В прошлом году "Бруклин-Киев" начал реализацию совместного проекта с одним из мировых лидеров агропромышленного бизнеса Louis Dreyfus и получил под это 60 млн долларов кредита от ЕБРР. Учитывая тот фактор, что инвесторы бояться инвестировать сейчас в нашу страну, этот проект был показательным. В случае успеха он мог продемонстрировать, что ситуация меняется в лучшую сторону. Тем более неожиданным стал грянувший 27 апреля наезд на "Бруклин-Киев" областной прокуратуры, которая изъяла документы стивидора за последние три года. Фактически такие действия наносят удар по едва ли не единственному крупному международному инвестпроекту, который начал реализовываться в Украине во время войны.

Генеральный директор "Бруклин-Киев" Юрий Губанков уверяет, что все являются свидетелями возобновления старой, как жизнь схемы: прокуроры ищут, кому-бы оказать содействие, а некая компания ищет, кто-бы ей помог войти в порт. "Идеальное совпадение интересов. И опять государственно–частное партнерство в том виде, в котором оно было еще полтора года назад", - улыбаясь, объясняет предприниматель. 

Читайте также Атака на "Бруклин-Киев": почему кошмарят одного из крупнейших частных стивидоров страны

- Расскажите, как проходило изъятие документов "Бруклин-Киев" прокуратурой.

Как только премьер–министр Арсений Яценюк начал свое выступление на конференции Украина-ЕС о ходе реформ ипривлекательности для инвесторов Украины, в этот самый момент в офис одного из самых крупных инвесторов в Одесской области, дочерней английской компании «Бруклин-Киев», вошли семь прокуроров и два понятых во главе с прокурором Тодоровым. Они начали обыск и изъятие документов за последние три года, предъявив постановление суда Приморского района Одессы судьи Коваленко. 

- Вы намекаете, что эти два события связаны между собой?

Совпадение или нет, судите сами. Постановление суда на обыск и изъятие документов, компьютеров, серверов и других электронных носителей было получено прокурором Тодоровым больше трех недель назад, а именно 3 апреля 2015 года. А обыск начался 27 апреля 2015 года как раз к началу конференции EC-Украина. Совпадение ли? Возможно, но уж больно подозрительное. Случайно либо заранее спланированная акция. 

- До обыска вы получали запросы от Одесской областной прокуратуры представить какие-либо документы?

Нет, мы не получили никаких запросов и просьб от Одесской областной прокуратуры представить какие-либо документы. Более того, я дважды письменно просил о встрече с зам. прокурора Одесской области Горностаевой, которая пытается найти хоть какой-то компромат против нашей компании. Она рассылала запросы в различные органы и инспекции. Последние три запроса были адресованы в налоговую инспекцию крупных налогоплательщиков Одесской области. Однако, налоговая инспекция отказалась в третий раз проверять один и тот же эпизод и участвовать в фарсе, организованном прокуратурой и лично Горностаевой. В связи с этим прокуратуре ничего не оставалось, как основываясь на одном эпизоде, который был в 2013 году и, по их мнению, не подтвержденный выполненными работами. Впрочем, это только их вымысел, так как работы были выполнены, что подтверждалось проверками и налоговой инспекцией и даже аудиторской компанией "Делойт". 

- Расскажите подробнее, что это были за работы, к которым у прокуратуры появились претензии?

Компания «Еврострой сервис» на основании заключенных договоров, выполняла проектные, монтажные и общестроительные работы, а также техническое обслуживание инженерных сетей при строительстве ООО «Бруклин-Киев» зернового перегрузочного комплекса.

За три года нашей работы с этой фирмой оборот составил 77,9 млн. грн., в том числе в 2013 году 43,5 млн. грн., НДС составил соответственно 12,9 млн. грн. и за 2013 год 7,3,млн. грн. На сегодня все работы выполнены и закрыты актами выполненных работ на основании статьи 198.1 п.п б). «Еврострой сервис» были выписанные и зарегистрированные в Едином реестре налоговые накладные датой события, которое произошло ранее, что дало нам право включить суммы НДС в налоговый кредит в соответствующий событию период. 

- Но было ли строительство легальным?

Все разрешительные документы мы начали получать еще в 2010 году. Два года только получали документы и начали строить в 2012 году. В ноябре 2014 года мы получили запрос от заместителя облпрокурора Горностаевой относительно законности строительства. В феврале 2015 мы дали подробнейший отчет и ответ с перечнем более 20 разрешительных документов, включая разрешение МИУ и ФГИ на неотъемлемое улучшение, а также всех необходимых инстанций, которые позволяли абсолютно законно осуществлять строительство. Более того, у нас есть заключение экспертизы, подтверждающей осуществление вложений и законность наших действий. 

- Речь идет о проекте, который профинансировал ЕБРР?

Да. Переговоры с Европейским Банком Реконструкции и Развития о выделении кредита на масштабную стройку такую необходимую для инфраструктуры страны, начались еще в где-то в 2010-2012 годах. Если кто-то думает, что получить кредит у ЕБРР – это просто, тогда он глубоко заблуждается. В течении двух лет нас проверяли аудиторы, входящие в большую четверку. Был сделан детальный технический анализ проекта, полностью проверена стоимость каждого этапа строительства и, в конечном итоге, были утверждены строительные компании, подрядчики и сметная стоимость проекта, которая составила 107 млн. долл. Компания на себе ощутила, что значит due diligence ЕБРР. Можете поверить на слово, что лучше пройти три проверки налоговой инспекции, а еще лучше прокуратуры, чем одну такую проверку. Окончательное заключение: «Компания является прозрачной, не имеет сомнительных связей и достойна получить кредит в размере 60 млн.долл. США». 

- Расскажите об условиях этого кредита.

Кредитный договор был подписан в 2014 году. Существенную роль в развитии всего комплекса и, в частности, получения кредита сыграл один из крупнейшей трейдеров в мире «Дрейфус Комодитис», которая стала партнером «Бруклин - Киева» в новом проекте. И вот в 2014 году пошел первый груз, благодаря вводу в эксплуатацию первой очереди терминала и вновь 150 новых рабочих мест и вновь современное дорогостоящее оборудование, уникальные энергосберегающие и экологически безопасные системы. 

- Какой объем средств вы инвестировали за последние несколько лет?

В общей сложности за указанный период компания вложила и привлекла иностранных инвестиций в размере 280 млн. долл. Благодаря этому компания «Бруклин - Киев» становится реальным лидером в Одесском порту с объемом перевалки более млн. тонн грузов и с численностью персонала около 700 чел. С фондом заработной платы 9 млн. грн. с многомиллионными отчислениями в бюджет страны, области и города. 

- Чувствуете ли вы поддержку Министерства инфраструктуры?

Нынешнее руководство МИУ активно поддерживает наше стремление развиваться и делает первые шаги для оказания помощи в его реализации. Однако никак нельзя было предположить, что в ходе всей истории компании, особенно в свете всех последних проверок и аудитов есть поле действия для прокуратуры, а оказалось, что оно есть. 

"Мы неоднократно информировали прокурора о том, что ее действия являются лоббированием интересов другой компании в ущерб одного из самых крупных инвесторов в Одесской области"

- С какой целью, по вашему мнению, предпринята атака на Бруклин-Киев?

Я Вам могу сказать за всю Одессу: здесь все все знают, чьи и какие компании как работают, с кого и как можно что-то поиметь, а кого лучше не трогать. Именно благодаря этой достоверной информации стало известно, почему так активно действует прокуратура. Мы неоднократно информировали прокурора о том, что ее действия являются лоббированием интересов другой компании в ущерб одного из самых крупных инвесторов в Одесской области. 

- Каким образом прокуратура может пролоббировать интересы ваших конкурентов?

Самое главное в прокуратуре не высветить конкретного заказчика, а попытаться убедить своего руководителя на уровне зампрокурора области в том, что у конкретной компании имеются те или иные финансовые или другие нарушения. Вот тут то и остается только и готовить запросы и давать их на подпись одному из заместителей области, у которого порой вникнуть в суть проблемы нет времени, а иногда и желания. А создание проблем компании в дальнейшем позволит конкурирующей структуре получить дополнительные выгоды и вынудить конкурента отступить взамен решения проблемы с прокуратурой. Так и в нашем конкретном случае с конца 2014 года посыпались запросы во всевозможные инстанции за подписью заместителя областной прокуратуры Горностаевой. Запросы получили ФГИ по арендуемым территориям, ГАСКА по разрешению на строительство и начало эксплуатации терминала, налоговая инспекция крупных налогоплательщиков, где стоит на учете компания. 

- Как вы планируете защищаться?

По одному из решений налоговой инспекции состоялось уже два суда в различных инстанциях, которые оба мы выиграли. А, следовательно, говорить о каком-либо сговоре с налоговой инспекцией не только не приходится, но и смешно.

Мною уже проинформировано английское посольство и лично посол. Наши партнеры должны проинформировать французское посольство. Об этой ситуации знают в ЕБРР. 15 мая запланировано мое выступление на ежегодной встрече ЕБРР в Тбилиси на котором будут присутствовать министры экономики и финансов  Украины, где я, безусловно, затрону этот вопрос. Кроме того, нами направлено соответственные письма депутатам Верховной Рады и губернатору Одесской области. Еще я веду переговоры с Financial Times относительно публикации интервью. 

- Рассчитываете ли на реакцию властей?

Уверен, что если Президенту, Премьер–министру страны и депутатам Верховной Рады не безразличны судьбы инвесторов в Украине, а также они действительно хотят сделать страну привлекательной для инвестиций, то они обязательно создадут комиссию, которая показательно на данной конкретной ситуации в Одессе реально разберется и докажет всему миру, что в стране действительно идут реформы и возврата к беспределу никогда не будет. Действия прокуратуры полностью опровергают слова Президента Украины и Премьер – министра о защите инвестиций и привлекательности Украины для иностранных инвестиций, и являются антигосударственными и преступными. 

1100