В 2012 году украинским экспортерам железорудного сырья (ЖРС) удалось установить рекорд, поставив на внешние рынки максимальный объем груза за всю историю независимости Украины. Так, совокупный объем реализации этой продукции на внешних рынках увеличился по сравнению с предыдущим годом на 2,7% и достиг 35,04 млн. тонн.

Впрочем, успех оказался сугубо номинальным. Прежде всего, потому, что он был достигнут в контексте общей стагнации металлургического производства и соответствующего снижения спроса и цен на основные виды сырья. В начале осени прошлого года цены на ЖРС на мировом рынке упали до минимального уровня с конца 2009 года. Вместе с тем, как отмечают аналитики, произошло и сокращение общего объема перевозок железной руды. «В минувшем году, по сравнению с 2011 годом, объемы снизились на 2,9%, – уточняет аналитик Центра транспортных стратегий Андрей Исаев. – Лишь отдельные предприятия увеличили объем перевозок своей продукции, в частности, ЮГОК и ЦГОК на 2 и 3% соответственно. У подавляющего же большинства он, наоборот, сократился на 2-5%. А объемы перевозок «Евраз Сухая Балка» и АМКР претерпели наиболее значительное сокращение – на 10 и 25%».

Согласно прогнозам, этот год вряд ли окажется для производителей и экспортеров руды более благоприятным, чем предыдущий. «Вследствие низких темпов экономического роста и в Украине, и в мире, спрос на ЖРС будет оставаться слабым, а потому, наиболее вероятно, что и объемы экспорта этого вида сырья, и объемы его перевозок останутся на прошлогоднем уровне», – полагает Андрей Исаев. Наряду с этим не произойдет и существенных изменений в соотношении сил на украинском рынке – как и в предыдущие годы, лидерами останутся холдинг «Метинвест» Рината Ахметова, ЮГОК и Ferrexpo Константина Жеваго.

Читайте также Кто контролирует грузы: зерно