Когда Стелиос создавал бренд бюджетной авиакомпании easyJet, то продал Porsche 928 - подарок отца на 18-летие. "Я не хочу, чтобы люди говорили: Стелиос делает все дешевым на работе, а дома живет в роскоши", – заявил бизнесмен. Не нужна была ему и личная секретарша. Предприниматель  как-то сказал: "Я не нуждаюсь в этих статусных символах. Я не нуждаюсь в частном самолете, когда могу полететь куда угодно с easyJet".

На первый взгляд коренастый грек-киприот сэр Стелиос кажется беспечным весельчаком. Он может позволить себе поиграться бумажными самолетиками перед фотокамерами - все должно быть easy и общение здесь не исключение. Не удивительно, что бизнесмен предпочитает, чтобы его называли только по имени.

Читайте также Лоукостеры: как easyJet бьет Ryanair

Но когда речь заходит о бизнесе, Стелиос становится серьезнее и вдумчивее. Британские СМИ по-разному относятся к беспечному греку. Кто-то называет баловнем судьбы, кто-то – "новым Ричардом Брэнсоном". И те, и другие в чем-то правы. Как бы ни было, Стелиоса есть за что вспомнить добрым словом. Недаром королева Елизавета наградила его почетным титулом рыцаря.

Сам бизнесмен называет себя "серийным предпринимателем", сравнивая с серийным убийцей. По его признанию, однажды создав свое дело, он уже не может остановиться. Сейчас Хаджи-Иоанну – успешный бизнесмен, владелец целой империи под брендом easy. Подконтрольная ему группа занимается не только авиацией (easyJet перевезла в 2014 году 64,8 млн пассажиров), но и приготовлением пиццы (easyPizza), сдачей автомобилей в аренду (easyCar), недвижимостью (easyProperty) и т.д.

Список можно продолжать еще долго. У Стелиоса была даже идея открыть похоронное бюро easyDeath. Но от этой идеи пришлось отказаться, поскольку смерть, по утверждению бизнесмена, не может принести той прибыли, которые приносят другие виды деятельности. Люди ведь умирают только один раз. Идея оказалась провальной. Но Стелиос не боится признавать свои промахи. Он часто любит повторять, что в бизнесе ошибки неизбежны. Да, собственно, и бизнес-карьера Стелиоса начиналась не так удачно, как идет сейчас.

Супермаркет easy

В тени отца Начинать любое дело, как говорится, нелегко. Молодому Стелиосу, с одной стороны, было вдвойне сложнее, а с другой – вдвойне легче. Корень такой необычности заключался в его отце – Лукасе Хаджи-Иоанну.

Легкость заключалась в том, что его родитель был состоятельным человеком. Он был владельцем судоходной компании Troodos Shipping, занимавшейся перевозками нефти. В 1980-х Лукаса Хаджи-Иоанну называли "танкерным королем". В 1990 году он владел наибольшим танкерным флотом в мире (свыше 50 танкеров). Так что семья была зажиточной, а юный Стелиос мог без особых проблем получить образование в Лондонской школе экономике. Да и о рабочем месте он мог не беспокоиться. Естественно, что после окончания университета он начал работать в Troodos Shipping. Здесь он с легкостью, всего через пару лет, стал генеральным директором.

Сложность состояла в том, что Стелиос всегда находился в тени отца. Даже когда он стал директором Troodos Shipping, последнее слово оставалось за отцом. Это всегда досаждало молодому Стелиосу. Шанс изменить ситуацию представился в результате несчастного случая, происшедшего в 1991 году с судном MT Haven. Тогда танкер со 144 тыс. тонн нефти на борту взорвался вблизи Генуи. В результате 5 членов экипажа погибли, а в прибрежные воды вытекло 40 тонн нефти. Лукасу и Стелиосу Хаджи-Иоанну грозило семь лет тюрьмы в случае, если бы они были признанными виновными. Дело тянулось почти десять лет. Только в 2002 году оба Хаджи-Иоанну были оправданы.

topelement

Но именно катастрофа MT Haven заставила Стелиоса начать собственное дело. В 1992 году он основал собственную морскую компанию – Stelmar Shipping, которая также специализировалась на перевозке нефти. Примечательно, что выйти из тени отца Стелиос решил за его счет, взяв у него взаймы 30 млн фунтов. Главной "фишкой" новой компании стала безопасность. Конечно, Стелиос не достиг таких успехов как его отец, но создать надежную и успешную компанию с флотом из 12 танкеров он смог. Однако моря ему было мало.

Легкий взлет Небо манило Стелиоса сильнее, нежели море. Поэтому он, несмотря на свою гордость, еще раз решил одолжить у отца денег на новое предприятие – на этот раз всего 5 млн фунтов. Благодаря этому Стелиос взял в лизинг два Boeing, ставшие первыми самолетами новой авиакомпании easyJet.

Вначале она выполняла рейсы только внутри Великобритании, но уже через пару лет начала летать за границу. За основу была взята модель ведения бизнеса, реализованная американским бюджетным перевозчиком Southwest Airlines. 

Глава easyJet Каролин Макколл

По замыслу Стелиоса, новая авиакомпания должна была облегчить жизнь клиентам. Первое, что он сделал – убрал посредников, то есть туроператоров, при продаже авиабилетов. Теперь пассажиры могли сами покупать билеты через кол-центры. Немного позднее появилась возможность это делать через интернет. Кроме того, бизнесмен отказался от предоставления дополнительных услуг пассажирам, что значительно удешевило стоимость перелета. Успех не заставил себя ждать.

Пассажирам пришлись по душе новшества Стелиоса. Однако easyJet стал настоящей занозой для конкурентов, в первую очередь для национального авиаперевозчика British Airways. В 1998 году произошла необычная история. Тогдашний глава British Airways Роберт Эйлинг начал переговоры со Стелиосом о совместных проектах. Как оказалось, это была всего лишь хитрость.

easyJet перевезла в 2014 году 64,8 млн пассажиров

Когда директор British Airways получил доступ до финансовых документов easyJet, переговоры были прекращены. А вскоре British Airways объявила о создании собственного лоукоста – Go. В отместку Стелиос организовал фарс на открытии первого рейса Go. Он пришел на мероприятие с группой поддержки и начал раздавать листовки с рекламой бесплатных полетов на самолетах easyJet. Так ему удалось подорвать имидж конкурента еще в самом начале.

По мере возрастания успехов easyJet, Стелиос начал ощущать, что море интересует его все меньше. Поэтому в 2005 году он продал судоходную компанию Stelmar Shipping за 70 млн долларов. Теперь у него появились дополнительные средства для развития холдинга easy.

Лоукостер был основан за одолженные у отца 5 млн фунтов

"Мотор" easyJet История с British Airways показала Стелиосу, что он создал отличный бренд, который хотят уничтожить такие мощные конкуренты. А успешная продажа небольшой части акций easyJet в 2004 году только добавило ему уверенности. Сейчас Стелиос владеет только 34,62% акций авиакомпании, однако это не мешает ему оставаться главным вдохновителем и "мотором" easyJet.

В дальнейшем бизнесмен решил не останавливаться на достигнутом и начал приумножать бренд easy, создавая новые компании, отнюдь не связанные с авиацией. Так, в 1999-м открылось первое интернет-кафе, ставшее основой сети easyEverything. Сам Стелиос считал эту сеть "Макдональдсом эры интернета". Без проблем и ошибок здесь не обошлось, но они не помешали бизнесмену развивать свою группу дальше. Годом позже была открыта компания easyRentaCar, занимающаяся арендой автомобилей, а в 2001-м – easyValue.com (сервис для онлайн-сравнения цен на товары) и easyMoney (онлайн финансовый сервис).

Самой лакомой частичкой холдинга является сеть пиццерий easyPizza. Сам Стелиос неоднократно рекламировал пиццу в стиле easy, устраивая аппетитные поедания перед фотокамерами. Одним из последних достижений бизнесмена стало открытие в октябре прошлого года дешевого супермаркета easyFoodstore.

В целом, любое предприятие, открывшееся под брендом easy, соответствует значению данного слова, то есть должно быть легким для клиента и лишенным всякого рода излишеств. Как показало время, такой стиль Стелиоса оправдал себя, да и уникален сам по себе. Никому еще не удалось создать успешную бизнес-империю на базе бюджетной авиакомпании. А пока easyGroup разрастается, лоукост easyJet тоже не сбавляет оборотов, а уверенно догоняет своего главного конкурента – Ryanair.

Читайте также Ирландский Гэтсби: кто создал крупнейшего лоукоста Европы