаю, мы выйдем в Украине на миллионные обороты. И года через 2-3, когда мы снова встретимся в этом зале (зал вылета терминала F. - ЦТС), он будет переполнен людьми. Мы вполне можем возить только в Киев миллионы пассажиров.

То же самое касается и Львова. Уже в этом году мы откроем 14 еженедельных рейсов. В наших планах перевезти за первый год работы 250 тыс. пассажиров. Это очень значимые цифры для львовского аэропорта. И это только начало, мы видим тут очень большой потенциал.

По итогам двух лет работы я прогнозирую, что мы перевезем более 4 млн пассажиров в украинских аэропортах, возможно, что даже больше. 

Наш опыт показывает, что такие показатели пассажиропотока помогут дополнительно создать минимум 600 рабочих мест. Из которых более 400 - в Киеве.

По итогам двух лет работы я прогнозирую, что мы перевезем более 4 млн пассажиров в украинских аэропортах, возможно, что даже больше. В Польше, чтобы нарастить пассажиропоток с 0 до 10 млн у нас ушло 10 лет, в Украине, я уверен, этот путь Ryanair будет значительно короче. Я вижу тут потенциально 16 млн наших пассажиров в год.

Читайте также Ryanair привозит пассажиров, а ваше дело научиться на них зарабатывать, - интервью с коммерческим директором "Литовских аэропортов"

После подписания договоров стороны не скрывали своего удовольствия - каждый видел в этом свою выгоду.

Судя по маршрутной сети, вы будете возить, в первую очередь, украинских трудовых мигрантов…

Почему же? Мы видим большой потенциал и деловых поездок, и людей, путешествующих в отпуск. Наши аналитики оценили потенциальный спрос на украинские направления с тех баз, где у нас в ближайшее время планируется рост перевозных мощностей. Там, где мы действительно его увидели, мы включили эти города в сеть маршрутов в Украину.
Потенциально мы могли бы связать украинские города с теми 200 европейскими аэропортами, в которые мы уже летаем. Но пока это возможно далеко не везде, где мы бы хотели. Например, существует ряд юридических ограничений - межправительственных соглашений, пока не позволяющих нам выполнять полеты на некоторые желаемые нами направления, где наверняка был бы спрос. Что ж, над этим вопросом еще предстоит поработать. и в первую очередь украинской стороне.

Уточните пожалуйста, что это за направления? И почему сейчас нет Голландии, Франции или Италии?

Сейчас мы открываем сразу 15 направлений из Украины. Поверьте, это исключительный случай, когда наша компания заходит на совершено новый для себя рынок с таким широким предложением. Невозможно охватить все. Но вы получаете лучшее, что мы сейчас можем дать.

Все наши самолеты загружены работой. У нас нет стоящего на земле флота и проблемы, куда бы ему полететь. Все - с точностью наоборот. Сотни европейских городов осаждают наших менеджеров с просьбой открыть новые маршруты к ним. И то, что Украина уже этой осенью получит 15 новых таких маршрутов - это очень хорошая сделка и для вас, и для нас.

Почему именно из Польши будет выполнятся больше всего рейсов?

Польша наш ближайший к Украине крупный рынок. При этом, мы планируем очень активно там развиваться. Уже начиная с августа, на польские базы начнут приходить новые самолеты - по 8 в месяц. Их нужно загрузить работой. В то же время, мы видим очень большой еще неудовлетворенный спрос на украинском направлении из польских городов.

А что касается чартерных направлений так популярных у украинских туристов?

Во-первых, по нашим прогнозам, не менее 40% будущих пассажиров рейсов Ryanair в Украину будут иностранцы. То есть мы привезем сотни тысяч иностранных туристов в Киев и Львов, а в будущем, я надеюсь, и в другие украинские города. К примеру, я бы очень хотел, чтобы среди них была Одесса.

Кроме того, посмотрите на наши маршруты - Барселона - это один из главных туристических центров мира. То же самое, если мы говорим о Лондоне. Да и в других предложных городах есть, что посмотреть украинским туристам.
Что же касается таких популярных у украинцев чартерных направлений, как Турция или Египет - это все-таки не наш рынок. Мы европейская авиакомпания и концентрируем свое развитие в Европе. Мы предложим украинских туристам европейские направления.

У нас нет никаких отношений с конкурентами на украинском рынке. Тут не работает ни один настоящий лоукостер. 

Каково ваше отношение к конкурентам на украинском рынке?

Министр говорил, что конкуренты блокировали наш выход на рынок, но я не вижу тут ни одного конкурента. У нас нет никаких отношений с конкурентами на украинском рынке. Тут не работает ни один настоящий лоукостер. Ryanair принесет пассажиру уникальный продукт - дешевый билет на самолет.

А как же МАУ и Wizz Аir - разве они не ваши конкуренты? Тем более, ваша сеть с последней авиакомпанией совпадает почти полностью.

Ну разве нас можно называть конкурентами? Вы посмотрите - сегодня мы продаем билеты, например, на маршрут Киев-Варшава за 9,99 долларов США. А эти компании продают билеты на этом направлении в 4 раз дороже! Это, что, конкуренция!? МАУ нам не конкурент. Wizz Аir, тем более.

Читайте также "Второе пришествие" Ryanair: Ждать ли битвы лоукостеров?

Ryanair в упор не видит конкурентов на украинском рынке - по крайней мере, об этом заявляет.

Кто, по-вашему, был виноват в прошлогоднем срыве договоренностей между Украиной и Ryanair?

Я не сторонник идеи "теории заговора" и не хочу тратить время на дискуссии, кто, что и зачем так делал.  О прошлогодней договоренности не надо вспоминать - главное, что есть сейчас. И сегодняшние условия намного лучше для всех сторон.

Что изменилось за год и позволило вам подписать договор с украинскими аэропортами? Как вообще проходили переговоры? На пресс-конференции вы сравнили их с футбольным матчем. Так кто же в нем победил?

Да, они были, как в жестком футбольном матче. В этом футбольном матче Ирландия-Украина опять победили украинцы. Что поделаешь - вы лучше играете в футбол (смеется). Но, в целом, я бы лучше сравнил наши переговоры с романом влюбленных: познакомились, влюбились, ухаживаем, флиртуем, танцуем, иногда ссоримся и даже подраться можем, но в результате помирились и поженились. И выигрывают обе стороны - тут нет проигравших. Когда люди создают счастливую семью, у них много детей - вот и у нас сейчас их уже 15 - пятнадцать наших направлений. Но это только начало - будет еще больше.

Наша команда переговорщиков хорошо потрудилась с замечательной командой переговорщиков с украинской стороны - от результата мы все только выиграли.

В прошлом году и Ryanair, и аэропорты сделали много ошибок, но нам повезло, что у Украины есть такой хороший министр инфраструктуры. Владимир Омелян действительно очень многое сделал для нашего прихода, редко какой министр так самоотверженно отстаивает наши интересы. Именно он помог сгладить весь прошлогодний негатив. 

Вмешательство в переговоры главы государства - исключительный случай, у нас такого еще не было. 

Вмешательство в переговоры главы государства - исключительный случай, у нас такого еще не было. Очень хорошо, что в переговоры вмешался Президент Порошенко, который оказал должное влияние на стороны, помог установить приоритеты и создал нужную атмосферу переговоров.

Как известно, в прошлом году МАУ подала на нас в суд, и так пробовала остановить наш приход, но проиграла все суды. Сейчас нет никаких правовых препятствий для нашего выхода на рынок. Мы вовсе не собираемся воевать с МАУ, мы будем свободно конкурировать. Вполне возможно, что это пойдет только на пользу украинскому перевозчику. Например, в Польше LOT сейчас перевозит на 40% больше, чем до нашего прихода. 

Если сравнивать условия с другими аэропортами и странами, куда вы летаете, насколько они лояльны?

В сравнении с другими аэропортами, тут в Борисполе очень средние условия. В Европе у нас есть аэропорты со значительно лучшими условиями. Бонус для Ryanair предусмотрен лишь, если мы будем расти и быстро достигнем 2-3 млн пассажиров. Только тогда средняя цена обслуживания упадет. Но такие условия на самом деле есть в большинстве аэропортов Евросоюза. Есть четкая система ценообразования и скидок, полагающихся за определенный результат. Нет никакого заговора или тайных сделок - все четко описано и изложено, в таком случае все авиакомпании равны.

"Редко какой министр так самоотверженно отстаивает наши интересы", - О'Лири об Омеляне.

Что насчет полетов в другие украинские города? Такие как Одесса, Харьков или Винница.

Мы хотели начать полеты со столичного региона, и министр очень просил, чтобы это был именно Борисполь.

Мы говорим с этими аэропортами. Мы говорили с министром и Президентом о возможном начале полетов туда следующим летом. Мы ведем серьезные переговоры с целым рядом украинских аэропортов. В этом году полететь туда мы не можем, но следующей зимой мы покупаем у Boeing дополнительно еще 50 самолетов. И, вполне возможно, что это будет хорошей возможностью для украинских городов уже летом 2019 года.

Я думаю, уже через очень короткий период мы будем еще в 5 аэропортах Украины. Но в какие именно, будет зависеть от многих составляющих. Наша команда будет работать над этим.  Переговоры - это сложный процесс. Украинская сторона будет работать тоже, и вы увидите результат, и это путь будет значительно короче, чем нам пришлось пройти до подписания соглашений с аэропортами Львов и Борисполь.

Читайте также Уловки Ryanair: Как крупнейший лоукостер Европы зарабатывает на пассажирах 

Что скажете о внутренних рейсах? Вы активно летаете на местных линиях в соседних Польше и Румынии. Украина значительно более крупная страна - тут был бы спрос.

Конечно, Украина со своими размерами вполне может быть рынком внутренних перевозок. Но для этого нужна еще одна важная составляющая - сначала мы должны открыть свою базу в Украине, забазировать тут свои самолеты, и тогда можно будет говорить об открытии внутренних рейсов.

Хорошо, когда же нам ждать открытия первой базы Ryanair в Украине?

В обозримом будущем. Когда мы начнем летать еще в несколько аэропортов. Тогда мы, думаю, окажемся значительно ближе к этой цели. Но, поверьте, это наступит значительно быстрее, нежели сейчас может показаться. И базы мы откроем не только в Киеве и Львове, и не обязательно именно в этих аэропортах.

Мы видим в Украине очень большой потенциал для развития, видим заинтересованность аэропортов и правительства. С другой стороны, поймите, у нас сейчас нет свободных самолетов. А те, что мы получим в этом году, уже расписаны по будущим другим базам. Пока мы можем говорить лишь о том, что эти новые самолеты будут летать с баз в других странах в Украину. В будущем же, когда придет время, мы запланируем такие самолеты и для перспективной украинской базы.

А что значит базирование? Вы будете платить налоги в украинский бюджет?

О, нет! Платить налоги - это очень плохая идея! (смеется)

Мы зарегистрированы в ЕС и являемся налоговым резидентом в Ирландии. Там и уплачиваются все налоги. Место базировки не имеет к этому никакого отношения. Базирование означает, что мы летаем из такого аэропорта, там ночует самолет и экипажи.

"Платить налоги - это очень плохая идея!", - Майкл О'Лири.

Через несколько недель начнет выполнять полеты ваша дочерняя авиакомпания в Польше Ryanair Sun, также появилась информация, что вы покупаете австрийскую авиакомпанию Niki. А какие условия необходимы, чтобы вы стали обсуждать возможность создания своей дочерней авиакомпании в Украине?

Да, действительно, на других рынках мы уже пришли к такой модели, но это очень долгий путь. Я за логическое развитие событий: Сегодня мы объявили о 15 маршрутах в два украинских города. В ближайшие годы добавится еще 4-5 украинских аэропорта. Потом мы откроем пару баз в украинских аэропортах. Возможно, после этого начнем выполнять полеты внутри Украины.

Параллельно уже сейчас мы заинтересованы в создании в Украине своих дочерних структур. Мы хотели бы основать тут свой Дата-центр, а также Центр технического обслуживания самолетов. Об этом мы уже заявили на переговорах Президенту Петру Порошенко, и видим в этом реальную возможность.

А дискуссию об украинской авиакомпании давайте оставим на более актуальное время.

Что должны сделать аэропорты и местные власти, чтобы заинтересовать вас? Какие-то особые условия, налоги?

Про налоги мы уже говорили (смеется).
Что касается сборов, украинские аэропорты, к сожалению, не относятся к дешевым европейским аэропортам. Да они дешевле самых дорогих аэропортов, и мы знаем, что за последний год было изменено регулирование и они подешевели, но тут еще много возможностей для улучшения положения.

Расскажите пожалуйста, что за дочерние структуры вы собираетесь открыть в Украине? И когда?

У нашей авиакомпании есть громадная потребность в хранении и обработке данных. С каждым днем их становится все больше и нам нужны компетентные ресурсы для этого. По опыту работы своего Дата-центра в польском Вроцлаве, мы знаем, что украинцы обладают такой компетенцией. Там из 250 работников больше 50% - это IT-специалисты из Украины. Мы считаем, что было бы значительно эффективнее создать еще один Дата-центр нашей компании в Украине, и тут трудоустроить еще 250 украинских специалистов. У вас действительно есть очень компетентные кадры. Мы уже работаем над этим.

Было бы эффективно создать Дата-центр нашей компании в Украине, и тут трудоустроить 250 украинских специалистов. У вас действительно есть очень компетентные кадры. Мы уже работаем над этим.

Так же мы ищем возможность инвестировать в создание в Украине центра технического обслуживания наших самолетов. Наш флот постоянно растет, а это значит, что требуется больше мощностей для выполнения его технического обслуживания. У нас есть несколько баз ТО, в том числе в польском Вроцлаве и литовском Каунасе. Там у нас работает немало украинских техников и инженеров, мы слышим хорошие отзывы о них. В Украине есть хорошая школа подготовки авиационных кадров. Мы в них нуждаемся, и думаю, было бы логично воспользоваться компетенцией местных специалистов и украинским потенциалом.

А пилоты? Бортпроводники? Возможно, на рейсах из Украины будут украинские экипажи?

У нас есть в экипажах пилоты и бортпроводники из Украины.

Для того, чтобы трудоустроится, им достаточно украинской лицензии или нужна европейская?

Мы - европейская авиакомпания, зарегистрированная в Ирландии. И действуем по ирландским и европейским законам. Поэтому все лицензии пилотов и бортпроводников, согласно предписанию EASA (Европейское агентство по безопасности полетов. - ЦТС) должны быть европейскими. Все неевропейские пилоты проходят процедуру признания своих национальных лицензий. Это серьезный процесс. У бортпроводников он легче.

Надеюсь, в будущем у нас будет еще больше пилотов и бортпроводников из Украины.

В прошлом году вашу компанию потрясли глобальные забастовки пилотов.
Ну бросьте, не шутите так, какие глобальные потрясения и забастовки? Так, рабочие моменты, мелочи.

Но пилоты сумели добиться признания своих профсоюзов. Как это повлияет на ваши долгосрочные планы развития?

Никакая «профсоюзация» не сможет изменить наши планы - к 2024 году достичь пассажиропотока 200 млн человек в год. Все остальное - рабочие моменты.  

Читайте также "Более 10% авиатехников на базе Ryanair - из Украины", - интервью с гендиректором ремонтной компании лоукостера

Что на самом деле думает топ-менеджер Ryanair в отоношении Украины, наверное, известно лишь ему самому.