Бюджетные авиакомпании в Европе давно уже представляют серьезную конкуренцию не только авиакомпаниям классическим, но и наземным перевозчикам. Снизить себестоимость перевозок они смогли за счет использования самолётов одной модели или типа, высокой частоты полётов и минимального времени отстоя в "чужих" аэропортах на маршрутах, связывающих несколько городов.

Эти принципы впервые легли в основу роботы американского авиаперевозчика Southwest Airlines еще в 70-х годах. Взяв их за основу, европейские бюджетные авиаперевозчики в 90-е годы добавили свои: из базовой цены вычли все дополнительные услуги – питание на борту, провоз багажа, резервирование мест. Бронирование билетов через Интернет позволило избежать еще части расходов. Лоукостеры также стали осуществлять полёт из одного аэропорта в другой без возможности пересадки на стыковочные рейсы и оформления единого билета. Рейсы же переводили в отдаленные от крупных городов аэропорты, где обслуживание самолетов обходится дешевле. В конце концов, эту бизнес-модель решили использовать как владельцы автобусов, так и железнодорожные перевозчики.

Читайте также Интервью с "Визз Эйр Украина": почему лоукосты не работают на внутреннем рынке

С небес на землю Проект, предусматривающий введение системы лоукост, запустила этой весной Национальная компания французских железных дорог SNCF. Сейчас она уже начала продажу билетов на бюджетные высокоскоростные поезда Ouigo до середины следующего лета (на обычные поезда их продают лишь на три месяца вперед).

Цена за переезд через всю страну начинается от 10 евро, что в разы дешевле билетов на традиционные скоростные поезда TGV. Ранее сообщалось, что по такой стоимости будет продаваться 400 тысяч билетов в год, еще один миллион билетов – за 25 евро. И что основная масса билетов будет продаваться по более высокой цене, при этом в зависимости от спроса она может достигать 85 евро.

Заказываются билеты через Интернет, так что для проверки документов пассажирам необходимо прибыть на станцию за 45 минут до отъезда. Как и у бюджетных авиаперевозчиков, в такие поезда с собой можно взять только небольшой багаж (55х35х25 см), а крупногабаритный – за отдельную плату. Так же, как и ряд других дополнительных услуг. Придержаться всех условий сможет не каждый желающий, на увеличение прибыли от чего перевозчик и надеется.

Скоростные поезда с вагонами одного класса приезжают на пригородные вокзалы. Ожидалось, что в действие введут две дополнительныех станции на периферии Парижа. Но пока совершается лишь один маршрут со станции Марн-ла-Вале в 20 километрах к востоку от столицы, откуда поезда Ouigo следуют до Лиона, Монпелье, Марселя, Валанса и других городов. К слову, до самой Марн-ла-Вале нужно добраться региональным поездом еще за 10 евро.

Руководство SNCF заявляло, что себестоимость перевозок снизится на 30% – за счет сокращения операционных расходов.

В год поезда Ouigo смогут перевозить 1 млн. пассажиров. Руководство SNCF заявляло, что себестоимость перевозок снизится на 30% – за счет сокращения операционных расходов. SNCF также рассчитывает на то, что на поезд пересядут те, кто раньше летел самолетом лоукостера. При этом не обошлось без критики со стороны экспертов и общественности, которые заявили о том, что SNCF будет "отбивать" вложения за счет увеличения стоимости билетов на пригородные поезда.

Внедрять определенные элементы модели лоукостеров берутся и другие железнодорожные компании. Для железной дороги Западной Европы характерны скидки при покупке билета заранее и через Интернет. К примеру, такой сетевой спецтариф действует на маршруте Бордо – Монпелье, и в поездах этого направления есть специальный "Интернет-вагон". Сдать или поменять подобные билеты невозможно. Использовать схему, когда чем позже покупаешь билет, тем дороже обходится поездка, решила в прошлом году Кельнская железнодорожная фирма MSM.

Кроме того, железнодорожные перевозчики пытаются снизить стоимость проезда в своих вагонах за счет изменения компоновки кресел. Так,  кресла в вагонах эконом-класса поездов Ouigo установлены ближе к друг другу, что позволило вместить дополнительные ряды (вместимость поезда составляет 1200 пассажиров, что на 20% больше, чем у конкурента – традиционного скоростного TGV). За счет видоизменения вагонов эконом-класса предлагает снижать цены и испанская компания Talgo, которая осенью прошлого года официально представила новые скоростные поезда AVE. Как заявили представители компании, поезд Avril "произведет настоящую революцию на рынке", поскольку "позволит железнодорожным операторам продавать билеты AVE по низкой цене". Состав из 12 вагонов на 600 пассажиров способен развивать максимальную скорость 380 км/ч.

des-details-sur-l-offre-ouigo Лоукост-вагоны В то же время, на российской железной дороге решили ввести вагоны класса лоукост. Количество перевозимых пассажиров в них будет увеличено за счет оптимизации внутреннего пространства, особой конструкции кресел и использования для их изготовления более тонкого пластика. Такой тип вагонов будет задействован на железнодорожной высокоскоростной магистрали Москва-Казань, всего же для пассажиров будут доступны четыре класса вагонов. "Мы планируем четыре класса: первый, бизнес, эконом и так называемый лоукост. Эти четыре класса прописаны в условиях конкурса на подвижной состав", - сказал сообщил журналистам первый вице-президент РЖД Александр Мишарин, добавив, что конкурс будет проведен после получения проекта - в конце 2014-2015 годов этом.

И, тем не менее, бюджетные авиакомпании отдавать своих пассажиров не намеренны. Так, на днях Ryanair заявила о планах снизить стоимость ряда своих услуг. Так, в ближайшее полугодие лоукостер обещает сбор за печать посадочного талона в аэропорту для прошедших регистрацию онлайн уменьшить с 70 до 15 евро, багажный сбор при оплате в аэропорту – с 60 до 30 евро, штраф за ручную кладь, если она превышает установленную норму – с 60 по 50 евро. Бесплатная же норма ручной клади увеличивается: в дополнение к чемодану весом до 10 кг в салон можно будет пронести небольшую сумку с габаритами до 35x20x20 см.