26 мая завершился первый этап конкурсного отбора новых руководителей десяти государственных предприятий. Он проходит в соответствии с постановлением Кабмина №777, которым утвержден порядок данной процедуры. "22 июня будет битва идей и видений развития, надеемся, что все подготовятся должным образом и победят специалисты", - написал у себя в facebook заместитель министра инфраструктуры Владимир Омелян. Претенденты до 19 июня должны подготовить конкурсные предложения стратегического планирования развития предприятий. Презентация этих проектов состоится 23-24 июня на закрытом заседании комиссии. Победители конкурса будут определяться голосованием членов комиссии.

Интересная борьба разворачивается за пост руководителя ГП "Ильичевский морской торговый порт". Среди 18 претендентов, которые подали заявки в Мининфраструктуры во время первого этапа конкурса, по нашему мнению, есть три главных фаворита: это Юрий Крук (и.о. начальника предприятия), Андрей Кузьменко, который в 2012-2014 годах был замгендиректора по развитию в порту Поти (подразделение нидерландской APM Terminals), а еще раньше возглавлял контейнерный терминал ТИС и контейнерный терминал в Ильичевске, а также Сергей Крыжановский, который в 2013-2015 годах работал директором ильичевского ООО "СП Рисойл Терминал", в 2011-2013 годах был директором ООО "Саншайн Терминал" (совместная компания Risoil и Cargill), а в 2010-2011 годах возглавлял "Укрморречфлот".

Мы задали этим кандидатам пять одинаковых вопросов об их амбициях и видении перспектив развития порта. Ответы Юрия Курка, Андрея Кузьменка и Сергея Крыжановского вы сможете прочитать ниже.  

Вы подали заявку на участие в конкурсе на должность начальника ГП «Ильичевский морской торговый порт», почему вы решили бороться за эту должность? 

Юрий Крук

Я не борюсь ни за какие должности, я просто работаю. Делаю то, что люблю и то, что умею делать хорошо. Когда я пришел руководителем в Ильичевский порт, никто сюда идти не хотел, так как предприятие было в убытке. Убыток составлял 33 млн грн за первое полугодие 2013 года, кредитная нагрузка составляла почти 3 млн. долларов. За неполных два года нам удалось вывести порт с последнего на второе место среди всех портов отрасли с прибылью в первом квартале 2015 года - 257 млн грн. За 5 месяцев текущего года достигнут рекордный за последние 5 лет грузооборот и переработано  6524 тыс. тонн грузов.

Моя цель – закончить реализацию начатых программ, в том числе и антикризисной, благодаря которой нам удалось за 9 месяцев вывести порт из убытков и погасить кредит. На сегодняшний день у меня есть четкое понимание того, как сохранить лидирующие позиции в отрасли привлечь инвесторов и реализовать инвестиционную программу государственно – частного партнерства.

Андрей Кузьменко

Считаю себя обязанным отдать долг предприятию, на котором началась моя карьера и произошло мое становление как профессионала. Это и долг и перед городом Ильичевском, как моей родиной, и перед моим отцом, который отдал этому порту 40 лет.

Сергей Крыжановский

Для меня - это возможность предоставить комиссии Министерства инфраструктуры свое видение будущего для Ильичевского порта – ключевого предприятия Ильичевского портово-промышленного комплекса. Это стратегическое для экономики страны предприятие, которое ждет инвестиции и технологических решений. Они должно соответствовать 21 веку. 

Какие свои главные преимущества вы можете назвать?

Юрий Крук

Мое главное преимущество - это фактически достигнутые результаты работы предприятия за два года, которые измеряются исключительно рекордными за последние 5 лет показателями как финансовыми так и по грузообороту. Также порт вышел в лидеры отрасли по платежам в бюджет, значительно выросла средняя заработная плата.

Ещё одним немаловажным достижением является разработка 12 инвестиционных проектов которые в течении года могут быть реализованы в порту , что должно привести к увеличению грузооборота до 15 млн тонн в год.

Андрей Кузьменко

a. Наличие профессионального профильного образования и более 20 лет опыта работы по специальности в украинских и международных компаниях, частных и государственных, в Украине и за рубежом. b. Незаангажированность и независимость от крупных компаний. c. Репутация. 

Сергей Крыжановский

Определять преимущества - это не моя компетенция. Их сможет определить постоянно действующая  комиссия Министерства инфраструктуры. Но, для любого кандидата главное иметь авторитет, высокую работоспособность, опыт создания и управления подобными транспортными системами, что должно позволить сформировать административную команду для перехода предприятия от советской модели к модели современного порта (по примеру других украинских и европейски портов). 

Какие грузопотоки вы считаете приоритетными для развития порта в краткой и среднесрочной перспективе? Какую динамику грузопотока в 2015 - 2016 году  вы рассматриваете как ориентир?

Юрий Крук

Однозначный приоритет по грузопотоку с точки зрения перспективы и увеличения - это зерновые грузы. В первую очередь, речь идет о реализации проекта строительства элеватора единовременного хранения вместимостью 350 тыс. тонн компании «Кернел». Также запущен проект с компанией «Трансервис». Данные проекты уже дадут серьезные увеличения по зерновым грузам. Суммарный потенциал по увеличению грузооборота зерновых в ИМТП с учетом уже начатых проектов составляет 15 млн. тонн в год.

Андрей Кузьменко

Любые. Зерно, масло, руда, уголь, контейнеры, колесная техника. Оснований для позитивных прогнозов я пока не вижу, а тонны ради тонн смысла не имеют. В Ильичевске чересчур долго сознательно убивали и продолжают убивать грузопотоки и клиентов, чтобы их можно было вернуть взмахом волшебной палочки. 

Сергей Крыжановский

До тех пор пока не будет изменена административная структура порта о грузопотоках можно говорить только очень сдержанно, потому что грузы ушли именно из-за старой системы. Фактически, в 2014 гожу ГП Ильичевский МТП показало результаты тенденции ухода грузовладельцев и грузопотоков:  порт, как стивидорная компания, достиг низших показателей перевалки за последние 5 лет. То, что указано в отчётах порта – это, к сожалению, просуммированные результаты всех стивидорных компаний, которые работают через причалы АМПУ. Выйти из подобного кризиса можно в течении 2-3 лет и достигнуть объёмов перевалки около 18 млн т. для этого нужно сконцентрировать усилия Министерства инфраструктуры, Одесской облгосадминистрации, АМПУ, грузовладельцев, инвесторов и тогда будет результат. Но, главное для возвращения грузопотоков – это инвестиционный климат. 

Какой формат государственно-частного партнерства в порту: аренда, концессия, приватизация, вы считаете оптимальным для развития предприятия ГП «ИМТМ»? Какие компании вы рассматриваете в качестве потенциальных инвесторов?

Юрий Крук

В соответствии с законом «О морских портах Украины», все формы государственно-частного партнерства в порту имеют право на жизнь, нет какого-то ультимативного подхода. 

Мы разработали наиболее оптимальную и важно рабочую формулу реализации инвестпроектов, которая базируется на двух этапах, первый этап – это аренда, то есть базовый договор аренды недвижимого имущества.  Портом разработан пакет договоров, который включает в себя аренду недвижимого и движимого имущества, социальный договор, предусматривающий переход коллектива соответствующего подразделения или объекта, который передается компании в аренду, и договор долевого участия в развитии инфраструктуры порта, который обязывает компанию оплачивать порту согласованное агентское вознаграждение с каждой переработанной тонны. Опыт заключения подобных договоров у нас есть. На сегодняшний день уже заключено два договора, с компаниями «Трансгрейтерминал» и с компанией «Трансервис». Помимо того согласованы еще 3 инвестпроекта. Такое сотрудничество показало свою эффективность, и мы намерены и далее двигаться в таком же формате. 

Второй этап предполагает возможность приватизации в случае принятия соответствующего решения сторонами.

Основным критерием в выборе потенциальных партнеров является наличие грузовой базы и возможности инвестировать средства в развитие портовой инфраструктуры.

Андрей Кузьменко

Концессия, приватизация - порт должен стать созвездием частных высокоэффективных терминалов. Готов рассматривать любые предложения от компаний, которые будут платить реальные деньги за активы порта и развивать их. В любом случае государство должно уйти из коммерческой деятельности по перевалке грузов как можно скорее. Репутационные и коррупционные издержки подобного присутствия чересчур велики, а времени на то, чтобы заниматься экспериментами по внедрению «еще более эффективной» системы управления государственными стивидорами уже нет. 

Сергей Крыжановский

Формы партнерства на сегодняшний день определены законом и успешно были реализованы в портах, где администрации были открыты для инвесторов. В основе исполнения закона должна быть прозрачность конкурсной процедуры и соблюдение интересов государства и работников предприятия. Есть много инвесторов, готовых к сотрудничеству с ГП Ильичевский МТП, у которых большой опыт государственно-частного партнерства. В пакете предложений для Ильичевска и строительство зерновых комплексов, и освоение территории склонов, и тд. К сожалению, многие инвесторы уже натерпелись от того, что происходило в порту. Были разработаны проекты, но реализовать их так и не удалось. Что касается номенклатуры грузов, то основные по тоннажу – это зерно, уголь, руда и контейнеры. 

Какие социальные обязательства вы готовы обеспечить в случае победы в конкурсном отборе?

Юрий Крук

Здесь можно рисовать золотые горы, но это прямо пропорционально зависит от показателей, которые достигло предприятие. Мы пользуемся реалиями и сегодня финпланом мы заложили увеличение заработной платы на 48% в сравнении с прошлым годом. С этого года в порту  выплачиваются премии в размере 30-50% от заработной платы. Безусловно, мы выполняем все социальные гарантии, которые предусмотрены коллективным договором. Помимо этого формат, который мы предусмотрели, в плане государственно – частного партнерства,  предусматривает  сохранение за работниками порта полного пакета социальных гарантий.

Андрей Кузьменко

На уровне с ведущими частными терминалами страны. Не больше, но и не меньше.

Сергей Крыжановский

Я отношусь к этому с точки зрения администратора – есть правила игры, есть коллективный договор и великолепный коллектив, который сформировался и заслуживает того, чтобы с ним считались. Это профессионалы, которых воспитывали много лет из поколения в поколение. Поэтому, социальные гарантии должны быть достойными портовиков, а правила игры – это коллективный договор. 

Читайте также Ричардс Бэй вместо Донбасса: как в Ильичевске разгружают первую партию угля из ЮАР