Не смотря на аннексию Крыма, экспортные поставки зерна будут выполняться в запланированных объемах. Этот грузопоток берут на себя мощности портов Одесского и Николаевского регионов. Суммарная мощность терминалов по перевалке зерновых составляет 42,2 млн т., в том числе в глубоководных портах - 24,5 млн т. Без учета портов Крыма - 38 млн т и 21 млн т, соответственно. То есть, на перевалку зерновых в Крыму приходиться только около 10% от общих объемов.

Читайте также Порты Феодосия и Евпатория прекратят существование

Грузопоток зерна, который направлялся в порты Крыма, формировался в восточных и юго-восточных областях Украины, а так же непосредственно в Крыму. Трейдеры, которые переваливали через Крым, переориентируют свои грузопотоки на альтернативные порты. В частности, по словам аналитика ЦТС Андрея Товстопята, ближайшими портами, в пользу которых может быть перераспределен грузопоток, станут терминалы Николаева, а также Азовские порты и Херсонский МТП. Перевалка кукурузы может быть направлена на зерновые терминалы Одесского региона и Николаева. Важным фактором в выборе порта станет не логистическая составляющая, а устоявшаяся практика работы трейдеров с определенными терминалами. Кроме того, на выбор порта будет влиять и величина судовых партий - тоннаж свыше 25 тыс. т. нельзя отправлять через порты Азовского моря.

ЦТС опросил непосредственных участников рынка - агротрейдеров и стивидоров, чтобы понять, как крымский фактор сказался на их работе.

Юрий Губанков, генеральный директор стивидорной компании “Бруклин Киев” (Одесский порт)

Я мечтал потерять перевалку в Крыму, тогда востребованность моей будет выше, - шутит Юрий Губанков и добавляет, что нужно обеспечить инвестора благоприятными условиями, чтобы он решился построить мощности. А когда этих мощностей по перевалке будет достаточно, тогда и цена за перевалку будет не 18-19 долларов, а 10 долларов, как раньше. Крупные зернотрейдеры предпочитают заходить с надежными партнерами, а таких в Украине, к сожалению, не много. Кроме того, чтобы инвестор захотел вкладывать деньги в строительство нужны, во-первых, понятные правила игры, во-вторых - стабильность в реальной жизни, а не только на словах. 

Андрей Ставницер, генеральный директор стивидорной компании ТИС (порт Южный)

Из Крыма бегут грузы в большом количестве. В то же время нужно понимать, что много терминалов в Одесском и Ильичевском порту недогружены. После того, как сборник тарифов Министерства инфраструктуры потерял свою актуальность (со вступлением с силу Закона о морских портах – ЦТС) на рынке сложилась такая ситуация, когда терминалы в Одесском и Ильичевском порту готовы обрабатывать грузы по себестоимости или даже ниже, лишь бы не стоять. Поэтому, говорить о том, что мы уже получили какие-то дополнительные грузы или что мы на что-то всерьез рассчитываем, я не могу. 

Мы боролись за один груз, который переваливался в Крыму, но разница между нами и терминалом в Одесском порту составила не много ни мало 3 доллара с тонны.

"Из Крыма бегут грузы в большом количестве. В то же время нужно понимать, что много терминалов в Одесском и Ильичевском порту недогружены".

Юрий Скичко, генеральный директор трейдинговой компании “Гермес-Трейдинг”

Аннексия Крыма на работе нашей компании не скажется. Мы переваливаем через Николаев, Южный и Одессу. Скорее это отразится на больших международных компаниях, которые работали в разных регионах Украины, в том числе отправляли в Севастополь. Как правило, это первая пятерка крупнейших экспортеров, кроме компании «Нибулон».

Грузопоток который шел на Крым будет перенаправлен на порты большой Одессы, Николаева, Херсона. Логистика станет дороже для тех регионов, которые работали с меньшими логистическими затратами в сторону Севастополя, Азовского моря. Сегодня они будут нести больше логистических затрат и, соответственно, стоимость продукции будет снижена на эту дополнительную часть.

Алексей Вадатурский, генеральный директор трейдинговой компании “Нибулон”

На нас аннексия Крыма никак не повлияла. У нас никакой бизнес-деятельности в Крыму не велось и, в конечном счете, на основных субъектов Украины я считаю это тоже не повлияло. Мы работаем в плановом режиме и наша деятельность, в том числе инвестиционная, не зависит от того работаем мы с Крымом или без него.

Руслан Сахаутдинов, главный диспетчер Одесского порта

Возможные последствия аннексии Крыма в виде переориентации грузопотоков зерновых были нивелированы завершением сезона. Поэтому, переориентировал ли кто-то свои грузопотоки сейчас сказать сложно. Кроме того, крупные именитые компании работают через все порты. Если Louis Dreyfus или Noble Resources Ukraine работают в Крыму, то это не означает, что они не отгружают через другие порты. Все зависит от задач, которые поставлены перед трейдером. Поэтому, если компания заявляет мне еще какое-то судно, у нас нет возможности отличить куда оно собиралось до этого.