Министр инфраструктуры Андрей Пивоварский, его заместитель Юрий Васьков, глава Администрации морских портов Андрей Амелин и группа журналистов на буксире через акваторию порта Южный плывут в направлении терминала "ТИС-Руда". Прямо на борту происходит импровизированное совещание, начальник администрации морского порта Южный Максим Широков докладывает министру о текущих и будущих инвестиционных проектах. При этом он демонстрирует схему перспективного развития гавани.

Смотрите также фотогалерею Как работает крупнейший порт Украины

Журналисты рассредотачиваются по палубе в поисках красивых кадров: солнечная погода и легкий ветер к этому располагают. Огромные суда из разных стран мира стоят под грузовыми операциями у причалов зернового, угольного и контейнерного терминалов. Видно, что стивидоры в акватории порта активно работают. К слову, порт Южный – сейчас самый крупный в стране по грузопотоку. При этом большую часть грузов переваливают на частных терминалах "ТИС". Специфика порта - насыпные грузы (в основном - уголь, руда, зерно).

Максим Широков демонстрирует перспективы порта

У рудного комплекса пришвартован красавец-балкер MSC Carina. Флаг – панамский, но экипаж состоит преимущественно из индусов. Судно прибыло в Южный, чтобы загрузить 120 тысяч тонн руды и отправиться курсом на Роттердам.

На борт  поднимаемся небольшими группами: как позже пояснили моряки, лестница нормально выдерживает не более шести человек. Ответить на вопросы соглашается старший помощник капитана судна Авик Саркель. Украинский министр выступает одновременно в качестве модератора беседы и даже переводчика с английского языка для журналистов. Сразу выясняется, что моряки впечатлены новым режимом контрольных процедур в порту.

-  Такого здесь раньше не было. Вся процедура прошла в течении 40 минут, тогда как раньше это занимало не менее трех часов, – говорит старпом. По его словам, на борт поднялись представители лишь двух служб – пограничники, которые проверили паспорта, и карантинщики (потому что судно прибыло из географически неблагополучной зоны, они были обязаны проверить, – тут же уточняет Пивоварский).

Балкер MSC Carina

Авик Саркель рассказывает, что в украинские порты заходит приблизительно раз в четыре месяца. Главное сегодняшнее отличие от прежних проверок – это экономия времени.

- Нужно понимать, что каждый час нахождения в порту судно теряет деньги. И то, что было сегодня, – соответствует мировой практике, а по времени вышло даже более эффективно: в других порта мира мы проходим такие процедуры примерно за час, – добавляет он.

Замминистра Юрий Васьков обращает внимание журналистов на то, что потеря времени и денег нежелательна всем сторонам – и порту в том числе. Поэтому даже в эти сорок минут судно не простаивало: шли необходимые грузовые операции.

Дальше попадаем в диспетчерскую порта, где ознакамливаемя с работой Информационной системы портового сообщества (ИСПС) и особенностями приема судов в режиме свободной практики. Все это позволяет начинать оформление судна в порту еще до его фактического захода, а также, собственно, упростить контрольные процедуры и начинать грузовые операции сразу после швартовки.

Авик Саркель общается с министром

- Здесь мы видим список судозаходов – с обязательным указанием ориентировочного подхода судна. Он формируется и обновляется главной диспетчерской круглые сутки – на основании поданной агентами информации. За 24 часа до подхода судна агент вносит документы в систему – для рассмотрения контролирующими органами, – показывая на экран, поясняет главный диспетчер администрации порта Южный Александр Ковалюк.

Свободная практика и ИСПС – эти "компоненты" были запущены в портах значительно раньше, но именно с упрощением контрольных процедур складывается единая "цепочка", которая работает. Ведь прежде забюрократизированный и громоздкий комиссионный досмотр судна мог свести на нет все преимущества, полученные благодаря электронному документообороту.

- В течение этих 24 часов, если к судну вопросов нет, ему дают "зеленый свет". И тогда по его приходу в порт, согласно постановлению №491, на борт поднимаются только пограничники, которые проверяют паспорта. В случае возникновения у контролирующих органов каких-то вопросов, у агентов есть все те же 24 часа, чтобы их решить. Если же они не решены за это время, тогда на борт поднимается комиссия, но смысл постановления – именно в том, чтобы документы подавались в электронном виде, рассматривались в течение 24 часов до прихода судна – и оно получало "зеленый свет", – говорит руководитель пресс-службы Администрации морских портов Украины (АМПУ) Елена Гиряева.

В МИУ ожидают снижение уровня коррупции в отрасли и повышение конкурентоспособности украинских портов. Глава транспортного ведомства подчеркивает: сделаны не все шаги, еще есть куда идти, но теперь в "спутники" надо брать соседние министерства и даже депутатов Верховной Рады.

- У нас есть еще возможности для дальнейших шагов по дерегуляции, которые еще больше могут упростить работу для портового бизнеса, для судовладельцев – и в целом вернуть доверие мира к украинской портовой индустрии, – отметил Андрей Пивоварский. – Но нам придется делать такие шаги совместно с коллегами из других министерств – экологии, сельского хозяйства. Некоторые мы можем сделать на уровне постановлений Кабмина и приказов министерств, это 75-80 процентов пути. Но для того, чтобы в целом внедрить мировую практику в данной сфере, нужно вносить изменения в законодательство. И в этом парламентарии, в частности, транспортный комитет, нас поддерживают.

Ознакомление с работой информационной системы портового сообщества при оформлении судов