28 сентября Комиссия Министерства инфраструктуры Украины по проведению конкурсного отбора руководителя ГП "Ильичевский морской торговый порт" определилась с двумя финалистами. "Комиссия заслушала презентации 12 участников и путем голосования определила двоих кандидатов, чьи конкурсные предложения были признаны лучшими: ими стали Сергей Крыжановский и Геннадий Скворцов", - сообщается в пресс-релизе министерства.

Крыжановский ранее работал в Одесском порту, "Укрморречфлоте", Скворцов является главой администрации ИМТП, экс-начальник порта.

Мининфраструктуры отмечает, что с учетом того, что ГП "Ильичевский морской торговый порт" – особо важное для экономики предприятие, по требованиям конкурса кадровая комиссия должна была отобрать от двух до пяти лучших участников с тем, чтобы подать их кандидатуры комитета по назначения Минэкономразвития.

Ранее комиссия получила заявления и документы 22 кандидатов. По результатам рассмотрения пакетов документов ко второму этапу конкурса было допущено 12 участников, которые соответствовали квалификационным требованиям.

Среди них помимо Крыжановского и Скворцова были, в частности, Николай Верещака (ранее работал главой ГП "Укрводпуть), Алексей Тарасенко (замдиректора ИМТП), Константин Кравцов (замдиректора ИМТП), Юрий Наконечный (ранее глава "СевМорРыбПорта"), Вадим Пархоменко (экс-глава порта "Южный"), Сергей Шостак (работал замглавы Одесского порта).

Мы задали финалистам конкурса на пост руководителя ГП "Ильичевский МТП" пять одинаковых вопросов об их амбициях и видении перспектив развития порта. Вот, что они нам рассказали.

Вы подали заявку на участие в конкурсе на должность начальника ГП «Ильичевский морской торговый порт», почему вы решили бороться за эту должность?

Геннадий Скворцов

Я не собирался бороться за эту должность, я хотел максимально поднять уровень планки к кандидатам, подавая свою заявку. Я бы не хотел, чтобы на эту трудноуправляемую должность пришел не подготовленный человек или тем более, человек, запрограммированный под те или иные решения.

Сергей Крыжановский

Для меня - это возможность предоставить комиссии Министерства инфраструктуры свое видение будущего для Ильичевского порта – ключевого предприятия Ильичевского портово-промышленного комплекса. Это стратегическое для экономики страны предприятие, которое ждет инвестиции и технологических решений. Они должно соответствовать 21 веку.

Какие свои главные преимущества вы можете назвать?

Геннадий Скворцов 

Мудрость, знание портового бизнеса от начала до конца и, хотелось бы думать, авторитет в этой отрасли.

Сергей Крыжановский

Определять преимущества - это не моя компетенция. Их сможет определить постоянно действующая  комиссия Министерства инфраструктуры. Но, для любого кандидата главное иметь авторитет, высокую работоспособность, опыт создания и управления подобными транспортными системами, что должно позволить сформировать административную команду для перехода предприятия от советской модели к модели современного порта (по примеру других украинских и европейски портов).

Какие грузопотоки вы считаете приоритетными для развития порта в краткой и среднесрочной перспективе? Какую динамику грузопотока в 2015 - 2016 году вы рассматриваете как ориентир?

Геннадий Скворцов

Ильичевский порт – универсальный и может перерабатывать любые виды грузов (навалочные, генеральные, контейнерные, наливные). Все эти грузы должны сохранится. Порты – это лакмусовая бумага экономики страны и потребительского рынка. Мы сможем рассчитывать на увеличение грузооборота в портах только в том случае, если в стране вырастет уровень экономики и ВВП.

Сергей Крыжановский

До тех пор пока не будет изменена административная структура порта о грузопотоках можно говорить только очень сдержанно, потому что грузы ушли именно из-за старой системы. Фактически, в 2014 гожу ГП Ильичевский МТП показало результаты тенденции ухода грузовладельцев и грузопотоков:  порт, как стивидорная компания, достиг низших показателей перевалки за последние 5 лет. То, что указано в отчётах порта – это, к сожалению, просуммированные результаты всех стивидорных компаний, которые работают через причалы АМПУ. Выйти из подобного кризиса можно в течении 2-3 лет и достигнуть объёмов перевалки около 18 млн т. для этого нужно сконцентрировать усилия Министерства инфраструктуры, Одесской облгосадминистрации, АМПУ, грузовладельцев, инвесторов и тогда будет результат. Но, главное для возвращения грузопотоков – это инвестиционный климат.

Какой формат государственно-частного партнерства в порту: аренда, концессия, приватизация, вы считаете оптимальным для развития предприятия ГП «ИМТМ»? Какие компании вы рассматриваете в качестве потенциальных инвесторов?

Геннадий Скворцов

Все формы государственно-частного партнерства возможны и приемлемы в Ильичевском порту (аренда, концессия, совместная деятельность и тд.). Концессия – это максимально эффективный способ привлечения инвестора, но и наиболее трудный.

Если рассматривать Ильичевский порт по специализированным комплексам, то привлекать инвестора можно на условиях аренды, совместной деятельности или оперативного управления.

Совместная деятельность в разное время то критиковалась, то превозносилась, но по моему мнению, критиковать нужно было не саму форму сотрудничества, а условия договоров. времени то критиковалась, то возносилась. Для примера, неправильно, когда оценка собственности искуственно занижается, а инвестиции – завышаются. Важно чтобы условия договора были правильными и справедливыми.

Аренда – также возможна, но в этом случае сложно рассчитывать на привлечение инвестиций, так как это по сути временное пользование и никто как правило не развивает комплекс.

Также возможно сотрудничество на условиях договора управления имуществом. Но такая форма применяется в случае, если комплекс не нуждается в серьезном развитии, а необходимо эффективное управление на короткий строк (например, контейнерный терминал порта).

Сергей Крыжановский

Формы партнерства на сегодняшний день определены законом и успешно были реализованы в портах, где администрации были открыты для инвесторов. В основе исполнения закона должна быть прозрачность конкурсной процедуры и соблюдение интересов государства и работников предприятия. Есть много инвесторов, готовых к сотрудничеству с ГП Ильичевский МТП, у которых большой опыт государственно-частного партнерства. В пакете предложений для Ильичевска и строительство зерновых комплексов, и освоение территории склонов, и тд. К сожалению, многие инвесторы уже натерпелись от того, что происходило в порту. Были разработаны проекты, но реализовать их так и не удалось. Что касается номенклатуры грузов, то основные по тоннажу – это зерно, уголь, руда и контейнеры.К основным грузам можно добавить товарные автомобили .

Администрацией порта должны быть созданы условия для развития не только большого бизненса, но среднего и малого, который мог бы предоставлять портовые услуги.

Какие социальные обязательства вы готовы обеспечить в случае победы в конкурсном отборе?

Геннадий Скворцов

Это мое главное обязательство. В порту работает много людей – высококлассные крановщики, докеры, технический персонал. Разве мы можем разбрасываться такими людьми? Если придет инвестор и ему нужны будут какие-то другие специалисты, то одно из основных требований к нему будет взять на себя обязательно по переквалификации персонала.

Сергей Крыжановский

Я отношусь к этому с точки зрения администратора – есть правила игры, есть коллективный договор и великолепный коллектив, который сформировался и заслуживает того, чтобы с ним считались. Это профессионалы, которых воспитывали много лет из поколения в поколение. Поэтому, социальные гарантии должны быть достойными портовиков, а правила игры – это коллективный договор.