Хосе Мануэль Варгас триумфально вывел крупнейшего в мире аэропортового оператора AENA («Испанские аэропорты и воздушная навигация») на биржу. К продаже 49% акций госкомпании он готовился долго и тщательно выверял все движения, словно матадор во время поединка с быком. Последнию пику он загнал 23 февраля, когда акции AENA продавались на 34 процентов выше предполагаемой экспертами суммы. Куш, который сорвал Варгас значительно превысил ожидаемые 4 млрд евро.

Пока в Украине не утихают срасти вокруг вопроса, стоит ли назначать людей без профильного образования на руководящие должности в транспортной отрасли, опыт Испании показывает, что как раз стоит. Варгас пришел в аэропортовый холдинг (управляет 46 аэропортами и двумя гелипортами Испании) с медийного бизнеса и не без гордости повторяет, что под его руководством компания, впервые за более чем 20-летнюю историю, вышла в плюс, завершив год с прибылью, а не убытками. Темпы роста этой прибыли, тем временем, составили 1000%.

Читайте также Взлет PKP Cargo: год после первого IPO среди грузовых ж/д компаний Европы

11 февраля AENA вышла на Мадридскую фондовую биржу. Правительство решило продать 49-процентный пакет акций госхолдинга, оставив у себя контрольный пакет. Ожидаемая цена компании перед началом торгов составляла 8,7 млрд евро. А за 49% правительство хотело выручить 4,3 млрд евро. На сегодняшний день капитализация холдинга составляет уже 11,8 млрд евро. Торги еще продолжаются, но уже сейчас можно сказать, что ожидаемая от продажи акций выручка будет значительно больше четырех млрд евро.

AENA вышла на биржу в Мадриде

Для примера, в конце 2009 года, когда в Еврозоне бурлил экономический кризис, правительства ряда стран, пытаясь уменьшить долги, начали распродавать государственные компании и холдинги. Так, на приватизацию были выставлены ж/д компании TrainOSE и ROSCO в Греции, а также авиакомпания TAP Air в Португалии. Приватизация данных компаний до сих пор не завершена.

Достойная цена Главным индикатором успешности торгов на бирже является цена акций. Этот базовый показатель решает судьбу сделки и ее результат, то есть вырученную сумму. Надо отдать должное испанцам, о цене подумали хорошо. Именно этот вопрос стал сдерживающим фактором для начала торгов. Напомним, что разговоры о продаже AENA ведутся не первый год. В конце 2014-го правительство планировало продать акции холдинга по 43 евро за штуку, но торги были отложены. В январе нынешнего года стоимость акций была поднята до 53 евро, а затем до 58 евро.

Именно с последней суммы и начались торги 11 февраля. Инвесторы проявили небывалый интерес и к концу дня цена одной акции поднялась с 58 до 70 евро. Только за первый день было выручено почти 0,8 млрд евро. В последующие дни цена акции колебалась в пределах 70-78 евро. В пятницу, 20 февраля, торги закрылись с отметкой в почти 77 евро. А на середину сегодняшнего дня стоимость скакнула до отметки в 78,67 евро.

Jose+Manuel+Vargas+Gomez+World+Largest+Airport+E1VkJHzMK0Ul

Такой скачок цен на акции AENA объясняется рядом факторов. Сам по себе холдинг является очень привлекательным предприятием. AENA является самым большим аэропортовым оператором в мире. По мнению финансового эксперта Хеммы Уртадо, холдинг – это «генератор денег», привлекательный в долгосрочной перспективе.

И действительно, за годы правления Варгаса компания улучшила свои показатели. К примеру, в 2013 году чистая прибыль достигла 597 млн евро, хотя до этого холдинг имел только чистый убыток: в 2011 – 215 млн евро, в 2012 году – 63,5 млн евро. До 2,9 млрд евро выросла и выручка AENA, рост составил 10,7%. При этом на 6,1% уменьшились операционные расходы – до 2,15 млн евро. Показатель EBITDA увеличился еще больше – аж на 32,6%. А по количеству перевезенных пассажиров (187 млн человек) AENA оставила далеко позади своих ближайших конкурентов. Отметим, что французская Aeroports de Paris (ADP) перевезла 90,3 млн пассажиров, британская Heathrow Airport Holdings (HAH) – 84,9 млн, немецкая Fraport – 58 млн.

Да и затягивание процесса приватизации вызвало определенный ажиотаж у инвесторов. Правительству еще до начала торгов удалось увеличить начальную стоимость акций. А конкуренция между инвесторами только ускорила тенденцию роста.

Новые собственники Другим результатом торгов стало появление более десятка инвесоров. При этом государство выиграло дважды: сохранило контрольный пакет (51%), а инвесторы не приобрели блокирующего пакета. Список акционеров достаточно разнообразен. Но есть и одна общая черта у инвесторов AENA – это частные структуры, преимущественно фонды и банки. Именно частные (а не государственные) инвесторы, по мнению главы госхолдинга Хосе Мануэля Варгаса, должны стать надежным подспорьем для его развития.

Выход на биржу проходил в торжественной обстановке

Вторым после государства акционером стал британский фонд Children's Investment Fund Management (TCI), который приобрел 7,468% акций. TCI подконтролен британскому миллиардеру Крису Хону, известному также своей благотворительной деятельностью.

Далее идут инвесторы американского происхождения. Они приобрели пакеты акций в размере 1-4%. В частности, Bank of America и фонд Merrill Lynch – по 3,9% акций, Morgan Stanley – 3,617%, Capital Group – 2,33%, Soros Fund Management – 1,5% и Fidelity Worldwide Investment – 1,34%. Примечательно, что в испанской прессе особый ажиотаж вызвало участие в приватизации AENA миллиардера Джорджа Сороса, хоть он и стал владельцем небольшого пакета акций. Другие акционеры приобрели пакеты менее 1%.

Еще один вопрос остался нерассмотренным: причины и время продажи. В отличие от Греции, стремившейся продать множество государственных предприятий еще во время кризиса, правительство Испании подошло к приватизации более продуманно. В разгар кризиса AENA не выставлялась на продажу, поскольку тогда ее стоимость была гораздо ниже нынешней. Поползновения в сторону приватизации начались только в 2011 году. Да и то, тогда было решено начать реструктуризацию, сопровождавшуюся традиционным сокращением персонала и расходов. Уже через пару лет холдинг вышел в прибыль, о чем мы уже упоминали.

Вторым после государства акционером стал британский фонд Children's Investment Fund Management (TCI), который приобрел 7,468% акций. TCI подконтролен британскому миллиардеру Крису Хону

Любой выход госкомании на биржу имеет цель привлечь инвестиции. Другой вопрос – куда они пойдут. Руководство AENA и правительство еще до начала торгов не скрывали своих намерений. Прежде всего, деньги нужны для усиления позиций и расширения бизнеса. Еще в прошлом году министр развития Испании Ана Пастор заявляла, что «частные инвесторы усилят менеджмент компании». Соответственно обновленное руководство должно вывести холдинг на новые рынки. Напомним, что сейчас AENA имеет активы в аэропорту Лутон (Лондон) и ряде аэропортов стран Латинской Америки (Мексика, Куба, Колумбия, Боливия).

А конкуренты не дремлют. Если взять немецкий холдинг Fraport, то за последние годы он начал расширять свои активы за рубежом. Одна из последних сделок – приобретение в прошлом году 97,99% акций аэропорта Любляны (Словения). В то же время, британская компания Heathrow Airport Holdings (HAH) показывает другую модель: сокращение географического присутствия с последующим увеличением эффективности использования имеющихся активов. Начиная со второй половины 2000-х холдинг начал постепенно распродавать активы за рубежом и в самой Британии. Сейчас холдинг оперирует только одним аэропортом – Хитроу (Лондон) и двумя ж/д компаниями Heathrow Connect и Heathrow Express, обслуживающими маршруты между аэропортом и вокзалом Пэддингтон. Но это не мешает ему зарабатывать: в 2013 году чистая прибыль превысила 0,7 фунтов стерлингов (свыше 1,1 млрд долларов).

Другим направлением для вложения денег является погашение долгов. Сейчас долги холдинга достигают 70% общей стоимости активов. По этому показателю компания серьезно проигрывает ряду своих европейских конкурентов – Fraport AG (46,85%), Flughafen Wien (33,64%) и Flughafen Zuerich (32,28%). Как бы ни сложилась судьба AENA в дальнейшем, уже сейчас можно с уверенностью сказать, что эти торги станут фундаментом для перемен в госкомпании. Перемены, как говорится, не за горами. Главное, чтобы они пошли во благо.

Читайте также: Уроки приватизации: почему продажа ж/д компаний на Балканах вышла из моды