Расскажите о ходе реализации инвестиционной программы предприятия и том, что было сделано из намеченного в 2013 году

В 2013 году в рамках выполнения инвестиционной программы предприятие реализовало сразу несколько крупных проектов. Как вы знаете, мы ввели в эксплуатацию участок по перегрузке карбамида. Участок включает в себя склад для хранения карбамида объемом до 50 тыс. тонн, станцию разгрузки вагонов на два пути, а также погрузмашину со скоростью погрузки 1500 т/час. С запуском новой погрузмашины на территории комплекса по перегрузке минудобрений закрытого хранения могут теперь одновременно обрабатываться два судна.

Читайте также Порт Фирташа: зачем миллиардеру один из крупнейших портов страны

В прошлом году мы также практически завершили строительство зернохранилища силосного типа вместимостью до 170 000 тонн. С введением в эксплуатацию силосов вместимость зернохранилищ компании возрастет более, чем в пять раз. На территории грузового района, специализирующегося на перевалке зерновых культур, сможет храниться уже не 40 000 тонн, а 210 000 тонн груза. Кроме того, удлинен причал этого района до 600 м., что позволит одновременно грузить два судна длиной до 230 метров каждое и достичь суточной нормы погрузки – 40 тысяч тонн.

Какие велись работы по улучшению транспортной инфраструктуры?

Мы построили стоянку на 100 грузовиков, которая помогла частично разгрузить улицы Корабельного района. Планируем построить новую стоянку на 200 грузовиков, которая должна помочь полностью снять проблему загруженности улиц. Это говорит о том, что мы не просто думаем о том, как разгрузить улицы от большегрузного транспорта, но и делаем конкретные шаги для реализации задуманного.

Какой объем инвестиций вы планируете в 2014 году?

В 2014 году в развитие нашего предприятия планируется вложить около 25 млн. долл. США.

Какие источники финансирования инвестиционных проектов порта, в том числе долю заемных средств в них.

Источниками финансирования инвестиционных проектов в 2013 году были собственные доходы, иностранные инвестиции, а также заемные средства. В структуре инвестиций наибольшую часть заняли заемные средства - 44%.

Порт анонсировал расширение автомобильной и железнодорожной инфраструктуры. Как продвигаются эти проекты?

Как я понимаю, вы имеете в виду строительство объездных дорог… Проекты развиваются, но очень медленно. Не всегда все работает так быстро, как нам бы этого хотелось. Со стороны местной власти мы получили хорошую поддержку. Но, к сожалению, по предпроектной документации, и железнодорожная, и автомобильная дороги проходят по распаеванным землям. Их очень сложно выкупить. Мы ожидаем поддержки руководства области и профильных министерств, потому что развитие транспортной инфраструктуры очень важно не только для «Ника-Теры», но и для других предприятий Николаевского региона.

Сейчас рассматривается уже новый вариант прохождения дорог, который охватит не такое большое количество распаеванных земель, как в прошлый раз.

По результатам 2014 года планируем выйти на объем 5,5 млн т.

Изменилась ли грузовая база порта в 2013 году, в том числе – в разрезе транзитных грузов?

Номенклатура грузов, которая у нас переваливается, изменилась за последний год. Например, у нас появился карбамид. В ушедшем году мы начали активно работать с пакетированным грузом – минудобрениями в биг-бегах, с наливными грузами, нарастили перевалку импортных фосфоритов алжирского, сирийского, марокканского происхождения, расширили номенклатуру угля, начали работать с коксом.

Также планируем расширять номенклатуру зерновых культур. Уже в ассортименте появился ячмень, пшеница различных сортов.

Продолжаем привлекать транзитные минеральные удобрения, такие как сульфат аммония российского производства и калийные удобрения – калий хлористый российского производства. Планомерно наращиваем объемы перевалки угля, кокса российского и украинского происхождения.

Какие грузопотоки приоритетны для порта в 2014 году?

Мы рассчитываем, что в 2014 году большую часть в объеме грузооборота предприятия займут минеральные удобрения и зерновые культуры.

Сейчас заводы-производители азотных удобрений запускаются, и мы планируем увеличить объем перевалки карбамида.

Также будем расширять номенклатуру зерновых культур. Вообще в 2014 году мы планируем расширить номенклатуру переваливаемых грузов. Этот фактор значительно увеличит конкурентоспособность Николаевского региона и нашего предприятия в частности.

Предприятие создавалось для перевалки химических грузов, но сейчас видим расширение номенклатуры, особенно – за счет зерновых. Почему именно зерно стало крупнейшим грузом порта в 21013 году? Ставка на перевалку зерна – это временная мера, или порт делает на этот вид груза стратегическую ориентацию?

Вы правы, «Ника-Тера» строилась как терминал по перевалке минеральных удобрений. Но менялись времена, которые диктовали новые требования, и сегодня «Ника-Тера» специализируется на перевалке не только минеральных удобрений, но и наливных, зерновых и других сыпучих грузов.

В объеме грузооборота по итогам 2013 года действительно большую часть заняли зерновые культуры – мы перевалили бoлee 1 миллиoнa 650 тoнн зepнoвыx. Этому способствовало строительство зернохранилища силосного типа, о котором я говорил ранее. Вместе с этим мы создавали благоприятные условия для работы новых клиентов, привлекали новых партнеров.

В текущем году мы также делаем ставку на зерновые культуры. С введением в эксплуатацию силосов планируем стать одной из крупных компаний на рынке перевалки зерна. 

Как обстоит ситуация с мощностями по перевалке зерновых, планируете ли вы инвестировать в их расширение? О каких именно проектах речь?

В текущем году мы планируем завершить строительство зернового элеватора силосного типа и запустить его на полную мощность. Также будет достроен второй причал Грузового района №1, специализирующегося на перевалке зерновых культур, достроен участок сушки и очистки зерна, поступающего на терминал автомобильным транспортом непосредственно с поля. Кроме этого, будет начато строительство второго лабараторно-визеровочного комплекса, приобретена вторая погрузочная машина для зерновых культур, продлена галерея.

Планирует ли «Ника-Тера» привлекать партнеров и\или инвесторов, как это сделали в прошлом году, например, «Бруклин-Киев» и «Луи Дрейфус», «Укрлендфарм» и «Каргилл»?

У «Ника-Теры» есть ответственный и серьезный инвестор - Group DF бизнесмена Дмитрия Фирташа, который начиная с конца 2011 года вложил в развитие предприятия около 80 млн. долл. США. Не каждый может похвалиться таким инвестором. Нам с ним повезло. Поэтому привлекать инвесторов мы не собираемся.

Какой показатель по грузообороту планируется на конец года?

По результатам 2014 года планируем выйти на объем 5,5 млн т. И это абсолютно реальные цифры.