В минувшие выходные Турция оказалась в эпицентре внимания всего мира. В пятницу, 15 июля, в стране произошла попытка государственного переворота. Военные пытались свергнуть президента Реджепа Таипа Эрдогана. Путч захлебнулся, едва успев начаться. Для политологов появилась плодородная почва для споров о его причинах и последствиях. Тем временем по всей Турции идут чистки в армии и государственном аппарате. Мы же рассмотрим, как попытка переворота повлияла на инфраструктуру Турции.

Стоит отметить, что основные события происходили в двух главных городах страны – Стамбуле и Анкаре. Также была перестрелка в курортном городе Мармарис, где повстанцы пытались захватить президента страны. Положение в остальной части государства было довольно спокойным. Соответственно, события оказали непосредственное влияние только на инфраструктуру этих городов, да и то не на все сектора. Железная дорога и автотранспорт работал более-менее слаженно.

Зона турбулентности

Самой первой последствия переворота ощутила авиационная отрасль. Сразу же был закрыт аэропорт имени Ататюрка в Стамбуле. Для воздушной гавани с 61-милионным пассажиропотоком это оказалось серьезной проблемой. После закрытия 35 самолетов были направлены в другие аэропорты, а 32 рейса были отменены. Также полеты в Турцию приостановили несколько авиакомпаний, среди них: AZAL, Etihad Airways, Qatar Airways. 

Аэропорт Ататюрка является удобным пересадочным узлом, вследствие этого, пассажиры не смогли вовремя попасть на стыковочные рейсы или вернуться домой. Аэропорт был закрыт меньше дня, но этого хватило, чтобы вызвать суматоху в авиасообщении, в которой пострадали и украинские туристы. Так, в субботу, 16 июля, украинская авиакомпания Yanair не смогла доставить украинцев домой. О больших задержках рейсов сообщали и в МАУ. Некоторые украинские туристы сообщали о перенаправлении рейсов в другие аэропорты – например, в Измир, Анталью.

Перевозчики, по мере своих возможностей, расселяли людей по гостиницам и пытались их доставить домой. Ситуация со Стамбулом вновь актуализировала вопрос возврата денег при форс-мажоре. Партнер юридической фирмы "Анте" Андрей Гук считает, что "попытка военного переворота – это событие непреодолимой силы (т.е. чрезвычайное и неотвратимое событие)". Однако это не освобождает перевозчиков от доставки пассажиров домой в подобных случаях. "Возмещение стоимости билетов и необходимость предложить пассажирам альтернативный маршрут или иную дату – это не ответственность, это последствия задержки или отмены рейсов, независимо от причин, даже если это чрезвычайные обстоятельства", – написал эксперт на своей странице в Facebook.

Несмотря на то, что аэропорт возобновил работу в субботу, задержки и перебои продолжались и в последующие дни. Особенно пострадал национальный авиаперевозчик Турции – Turkish Airlines. На протяжении выходных компания отменила несколько десятков рейсов. Большинство из них были внутренними. Также Turkish Airlines оказалась под запретом Федерального управления гражданской авиации США.

Ситуация в авиационной отрасли начала нормализоваться только 19 июля. В частности, были возобновлены полеты в США. "После наших недавних отчетов и интенсивных переговоров, FAA (Федеральное управление гражданской авиации США), как и ожидалось, отменило запрет", – заявил председатель правления Turkish Airlines Илькер Айчи. Но авиакомпания еще вынуждена отменять внутренние рейсы. Только вчера были отменены около 30 рейсов.

Сложности судоходства

Другой отраслью, ощутившей на себе последствия переворота, стало судоходство. Напомним, что согласно Конвенции Монтре 1936 года, Турция не имеет права ограничивать движение торговых судов через проливы. После попытки переворота определенное ограничение, все же, было наложено. В ночь с 15 на 16 июля было ограничено движение танкеров. Морские власти аргументировали это решение необходимостью обеспечения безопасности. Транспортные компании отмечали, что другие типы судов могли проходить через пролив без ограничений. Однако уже в 14:00 субботы запрет был снят.

Несмотря на это, попытка переворота повлияла на иностранных морских перевозчиков. Особенно это относится к круизным компаниям. В воскресенье, 17 июля, сразу несколько крупных участников рынка – Holland America Line, Carnival Cruise Line, Royal Caribbean Cruises и Celebrity Cruises – заявили об отмене рейсов в Турцию. При этом были отменены судозаходы до конца месяца. Часть круизных судов будет перенаправлена в Грецию. Возможную дату возвращения в Турцию перевозчики пока не называют.