в начало
Параметры
Что искать
Где искать
Сортировать

Нет результатов

Канал в Европу:
готовится восстановление речного пути из Гданьска в Херсон

Польша, Беларусь и Украина намерены возродить речную магистраль, соединяющую два моря – Черное и Балтийское. Реализация проекта привлечет дополнительные объемы транзитной перевалки в украинские черноморские порты.

Появление в расписании киевского речного вокзала рейса Киев-Брест может стать реальностью уже через несколько лет. Еще лет пять, и не исключено, что таким способом пассажиры смогут путешествовать даже в Варшаву, или Гданьск. Международные речные круизы появятся благодаря совместному проекту Украины, Белоруссии и Польши по восстановлению водного пути между Черным и Балтийскими морями. Начальная точка магистрали – Гданьск, конечная – Херсон.

Как ранее сообщал заместитель генерального директора предприятия "Днепробугводпуть" Сергей Зубко в Беларуси уже приступили к строительству первого круизного теплохода, который благодаря восстановлению водно-транспортного коридора Е-40 сможет совершать рейсы, например, из Бреста в Киев и оказывать туристические услуги. Однако, помимо пассажирских перевозок проект по восстановлению речной магистрали интересен странам-участникам и с точки зрения грузовых перевозок. При этом каждая из сторон в случае реализации проекта получит свою выгоду. 

Реализация проекта Речная магистраль Е-40 составляет около 2000 км и проходит по Висле, Западному Бугу, Припяти и Днепру. Ключевым объектом коридора является Днепровско-Бугский канал, расположенный на территории Белоруссии. Сейчас речной путь не действует, поскольку участок Западного Буга от Варшавы до Бреста не судоходен. 

Проект "Восстановление магистрального водного пути E-40 на участке Днепр-Висла: от стратегии к планированию" пока что находится в начальной стадии. В его рамках создана и функционирует Комиссия по вопросам развития воднотранспортного соединения Е40 на участке Днепр-Висла. Комиссия состоит из более чем 70-ти членов. В состав Комиссии входят представители региональных органов власти, министерств, научно-исследовательских институтов, транспортных, логистических, природоохранных организаций Беларуси, Польши и Украины. 

Уже объявлен международный тендер по поиску подрядчика, который займется разработкой ТЭО. Процедура проводится в два этапа: первый – оценка потенциальных участников тендера и приглашение их участвовать в конкурсе; второй - предоставление участникам тендерных досье и отбор наилучшего предложения с последующим заключением контракта. Заявки от потенциальных исполнителей принимались с 13 июня по 11 июля 2014 г. Как сообщил ЦТС секретарь  Комиссии по  вопросам  развития воднотранспортного соединения Е40 на участке  Днепр-Висла Андрей Рекеш, сейчас проходит рассмотрение поданных заявок тендерной комиссией.

Требования, предъявленные к участникам, будут высокие: организация или объединение специалистов должны иметь опыт успешной реализации как минимум двух проектов в сфере водного транспорта. При этом, бюджет этих проектов должен составлять не менее 400 тыс евро. Также, не менее 20% сотрудников организаций-претендентов в 2014 г. должны на постоянной основе работать в областях, релевантных проекту восстановления водотранспортного соединения Е-40 (например: гидрографии, логистике, геологии и т.д.). Заявители, соответствующие выдвигаемым требованиям, будут приглашены для участия во втором этапе конкурса. Победитель получит до 493 тыс. евро на проведение анализа трех вариантов реконструкции водной магистрали. Ожидается, что наиболее эффективный и экологичный из предложенных вариантов будет утвержден осенью 2015 г. и станет основой для подготовки плана по строительству необходимых гидротехнических сооружений.

Вероятнее всего, на участке от Бреста до Варшавы будет рассматриваться строительство нового канала.

Как рассказал Андрей Рекеш, сложность разработки ТЭО заключается также в том, что часть водного пути на польской территории входит в состав природоохранных зон Natura 2000. На данных территориях вести любые строительные работы запрещено законодательством. Поэтому, вероятнее всего, на участке от Бреста до Варшавы будет рассматриваться строительство нового канала.

В случае успешной реализации проекта и его поддержке на национальном и европейском уровне, ТЭО ляжет в основу второй стадии проекта: "Планирование". Основной задачей данного этапа будет является составление проектно-сметной и разрешительной документации, необходимой для проведения различных строительных работ, включающих строительство и модернизацию гидротехнических сооружений, а также другой инфраструктуры, проведение путевых работ, и т.д. После завершения данного этапа, будет осуществлена последняя стадия проекта - непосредственное выполнение строительных работ.

Перспективы финансирования Программа по восстановлению магистрального водного пути Е-40 состоит из трех стадий: стратегия, планирование и строительство. Источник финансирования первой стадии уже определен - деньги выделил Европейский Союз и партнеры проекта. Общая стоимость составит 912,6 тыс евро, из которых 821,2 тыс евро – деньги ЕС, а 91,3 тыс евро – взнос партнеров. При этом, как сообщил ЦТС Андрей Рекеш, источники финансирования реализации дальнейших стадий проекта (планирование и строительство) на данный момент не определены. «Вопрос о реализации и финансировании стадий "Планирование" и "Строительство" будет рассматриваться только после завершения первой стадии», - уточнил Андрей Рекеш.

В конце марта в рамках международной конференции по восстановлению водного пути Е40 член польской академии наук профессор Збигнев Зьоло (Zbigniew Zioło) говорил о том, что реализацию этого проекта стоит рассматривать с точки зрения интересов Евросоюза. «Восстановление водного пути между Балтийским и Черными морями позволит увеличить объемы торговли между Западной, Центральной и Восточной Европой благодаря тому, что водный транспорт более дешевый».

Кроме того, региональный советник отдела транспорта ЭК ООН Martine-Sophie Fouvez  также высказалась в поддержку проекта по восстановлению водного пути Е-40. «Европа заинтересована в инвестировании в эту идею. Конечно, это будет очень дорогой и долгосрочный проект, и мы не можем рассчитывать на быстрый возврат инвестиций. Это очень важный шаг, и мы надеемся, что правительства стран-партнеров будут активно поддерживать восстановление этого водного пути», - заявила она.

Шлюз Тришин возле Бреста

Выгоды для стран Каждая из стран-участников имеет свой интерес в этом проекте. Но что для них общее, так это возможность увеличения грузовых транзитных перевозок. В целом, прогнозируется, что восстановление водного пути позволит перевозить до 4 млн т грузов ежегодно. Польша благодаря реализации проекта сможет облегчить нагрузку на автомобильные дороги и порты Гданьск, Щецин и Гдыня, найти новые возможности для продажи своих товаров. Беларусь получит выход к Балтийскому морю и сможет перейти от внутренних речных перевозок к международным. «Даже сейчас, когда мы строим крупные объекты в Республике Беларусь, мы в основном, используем водные пути для транспортировки больших размеров грузов», - говорил ранее заместитель министра транспорта Беларуси Александр Шишко.  

Выгода для Украины от реализации этого проекта не меньше, чем для других стран. По словам аналитика ЦТС Андрея Исаева, поскольку Е-40 кратчайший водный путь из бассейна Черного моря на север Европы, то он привлечет дополнительные объемы транзитной перевалки в украинские черноморские порты. Кроме того, стоимость речных перевозок ниже, чем железнодорожных или автомобильных, поэтому грузовладельцы, отправляющие грузы из Северной Европы в бассейн Черного моря и обратно, будут в выигрыше, поскольку смогут сократить логистические затраты. В первую очередь это будет интересно нашим экспортерам. По словам Андрея Исаева речь идет о таких грузах, как зерно, ЖРС, металл, контейнеры. Сэкономить на логистике прежде всего смогут те предприятия, которые расположены вблизи речных портов. Среди них – Нибулон, Запорожсталь, Феррэкспо, Днепроспецсталь, завод. им. Петровского, МК им. Дзержинского и другие предприятия вблизи реки. Некоторые из них уже активно пользуются речной логистикой, удешевляя затраты на перевозку грузов. Для примера, компания Нибулон и Запорожсталь. Так что дополнительные возможности по экспорту своих товаров более дешевым способом – им только на руку. Кроме того, от реализации проекта свою выгоду будут иметь судоходные компании, занимающиеся речными перевозками, такие как Укрречфлот и KDM Shipping.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.