Пока в обществе идут громкие споры вокруг прихода в Украину крупных бюджетных авиаперевозчиков, за кадром остается много важных тем для авиации, среди них – Государственная программа развития аэропортов до 2023 года. Документ был принят еще в феврале прошлого года, но что произошло после, остается загадкой. Чтобы немного пролить свет на эту тему, мы встретились с руководителем отдела авиации Министерства инфраструктуры Галиной Дурмуш (Винарчик) и расспросили ее о том, как продвигается реализация программы и с какими проблемами сталкивается ведомство на этом пути.


В феврале прошлого года Кабмин утвердил Госпрограмму развития аэропортов до 2023 года. Как продвигается ее реализация?

Немного о предыстории этой программы. Еще в 2011 году возникла идея создать некий общий пул аэропортов, чтобы накапливать средства для развития региональных аэропортов. Потом была принята концепция программы, а затем и сама программа. Основная ставка в ней сделана на реконструкцию и развитие аэродромов региональных аэропортов, а также объединение всех аэродромов в одну структуру, которая бы курировала это. Поставленные задачи должны были реализовываться не за государственные средства, а за деньги, привлеченные у частных инвесторов, либо под государственные гарантии, либо из местных бюджетов. К тому же, когда разрабатывалась программа, в ней было предусмотрено, что авиационные сборы (взлет-посадка, авиабезопасность и сверхурочная стоянка) должны аккумулироваться в общем пуле аэродромов, а затем распределяться между аэродромами.

Что мы имеем сейчас?

После того, как была принята Программа, Ассоциация аэропортов Украины, многие аэропорты начали писать письма, в которых не соглашались с положениями принятого документа. Особенно это относится к аэропорту Борисполь, где наибольшее количество взлет-посадок. Фактически, ремонт взлетных полос в региональных аэропортах должен был проводиться за счет Борисполя.

Так что же с Программой? Кто ее выполняет и выполняет ли?

Ответственность за реализацию Программы развития аэропортов до 2023 года правительство возложило на Агентство инфраструктурных проектов. Этот институт был создан вследствие преобразования Национального агентства по вопросам Евро-2012.

Почему на эту организацию?

Еще во время подготовки к Евро-2012 под государственные гарантии были привлечены порядка 4 млрд грн. Сейчас эти деньги остались на счетах предприятий, которые находятся в подчинении Национального агентства по вопросам Евро-2012. Эти средства не были использованы и были заморожены.

Читайте также Какая реформа уготована аэропортам Украины – интервью с начальником отдела авиаперевозок МИУ

О поисках финансов

Будут ли эти 4 млрд грн направлены на развитие аэродромов?

Мы планируем. Чтобы запустить этот процесс, Кабмин принял Постановление № 714 от 22 сентября 2016 года, которым Нацагентство по вопросам Евро-2012 было преобразовано в Государственное агентство инфраструктурных проектов. Именно этот орган был определен ответственным за выполнении программы. В том же постановлении было прописано, что 300 млн грн будут выделены в 2016 году в качестве первого транша на реализацию госпрограммы развития аэропортов.

Эта сумма была выделена?

К сожалению, нет.  Министерство финансов не выделило средства. До последнего момента не было преград для выделения денег. Но в конце прошлого года, буквально накануне Нового года, Министерство финансов просто не выделило указанную сумму, мотивируя свое решение тем, что механизм финансирования необходимо доработать.

Куда планировалось пустить эти деньги?

Мы планировали отдавать предпочтение тем аэропортам, у которых есть готовые проекты по реконструкции или ремонту аэродромов. Несколько аэропортов написали нам письма и уведомили нас о наличии таких проектов. Мы хотели рассмотреть их заявки, но в связи с тем, что деньги не были выделены, мы были вынуждены отложить эти намерения.

В 2017 году есть надежда получить 700 млн грн на финансирование реконструкции аэродромов.

А чего ждать в этом году?

В этом году Агентство инфраструктурных проектов учло все замечания Минфина. Сейчас мы готовимся внести изменения в Постановление № 714 об изменении механизма финансирования. Если мы это сделаем, тогда нам удастся получить 700 млн грн на финансирование реконструкции аэродромов. Мы оптимисты и я думаю, что в этом году мы получим эти деньги.

Как будут распределяться эти 700 млн грн?

Аэропорты должны подать заявку, если у них есть готовый проект. Средства будут распределяться согласно указанных в Программе сумм. При этом будем учитывать планы развития аэропортов, смогли ли они привлечь новых перевозчиков за последнее время, планируют ли привлекать в ближайшем будущем и так далее. Реконструкции ради реконструкции не будет.

А если и в этом году деньги не выделят?

Если в течение первой половины 2017 года изменений не будет, тогда придется искать другой вариант решения. На этот случай Министерство инфраструктуры совместно с Офисом поддержки реформ хочет наладить такую систему финансирования, как в Европе. Например, когда реконструкция ВПП финансируется за счет авиаперевозчиков. Это общепринятая практика, она соответствует рекомендациям ICAO № 9082. Речь идет о привлечении инвесторов, возврат средств которому будет производиться за счет сбора на взлет/посадку. Это выгодно и перевозчикам, ведь они используют эту полосу.

Реально ли внедрить такую практику в Украине?

Такая возможность рассматривается, но для этого необходимо будет внести определенные изменения в законодательство. Прежде всего, инвесторам нужны гарантии, потому что они будут инвестировать свои деньги в полосу, которая никогда не будет им принадлежать.

А согласятся ли перевозчики на такой вариант?

Как правило, они соглашаются. Ведь если полеты в этот аэропорт приносят им прибыль, то они заинтересованы в повышении категории аэродрома.  Например, сейчас администрация аэропорта Прага разрабатывает проект строительства второй полосы, и уже несколько авиакомпаний заявили о намерении уйти из Праги, если будут повышены ставки сборов. Но в наших реалиях речь идет не о том, что мы строим вторую полосу, потому что аэропорты не справляются с операционной нагрузкой, а о вопросе безопасности полетов и нормального функционирования аэропортов, поэтому мы рассчитываем на поддержку в первую очередь авиаперевозчиков, тем более что они знакомы с такой практикой.

А если и это не сработает, что тогда?

Тогда мы будем искать международного инвестора.

Но ведь международным инвесторам нужны готовые проекты…

У нас есть такие проекты. Это реконструкция аэродрома в Одессе. Насколько я знаю, заканчивается разработка проектов в Виннице, Херсоне, Черновцах. Для начала можно взять эти аэропорты. Дальше потянутся и другие.

Об объединении аэродромов

Еще предыдущий министр Андрей Пивоварский говорил о создании единого предприятия, которое бы стало балансодержателем всех аэродромов. Определены ли сроки его создания?

Создать новое государственное предприятие не займет много времени. Вопрос заключается в другом. Начнем с того, что некоторые аэропорты выступают против объединения. Есть еще момент – финансирование. Какой будет бюджет нового предприятия? Как будет формироваться его штат? У многих аэропортов возникают эти вопросы. К сожалению, пока они остаются открытыми.

Создание этого предприятия остается актуальной задачей?

Да, это актуальная задача. Но повторюсь, что сейчас самим аэропортам нужно определиться, хотят ли они этого определения. Новое предприятие будет балансодержателем, а аэропорты будут эксплуатантами аэродромов по договору управления. Без согласия аэропортов и их владельцев – органов местного самоуправления – объединить аэродромы невозможно.

В других странах объединение прошло без особых проблем, и аэропорты от этого только выиграли. Почему в Украине возникло такое сопротивление?

В целом, идея объединения аэропортов правильная и необходимая. Если мы возьмем такие страны, как Литва или Испания, Грузия, где аэропорты управляются одной государственной компанией, у них нет разделения на терминальную и аэродромную часть. В терминалы найти инвестора гораздо проще, по сути, это шопинг-мол с магазинами и прочими услугами. Аэродромная часть является более затратной, привлечь сюда инвесторов гораздо сложней.

В Литве за объединением аэропортов последовал процесс подготовки к концессии. В Украине такой вариант рассматривается в перспективе?

До концессии нам еще далеко. Сейчас актуальным вопросом является корпоратизация государственных аэропортов – Львова и Борисполя.

Когда это произойдет?

В среднем, процесс корпоратизации длится один год. У нас есть оптимистический сценарий – завершить корпоратизацию весной следующего года. Это позволит аэропортам быстрее составлять договора аренды, они смогут увеличить свои доходы от неавиационной деятельности.

Читайте также Ryanair привозит пассажиров, а ваше дело научиться на них зарабатывать, - интервью с коммерческим директором "Литовских аэропортов"