Аудиторско-косалтинговая компания "Делойт" (входит в четверку крупнейших в мире) оценила имущество "Укрзализныци" в 245 млрд. гривен. Сумма уставного капитала будущего публичного акционерного общества "Украинская железная дорога" составит 229 879 115 000 грн. Эта цифра отражает стоимость имущества, за вычетом обязательств предприятия, и рассчитана в соответствии с установленной Кабмином процедуры.

"Укрзализниця" стала крупнейшим за годы независимости предприятием Украины, на котором была проведена общая оценка стоимости имущества. В перечень оцененных объектов вошел почти 1 миллион позиций. За исключением тех, что находятся на временно оккупированных территориях.

Читайте также Как оценивают порт Южный – интервью с Deloitte

В 2016 году планируется провести дооценку объектов, находящихся на подконтрольной Украине территории на востоке страны, и внести их стоимость в уставный капитал ОАО «Украинская железная дорога». Оценку имущества, расположенного на неподконтрольных Украине территориях Крыма и Донбасса, будет проведено после восстановления там контроля украинской власти.

Процедура оценки стоимости имущества "Укрзализныци" длилась около 8 месяцев. Акты оценки компания Deloitte в июне 2015 года передала на согласование "Укрзализныци". УЗ документ был направлен на рецензирование Фондом госимущества. Сводный акт оценки, в которую включена сумма уставного капитала, получил положительную рецензию ФГИУ и был утвержден межведомственной комиссией по созданию ОАО «Украинская железная дорога».

Следующим шагом станет утверждение проекта Устава ОАО «Украинская железная дорога», а также состава Правления, Наблюдательного совета и ревизионной комиссии нового предприятия. Как происходила оценка? Какие объекты вошли в нее? Известна ли стоимость бренда УЗ? Обо всем этом мы спросили у партнера «Делойт энд Туш» Артура Огаджаняна.

Какое именно имущество УЗ оценивалось вами и для каких целей?

Объектом оценки были все необоротные активы компаний, входивших в состав УЗ: основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые инвестиции, незавершенные капитальные инвестиции. Также задание на оценку предусматривало оценку активов, которые не числились на балансе компании – прав пользования земельными участками. Количество оцениваемых объектов превышало 900 тысяч единиц. Кроме активов УЗ, оценивался также собственный капитал 7-ми предприятий, обеспечивающих технические потребности УЗ (предприятия по ремонту подвижного состава, заводы железобетонных изделий и т.п.).

Оценка проводилась для целей корпоратизации УЗ. Результаты оценки были использованы для формирования уставного капитала публичного акционерного общества, созданного на базе активов украинских железных дорог.

Отдельно хотелось бы отметить, что бОльшая часть основных средств УЗ – в первую очередь, железнодорожная инфраструктура и подвижной состав – юридически не принадлежала предприятиям УЗ. Они использовалась (и будут в дальнейшем использоваться) на правах хозяйственного ведения, предоставленного государством. Соответственно, и в уставный фонд вновь созданного акционерного предприятия внесено именно право хозяйственного ведения этих основных средств. Учитывая то, что единственным акционером новообразованного акционерного общества является и останется в будущем государство, на стоимости активов это не отразилось. Государство, давая акционерному обществу возможность беспрепятственно эксплуатировать эти активы, оставило за собой право собственности на них.

"Большая часть основных средств УЗ – в первую очередь, железнодорожная инфраструктура и подвижной состав – юридически не принадлежала предприятиям УЗ"

Входит ли в оценочную стоимость бренд УЗ?

Дело в том, что бренд имеет определенную ценность только в том случае, если его наличие придает ценность товару (услуге) и выделяет его из числа других, представленных на рынке.

Для монополиста, которым является УЗ, наличие или отсутствие зарегистрированного знака абсолютно никак не влияет на стоимость компании.

В оценке использовался только метод остаточной стоимости? Финансовые   потоки и перспективы их роста-падения не учитывались?

Нет, это не вполне корректное понимание. Для оценки разных видов активов использовались разные подходы и методы оценки. Активы, представленные на рынке (машины, оборудование, транспортные средства, в том числе часть подвижного состава) оценивались преимущественно сравнительным (рыночным) подходом.

Так называемые специализированные активы, то есть, активы, которые обычно не являются объектами непосредственной купли-продажи и не обращаются на рынке (здания, сооружения, включая ж/д пути, вокзалы, мосты, тоннели и т.п.), не могут быть оценены этим подходом. Для их оценки использовался затратный подход, предполагающий оценку затрат на создание таких активов за вычетом износов и обесценений – физического, функционального и экономического.

Чтобы определить степень экономического обесценения, необходимо сравнить суммарную стоимостью оцененных активов со стоимостью предприятия как бизнеса (целостного имущественного комплекса). Оценка предприятия выполнялась доходным подходом, суть которого заключается в расчете ожидаемых денежных потоков, генерируемых бизнесом.

Полученная стоимость активов УЗ является результатом сложных оценочных процедур, которые включают оценку перспектив компании и будущих денежных потоков, генерируемых комплексом ее активов.

Есть ли разница между оценкой стоимости имущества УЗ, проведенной вами, и рыночной стоимостью компании? В чем эта разница?

Суммарная рыночная стоимость необоротных активов, оцененная с применением, в том числе, доходного подхода, стала основой для формирования суммы уставного капитала АО.

Эта сумма, выведенная при составлении соответствующей комиссией сводного акта оценки, в целом соответствует рыночной стоимости собственного капитала компании.

На какую дату проводилась оценка?

В соответствии с заданием оценка выполнялась по состоянию на 31.07.2014 года. Это не обязательно означает, что если бы оценка была выполнена по состоянию на более близкую дату, стоимость получилась бы выше. Дело в том, что в 2015 году, по сравнению с датой оценки, инвесторы оценивают риски, связанные с инвестициями в Украину, значительно выше и, соответственно, значительно выросла ставка дисконтирования, применяемая для оценки предприятия

Как учтены колебания курса гривны в оценке?

Мы использовали реальные денежные потоки, то есть, денежные потоки, которые не учитывают ожидаемой инфляции. Разумеется, и ставка дисконтирования была использована реальная, которая ниже так называемой номинальной ставки как раз на величину ожидаемой инфляции.

Наши расчеты не содержали прямых прогнозов относительно инфляции валют и связанных с ними курсовых колебаний. Хотя результат оценки в данном случае такой же, каким был бы результат оценки с учетом инфляционных ожиданий.

Назовите ключевые факторы, которые негативно влияли на стоимость имущества УЗ. Устаревший подвижной состав?

Следует обратить внимание, что изношен не только подвижной состав УЗ. Изношены физически и устарели функционально практически все ключевые активы предприятия, в том числе инфраструктура железных дорог.

Еще одним, не менее важным фактором, является то, что компания только в начале пути реформирования.

Когда будет опубликован полный список оцениваемых активов?

Этот вопрос следует адресовать предприятию. Мы не имеем права этого делать. Могу только отметить, что полный список активов занимает десятки тысяч страниц.

Что нужно сделать УЗ, чтобы в пятилетней перспективе выросла не цена активов, а стоимость компании?

УЗ при серьезной поддержке со стороны государства должна реализовать запланированную реформу.

Мы в своей оценке исходили из предположения, что в течение ближайших нескольких лет реформа будет последовательно внедряться, что приведет к существенному улучшению финансово-экономических показателей деятельности компании, повышению качества его активов и увеличению ее стоимости.

Читайте также Оценка стоимости УЗ: мнения экспертов