Две дороги, по которым Роман Хмиль ездит чаще всего – это Киев-Львов и Киев-Одесса. "В Украине это два моих любимых города. Они колоритные и аутентичные", - объясняет руководитель Департамента стратегического развития дорожного рынка и автомобильных перевозок. Трасу Киев-Львов Роман помнит еще с детства, поскольку его родители родом из Закарпатья. "Я всегда мечтал, чтобы по ней можно было лететь, как на поезде", - вспоминает он. Детская мечта была почти воплощена в реальность семь-восемь лет тому назад, когда западные банки профинансировали строительство автомагистрали Киев-Чоп. Но, в Украине, помимо этих двух дорог, есть еще десятки тысяч километров, которые остро нуждаются в ремонте.

Роман Хмиль ездит на внедорожнике Toyota FJ Cruiser. "Этот автомобиль был создан на базе модели, которая 30 лет ездила по дорогам Индии. Я на нем страшные вещи переезжал. В прошлом году я ездил на семинар в Схидницю (Львовская область – ЦТС) и попал на размытую дорогу. Я проехал 60 км за три часа и без своей машины не справился бы. И даже после этого я не ремонтировал машину. Однако, и в Киеве бывают случаи, когда мне нужна моя машина. Это дико, когда для того, чтобы проехать по городу, нужен внедорожник", - рассказывает Роман Хмиль.

Читайте также Грузовики VS железная дорога: власти берут курс на жесткий контроль веса автотранспорта

О том, когда в Украине появятся дороги такого качества, чтобы можно было комфортно передвигаться не только на внедорожнике, о реформировании Укравтодора, и самом главном – где взять деньги на дороги Роман Хмиль рассказал в интервью порталу ЦТС. 

Вы долго проработали в сфере информационных технологий. Расскажите, почему Вас заинтересовало дорожное хозяйство и как Вы попали на работу в министерство?

Я долгое время жил в США и меня удивила та сеть дорог, которую они построили. Я начал интересоваться вопросом, как им это удалось, читал много исторических книг о том, как у них развивалось дорожное строительство. Вскоре, этот вопрос стал моим хобби.

Как говорится,  у нас в стране есть две известные проблемы – дураки и дороги. Но, с дураками ничего не поделаешь, а вот с дорогами – можно. После революции в 2014 году мы с единомышленниками создали общественную организацию "Моя дорога". Спустя год нашей работы, Министр инфраструктуры Андрей Пивоварский пригласил меня на встречу. Около месяца мы консультировали министерство по некоторым вопросам дорожного хозяйства, после чего Министр предложил мне возглавить Департамент стратегического развития дорожного рынка и автомобильных перевозок.

Какие Ваши первые впечатления от работы в министерстве?

Масштаб и сложность задач в министерстве – это масштаб Украины. Это сложнее, чем работа в бизнесе, поскольку компания часто работает на локальным рынке, разве что вы топ-менеджер транснациональной корпорации. Большая проблема состоит в том, что на данном этапе мы работаем как пожарники, так как есть много вопросов, которые годами не решались. С 9 утра до 18 вечера я занимаюсь оперативными вопросами, которые возникают "сегодня на сегодня". Поработать стратегически удается с 7 до 9 утра и с 18 до 21 вечера, плюс суббота. У нас до сих пор бумажный документооборот и это колоссальная неэффективность использования времени.

С другой стороны, поражает то, насколько сложно менять ситуацию на рынке дорог и автотранспорта и это зависит не столько от моего желания или эффективности, а от того, какая у нас на сегодня существует законодательная база. То есть, чтобы просто чуть-чуть развернуться в другую сторону нам необходимо либо вносить изменения в закон, и это 6-12 месяцев работы, или менять подзаконные акты, что занимает от 2 до 6 месяцев, пока эти изменения пройдут все утверждения и начнут работать.

"Революцию мы должны сделать за 2015-2016 гг. Это не даст результат, который станет сразу заметен, но позволит создать фундамент нового дорожного рынка"

Получается, что с одной стороны – масштабность проектов, которые мы реализовываем, с другой – толщина тех стен, которые нам нужно проломать, чтобы их реализовать. Но я не жалуюсь и не отчаиваюсь, все это было ожидаемо.

Ранее Вы говорили о том, что за несколько лет хотите сделать революцию дорожного хозяйства. Вы до сих пор верите в такие свои амбициозные планы?

Революцию мы должны сделать за 2015-2016 гг. Это не даст результат, который станет сразу заметен, но позволит создать фундамент нового дорожного рынка. Километры новых дорог мы увидим через три-пять лет, потому что период проектирования и строительства дорог достаточно долгий. Для примера, период строительства концессионной дороги Львов-Краковец составляет 4-5 лет.

В инфраструктурных проектах результат зачастую виден через 10-20 лет. Но то, что мы сможем увидеть в ближайшее время - это реформу Укравтодора, передачу функции строительства и эксплуатации дорог на конкурентный рынок частных компаний, независимый контроль качества дорог – независимым инжиниринговым компаниям. Кроме того, я думаю, что в этом году мы увидим принятие законопроекта про государственный Дорожный Фонд и с 2016 г. уже будем иметь эффективный механизм наполнения и целевого использования этих средств.

Реформирование Укравтодора предусматривает децентрализацию. Расскажите подробнее, что это значит?

Большая проблема сейчас состоит в том, что люди не понимают, кто за какие дороги отвечает и смотрят в сторону Киева и Укравтодора. У нас 50 тысяч км дорог – государственного значения, за которые отвечает Министерство. 118 тыс. км дорог – местного значения, которые  с 1 января 2016 г будут переданы на баланс местных администраций. 250 тыс. км – это коммунальные дороги и 100 тыс. км – придомовая территория. То есть, государственных дорог только 50 тыс. км, остальные 500 тыс. км – это все местные дороги, которые находятся в управлении местных органов власти.

Мы на местах должны решать свои местные проблемы, а ключ к решению - это мэрия, сельская рада и ответственно гражданское общество, которое их контролирует. С 1 января 2015 г. финансирование (5% от стоимости топлива и других подакцизних товаров, продаваемых на АЗС) пошло на места, а это ни много, ни мало 10 млрд грн в этом году. Это в 3 раза больше денег, чем выделено Укравтодору на ремонт дорог по всей Украине!

С 1 января 2016го года мы также передадим Облавтодоры на места, а также эксплуатационную технику, с дальнейшей их приватизацией, так что строить и обслуживать дороги смогут частные подрядчики. Поэтому, в дальнейшем местные общины должны решать, что строить - новую школу или дорогу.

Ранее Вы говорили о том, что будут выбраны независимые компании для контроля за качеством ремонта и строительства дорог. Когда это произойдет?

В этом месяце планируем запустить пилотный проект, чтобы наработать методику. А дальше Укравтодор, используя часть международных кредитов, совместно с банком, проведет конкурс по выбору подрядчиков на обеспечение независимого контроля качества ремонта и строительства дорог по всей Украине. Сейчас мы находимся на финальной стадии и готовим условия технического задания, которые будут вынесены на конкурс.  

Это будет одна компания?

Я думаю, что одна компания не справится, их будет три-пять. Но основное наше требование к этим компаниям – наличие международного опыта, безупречной репутации и квалифицированных кадров.

Украинских компаний таких нет?

Нет, но мы сейчас занимаемся тем, чтобы организовать подготовку таких специалистов на базе наших университетов. Скорее всего, один из банков профинансирует создание таких учебных программ и подготовку наших кадров западными экспертами. Хотелось бы, чтобы через год-два у нас появилась украинская инжиниринговая ассоциация, куда бы входили такие компании и независимые эксперты.

На какой стадии сейчас концессионный проект по строительству дороги Львов-Краковец?

Восемь компаний заинтересованы участвовать в этом тендере. 25 мая в "Урядовом курьере" было опубликовано объявление о проведении тендерного конкурса, после чего, в течении 45 дней, компании будут подавать официальные пакеты. При успешном проведении всех необходимых  процедур, мы ожидаем, что с 2016 года сможем начать строительство.

Можете назвать компании?

Нет, но это компании с мировым именем из стран Европы и Азии, с реализованными проектами, некоторые из которых были намного крупнее, чем этот. Так что точно справятся.

А украинские компании есть?

Среди тех, кто выявил предварительный интерес были. Посмотрим, кто подаст документы на конкурс.

Кроме дороги Львов-Краковец, планирует ли министерство отдавать в концессию другие дороги?

Мы сейчас работаем и над другими проектами, но проблема в том, что в Украине не так много дорог, которые имеют достаточную интенсивность движения для того, чтобы дорога окупалась в разумные сроки.

Второй интересный проект – это вторая кольцевая дорог вокруг Киева. Еще один проект – это дорога через центр Украины с запада на восток - Шелковый путь. Эта дорога может быть интересна китайцам, потому что они сейчас через Казахстан тянут магистраль в Европу и дальше эта дорога пойдет либо через нас, либо через Россию и Белоруссию. Нам интересен этот проект, но без китайского транзита он быстро не окупится. Поэтому и финансировать его вероятнее всего могут китайцы, потому что они же обеспечат для себя интенсивность движения.

Также есть проекты по строительству дорог на подъездах к портам Южный, Одесский, Николаевский. А еще готов проект мостового перехода через Южный Буг в районе Николаева.

Кабинет Министров одобрил выделение 500 млн грн на ремонт дороги Львов-Ивано-Франковск. Расскажите подробнее, в чем будет заключатся ремонт?

Это часть денег из тех 700 млн грн, которые были выделены на дороги Карпатского региона. Сегодня на сайте Кабинета Министров появился утвержденный порядок использования этих средств. Это дорога Львов-Бибрка-Ивано-Франковск и еще две дороги по четырем областям.

"Я верю, что 10 млрд евро в год мы сможем обеспечить через 10 лет, но уже сейчас мы можем обеспечить 1-2 млрд евро в год, которые реально будут вкладываться в наши дороги".

Было принято решение делать средне-капитальный ремонт. Это качественный ремонт, но без нового фундамента, строительства дополнительных полос или увеличения нагрузки.

Когда будет реализован проект по взвешиванию грузовиков в движении?

Этот проект требует законодательных изменений, поэтому сейчас идет разработка законопроекта, который позволит в дальнейшем его реализовать.

Но, большинство стран устанавливали такие комплексы даже до принятия необходимого законодательства. Это развязывает нам руки. Мы можем не ждать год, пока у нас заработает этот закон, уже сейчас установить эти комплексы и с новой службой безопасности на транспорте в ручном режиме взвешивать автомобили. То есть, взвешивающий комплекс позволит нам из того потока машин, который идет, четко установить, где есть перегруз и останавливать именно этот грузовик.

Этот проект мы решили реализовывать быстрыми темпами. Финансировать пред-проектные работы будет скорее всего Мировой Банк. Возможно, мы найдем частную компанию, которая готова его профинансировать самостоятельно на условиях государственно-частного партнерства и тогда это будет быстрее, чем за кредитные деньги и проект может быть реализован уже в этом году.

Сколько денег необходимо, чтобы в Украине появились дороги европейского качества?

На дороги государственного значения нужно 50 млрд грн в год, тогда они будут отремонтированы за 10 лет. Все остальные дороги (местные, коммунальные) – это еще 250 млрд грн в год. В общем, где-то 10 млрд евро в год.

Если посмотреть на опыт Польши, то за последние 10 лет ЕС выделил им около 80 млрд евро на дороги и еще некоторое количество, около 20 млрд евро, страна сгенерировала сама. То есть Польша за 10 лет вложила в дороги 100 млрд евро. Мы выходим на ту же сумму, которая нужна Украине. С одной стороны, кажется, что это космические деньги и у нас их никогда не будет, но они есть в нашей экономике в виде теневых потоков, которые нужно "выводить из тени".

Я верю, что 10 млрд евро в год мы сможем обеспечить через 10 лет, но уже сейчас мы можем обеспечить 1-2 млрд евро в год, которые реально будут вкладываться в наши дороги. Эти 50 млрд грн в год, которые нужны на государственные дороги, понятно где взять. Во-первых, это 35 млрд грн акциза на топливо, которые уже сегодня собираются, просто не доходят до дорог.

Во-вторых, непопулярная мера, но в ЕС собирают плату за проезд грузовиков, потому что именно они разрушают дороги. Это дало бы нам еще до 5 млрд грн в год. Кроме того, поднятие акциза на топливо могло бы обеспечить еще 10-20 млрд грн в год. Сейчас акциз на топливо, которое завозится к нам, составляет 100 евро/т дизеля и 200 евро/т бензина. Во всех странах вокруг нас этот акциз в два-три раза выше. Я не говорю, что его нужно сразу поднять в два раза, но постепенно – можно, обеспечивая одновременно эффективное использование этих средств по назначению – на дороги европейского качества. Качественные дороги – это серьезная капитальная инвестиция, но она быстро окупается!

Читайте также Фуры денег: как власти хотят ремонтировать дороги с помощью больших грузовиков