Во втором квартале Центр обеспечения производства, закупочный филиал "Укрзализныци", пережил ряд важных изменений. С 1 апреля вступил в силу Закон о публичных закупках, предусматривающий постепенный переход закупок на электронную систему ProZorro. Переходный период закончился 1 августа, когда торги через ProZorro стали обязательными для всех госкомпаний. По данным системы ProZorro, во втором квартале "Укрзализныця" сэкономила на тендерах более 49 млн грн. Для сравнения – с апреля по декабрь 2015 года национальная ж/д компания добилась экономии 38 млн грн. Стоит отметить, что реально эта цифра больше, поскольку не все закупки учитываются в системе.

Другим изменением стала смена правления Центра обеспечения производства. В апреле в отставку ушел руководитель предприятия Даниил Мизин. Новый руководитель был назначен только в июле. Им стал поляк Павел Ярчевски, ранее работавший в польской транспортной компании CTL Logistics. Будем надеяться, что упомянутые изменения отразятся в следующем обзоре.

Читайте также Несокрушимый WOG и общество слепых: крупнейшие закупки УЗ первого квартала 2016 года

Изменения претерпел и рейтинг крупнейших контрагентов "Укрзализныци" во втором квартале 2016 года. В двух предыдущих обзорах несмоненным лидером была компания "Вог Аэро Джет", которая только с октября 2015 по март 2016 года заработала на поставках топлива УЗ около 2 млрд грн. В нынешнем рейтинге волынская компания опустилась на четвертое место. Вместе с тем, на вершину рейтинга пробились два других нефтетрейдера – "Окко-Бизнес Контракт" и "Трейд Коммодити".

На этом сюрпризы не закончились. Из первой десятки выпала компания "Экспозиция", которую связывают с народными депутатами Богданом и Ярославом Дубневичами (последний возглавляет транспортный комитет Верховной Рады). "Экспозицию", заработавшую во втором квартале 84 млн грн, потеснил поставщик из Польши – Andalusia Sp. z.o.o. Польская компания уже во второй раз замыкает первую десятку. На фоне этих изменений можно отметить увеличение активности компаний-посредников. В нынешнем списке они составляют половину. Однако самым главным сюрпризом рейтинга стал его лидер.

"Метинвест-СМЦ" – 1 562 млн грн

Компании "Метинвест-СМЦ", входящей в состав группы "Метинвест" Рината Ахметова, удалось заключить несколько контрактов на общую сумму 1 561 млн грн. Такой результат стал возможен благодаря победе в двух тендерах на поставку рельс. Только эти два тендера дали компании возможность заработать около 1400 млн грн. Остальную часть вырученных средств "Метинвест-СМЦ" получила в тендерах на поставку стали и проката.

"ОККО-Бизнес Контракт" – 781 млн грн

Компания "ОККО-Бизнес Контракт" входит в концерн "Галнафтогаз", который принадлежит бизнесмену Виталию Антонову и владеет в Украине сетью заправок ОККО. "ОККО-Бизнес Контракт" на протяжении нескольких лет был постоянным участником торгов, проводимых "Укрзализныцей". Во многих тендерах нефтетрейдер соперничал с "Вог Аэро Джет", и только в этом квартале ему удалось заработать больше своего конкурента. "ОККО-Бизнес Контракт" занял вторую позицию, взяв четыре крупных лота в двух тендерах на поставку дизельного топлива. По одному из них компания предоставила в июле скидку "Укрзализныце" в размере 5%.

"Арго" – 583,2 млн грн

Киевская фирма "Арго", хоть и была основана в 1995 году, но в торгах "Укрзализныци" участвует только с 2015-го. Во втором квартале этого года компания заключила договоров на 583,2 млн грн. "Арго" победила в нескольких крупных тендерах на поставку запчастей к тепловозам и путевым машинам, крестовин, стрелочных переводов, рельс и других деталей. Отметим, что уставной фонд компании составляет 7,9 тыс. грн. Ее директором и собственником является Антон Шевченко, проживающий в Фастове, Киевская область. К слову, в Фастове находится основной склад Центра обеспечения производства. "Арго" специализируется на оптовой торговле станками, оборудованием и другими деталями.

"Вог Аэро Джет" – 406 млн грн

"Вог Аэро Джет", лидер двух предыдущих обзоров, на этот раз занял только четвертое место. Компания поставит "Укрзализныце" 20 тыс. тонн дизтоплива. Именно эта сделка помогла "Вог Аэро Джет" остаться в списке крупнейших поставщиков национальной ж/д компании. "Выглядит так, что крупные трейдеры заключили мир перед угрозой реальной конкуренции на дизельных тендерах "Укрзализныци" по нежелательным правилам", – пишет издание "Наші гроші". Тяжело говорить о перемирии, если вспомнить судебные тяжбы компании с ООО "Торговый Дом "Сокар Украина" и жалобы в Антимонопольный комитет.

"Интерпайп Украина" – 287,7 млн грн

Металлургический концерн Виктора Пинчука является традиционным участником торгов "Укрзализныци". Правда, у "Интерпайпа" есть своя специализация – продукция металлургии. На этот раз концерну удалось сорвать куш на тендере по закупке катаных колес для подвижного состава. "Интерпайп" победил по всем трем лотам тендера, обеспечив себе пятую позицию и 287,7 млн грн дохода.

"Спецукрресурс" – 193,7 млн грн

Компанию "Спецукрресурс" можно назвать открытием квартала. Ранее киевская фирма с уставным капиталом в 2 тыс. грн не побеждала на торгах. Директором и владельцем компании является Ольга Козуненко, проживающая в Кривом Роге. 15 июня "Спецукрресурс" заключил соглашение с УЗ на поставку железнодорожных крестовин. Причем, фирма выиграла почти 30 из 77 лотов, остальная их часть досталась компании "Арго".

"Трейд Коммодити" – 185,8 млн грн

Еще одним сюрпризом стало попадание в рейтинг небольшого нефтетрейдера из Каменского (бывший Днепродзержинск). Компания была зарегистрирована в 1999 году, однако в тендерных закупках государственных структур и компаний начала участвовать только в 2015 году. Уставной капитал "Трейд Коммодити" – 7,4 тыс. грн, специализация – производство и продажа нефтепродуктов, а также посредническая торговля. В прошлом году компания выиграла несколько тендеров Министерства обороны. Во втором квартале этого года "Трейд Коммодити" обеспечил себе рейтинговую позицию благодаря поставкам дизтоплива (162,4 млн грн) и краски (23,4 млн грн). По данным портала Oilnews, нефтетрейдер связан с небольшим НПЗ в Каменском. Также в городе расположен один из крупнейших заводов по производству краски – "Зебра".

"НПП Спецтехносервис" – 142,3 млн грн

Компания "НПП Спецтехсервис" 15 апреля победила в торгах по одному из четырех лотов на поставку рельс. В конце месяца был подписан договор с УЗ. Остальные три лота взял "Метинвест-СМЦ". Отметим, что фирма "НПП Спецтехсервис" была создана в 2014 году, уставной капитал составляет 1 тыс. грн. Основной профиль деятельности компании – посредническая торговля. Основателями "НПП Спецтехсервис" являются Вита Тимошенко и Виктор Денисюк (последний числится директором). Оба учредителя ранее создали ряд других мелких компаний, которые, в основном, занимаются посреднической торговлей. К примеру, Вита Тимошенко была основателем и директором двух фирм в Днипре – "Синтра Плюс" и "Ювента Сервис". Обе компании прекратили деятельность. При этом Виктор Денисюк ранее был директором киевской фирмы "Укринтермаш", которая также участвовала в тендерных закупках "Укрзализныци".

Торговый дом "БМЗ" – 111,2 млн грн

Компания "Торговый дом "БМЗ" была основана в 2012 году, директором и бенефициаром значится Евгений Лыжнев, проживающий в Киеве. Уставной капитал фирмы равен 210 тыс. грн, а основной деятельностью является оптовая торговля оборудованием, зерном, табаком и другими товарами. Во втором квартале 2016 года "Торговый дом "БМЗ" попал в десятку крупнейших поставщиков "Укрзализныци" благодаря поставкам запчастей к тепловозам серии 2ТЕ16, 2М62, 2ТЕ10, серии ЧМЭ и запчастей к компрессорам. Почти половину доходов компания получила в связи с поставками запчастей к тепловозам серии ЧМЭ. Отметим, что за аббревиатурой БМЗ наиболее вероятно скрывается Брянский машиностроительный завод (Россия), который производит подвижной состав и запчасти к нему, в том числе и к устаревшим моделям тепловозов.

Andalusia Sp. z.o.o. – 107,9 млн грн 

Мы уже неоднократно писали о польской компании Andalusia Sp. z.o.o., регулярно участвующей в тендерах "Укрзализныци". Если в предыдущих случаях фирма либо оказывалась во второй десятке, либо с трудом попадала в Топ-10, то сейчас ей удалось уверенно закрепиться на десятой позиции. Во втором квартале компания заработала 3,85 млн евро или 107,9 млн грн. Andalusia Sp. z.o.o. поставит национальной ж/д компании запчасти: к дизель- и электропоездам, путевым машинам и пассажирским вагонам, а также к скоростемерам и компрессорам. Среди крупных сделок стоит назвать поставки запчастей для дизель-поездов серии Д1 (более 0,93 млн евро) и электропоездов серии ЭР1 (около 0,85 млн евро).

Andalusia Sp. z o.o. была создана в 2007 году и специализируется на поставках продукции нескольких видов (бетон, химические вещества, сельхозтехники и прочее). Ее владельцы – два предпринимателя Дариуш Домарски и Дмитрий Петушинский. Последний является выходцем из Украины, сейчас проживает в польском городе Хелм.

Отметим, что среди иностранных победителей на торгах были замечены и другие компании: чешская Hight quality industries s.r.o. – 36,9 млн грн, а также словацкие AP BRADOS s.r.o. – 29,7 млн грн и Agentura ONLINE s.r.o. – 12,3 млн грн.

Читайте также Кто заработал на УЗ: крупнейшие закупки четвертого квартала 2015 года