Авиационный хаб в Борисполе… Еще девять лет назад, когда с закладки нескольких кирпичей начиналось строительство терминала D, это словосочетание слабо ассоциировались с воздушными вратами Украины. Сейчас ситуация кардинально изменилась. Аэропорт Борисполь взял курс на развитие хабовой модели, а пассажиропоток за последние годы показывает одну из лучших динамик в Европе. В результате, перед предприятием встают новые вызовы, которые осложняют его развитие. "У терминала D есть огромное количество недостатков. Критиковать проектное решение нет никакого смысла. Терминал уже есть, и нам нужно с этим жить", – заявил Евгений Дыхне, первый заместитель гендиректора аэропорта Борисполь, на вчерашней пресс-конференции.

Вместо критики администрация предприятия предложила действие. К 2022 году в Борисполе планируется реализовать семь инвестиционных проектов, которые изменят облик аэропорта, если не кардинально, то хотя бы приведут в соответствие с духом времени. "В этом году аэропорт Борисполь перешел в другую лигу. Перевозя до 10 млн пассажиров в год, можно было себе позволить те технологии, которыми мы пользовались до этого. Но растущий пассажиропоток по 20-30% в год нам показывает абсолютную необходимость изменений наших производственных мощностей", – отметил Евгений Дыхне. Чтобы осветить будущие изменения, в Борисполе провели пресс-тур, и показали, где появятся новые объекты и в чем их особенности.

Реконструкция 2-й летной зоны – 8 млрд грн (оценка)

В связи с ростом пассажиропотока аэропорт Борисполь в ближайшие пять лет может столкнуться с перегруженностью взлетно-посадочной полосы и необходимостью подключить вторую. "Пиковые нагрузки до 25 млн пассажиров в год можно обслуживать и с одной полосой. На сегодня уже понятна динамика пассажиропотока в аэропорту Борисполь. В связи с этим, уже к концу 2023 года аэропорту необходимо будет определиться, как дальше развиваться и как обеспечивать прилет и вылет пассажиров. Для этого нужна вторая полоса", – заявил Кирилл Новиков, директор государственного проектного института "Украэропроект".

01-2

У Борисполя есть такая, вторая, полоса, но ее техническое состояние не позволяет принимать современные воздушные суда на регулярной основе. "Эта полоса была введена в эксплуатацию в 1971 году. Сейчас она используется как запасная", – отметил эксперт. По его словам, у аэропорта есть два варианта: либо реконструировать имеющуюся, либо построить новую, параллельно существующей.

В 2010 году был разработан проект реконструкции старой полосы Борисполя (вместе с перронами, рулежными дорожками и стоянками). "Этот проект в 2010 году был признан целесообразным. Стоимость реконструкции на то время составляла 2,5 млрд грн, это в ценах 2010 года", – уточнил Кирилл Новиков. В сегодняшних ценах эта цена гораздо выше.

"Мы ориентируемся на 8 млрд грн", – такую приблизительную цифру озвучил Евгений Дыхне. Эта сумма является неподъемной для предприятия, поэтому оно планирует привлечь кредит. "Мы будем готовиться к тому, чтобы получить кредит под эту работу, аналогичный тому, который был взят под строительство терминала D. Это был японский кредит. Здесь нам будет нужна помощь Кабинета Министров в организации международного кредита по низкой стоимости. Все остальные инфраструктурные объекты мы рассчитываем реализовать за свои собственные средства", – отметил первый заместитель гендиректора.

Расширение процессора терминала D – 2 млрд грн

"Аэропорт Борисполь занимает одно из ведущих мест среди аэропортов Европы по темпам роста. Это тот факт, который побуждает нас к действиям с целью обеспечения достаточной пропускной способности пассажиров", – начал свое выступление заместитель директора по операционной деятельности Николай Корнияка, который представил проект расширения процессора терминала D оценочной стоимостью в 2 млрд грн. "Действующий процессор позволяет нам обслуживать до 6000 пассажиров/час. Его расширение увеличит пропускную способность терминала до 10000 пассажиров/час", – уточнил он.

Расширение процессора будет проведено на месте действующей парковки. Фактически новый процессор займет всю площадь этого объекта. Строительные работы никоим образом не повлияют на работу центральной части аэропортового процессора, который на предприятии окрестили "сердцем".

02-2-восстановлено

Реализация проекта еще не началась. Сейчас проходит процедура отбора генподрядчика. "Планируем начать строительные работы в конце второго – вначале третьего квартала 2018 года. Фактически это будет сооружение в три уровня, общая площадь будет составлять около 25 тыс. кв. метров. Сроки строительства будут определены проектным решением. Я не думаю, что это затянется", – говорит заместитель директора по операционной деятельности. На первом уровне будет находиться багажное отделение, служебные и технические помещения, на втором – офисные помещения, на третьем – зоны регистрации, паспортного и таможенного контроля, а также коммерческие площади.

Многоуровневый паркинг – 439,6 млн грн

Многие пассажиры, приезжающие в аэропорт Борисполь, удивляются необычной конструкции, расположенной напротив терминала D. Это недостроенный многоуровневый паркинг. Строительство объекта началось в 2011 году и длилось до 2014 года. Затем работы были остановлены. "К сожалению, этот паркинг уже стал чуть ли не нарицательным именем аэропорта", – заявил коммерческий директор воздушной гавани Георгий Зубко.

3-3

Похоже, администрации Борисполя надоел этот недострой, сейчас объект пытаются все же достроить, но в две очереди. "Паркинг будет разбит на две очереди: первая – центральный блок и южная, вторая – северная часть. Первая очередь должна быть запущена не позднее летней навигации (2018 года). Это две трети от общего данного объекта, это 1019 паркомест", – поделился планами коммерческий директор Борисполя.

Завершение второй очереди запланировано на конец 2018 года. После ее открытия емкость паркинга увеличится вдвое – до 2038 паркомест. Но в аэропорту считают, что такое количество является чрезмерным, поэтому проект второй очереди может быть пересмотрен.

"Скорее всего, там появится полноценный автовокзал. На первом этаже будут перроны для автобусов. Также будут офисные и торговые площади. Возможно, это будет некий гостиничный комплекс. Площади позволяют нам это делать, и мы над этим работаем", – уточнил коммерческий директор аэропорта Борисполь.

Стоимость проекта составляет 439,6 млн грн. Генеральным подрядчиком является ООО "НАН".

Расширение трансферной зоны терминала D – 119,9 млн грн

При открытии в мае 2012 года терминал D получил трансферную зону площадью 370 кв. метров и с пропускной способностью 420-450 пассажиров/час. "После переноса всех операционных процессов в терминал D, пропускная способность данной зоны оказалась недостаточной. Было принято решение о расширении за счет галереи, была выполнена достройка площадью около 350 кв. метров. Мы достигли пропускной способности 780 пассажиров/час", – рассказал предысторию проекта Николай Хливный, заместитель гендиректора аэропорта Борисполь по авиационной безопасности.

С учетом роста количества трансферных пассажиров этих мощностей будет недостаточно. "В 2015 году мы обслужили около 531 тыс. трансферных пассажиров, это пассажиры категории "International-International". В сравнении с 2014 годом прирост составил 24%. В 2016 году таких пассажиров у нас было 751 тыс. Прирост соответственно составлял 31%. За семь месяцев этого года мы обслужили 533 тысячи таких пассажиров. В сравнении с аналогичным периодом предыдущего года это более 45% прироста. Поэтому расширение трансферной зоны очевидно", – отметил Николай Хливный.

04-1

Новый объект представляет собой пристройку между шестым и пятым гейтом на уровне между вторым и третьим этажом. Площадь сооружения составит 1779,7 кв. метров, а пропускная способность – 1500 пассажиров/час. "Процессы в этой зоне будут построены таким образом, что пассажир практически не будет стоять на месте, он будет постоянно двигаться. Очереди не будут накапливаться", – сообщил Николай Хливный. Строительные работы стартовали в начале августа, их выполняет компания "Альтис-Констракшн". Объект планируется сдать в эксплуатацию через 14 месяцев.

Три новых выхода на посадку (bus gates) – 47,7 млн грн

"Одной из составляющих пропускной способности аэропорта являются выходы на посадку", – заявил Николай Корнияка, заместитель директора по операционной деятельности. Для ее увеличения в аэропорту Борисполь намерены построить три новых выхода на посадку, так называемые bus gates. В новых объектах будут ступеньки, лифты, эскалаторы, по которым пассажиры смогут спуститься с третьего уровня на первый, где они будут садиться в автобус, который отвезет их к трапу. Каждый выход будет обслуживать не меньше 130 пассажиров.

05

Общая площадь новых пристроек составит 931 кв. метра. "В конце этого месяца запланировано начало строительных работ. Проект планируется реализовать в течение шести месяцев. Стоимость работ составит 47,3 млн грн", – пояснил Николай Корнияка. По его словам, генподрядчик еще не определен. Также аэропорт Борисполь потратил около 419 тыс. грн на проектирование новых выходов на посадку. Эту работу выполнила компания "Альтис-Констракшн".

Зона багажа внутренних рейсов – 28,1 млн грн

В северной части терминала D, недалеко от входа на нижнем уровне, будет построена отдельная зона для выдачи багажа пассажирам, путешествующим внутренними рейсами "point-to-point". "Сейчас строится отдельное одноэтажное сооружение, где будет установлен транспортер и обустроена зона приема/выдачи багажа", – пояснил главный механик предприятия Александр Нестеренко.

06-2

Площадь нового объекта составляет 568,2 кв. метров, а стоимость – 28,1 млн грн. Сейчас на месте будущего сооружения уже ведутся подготовительные работы: проходит демонтаж покрытия, вынос инженерных коммуникаций, обустройство строительной площадки. Генеральный подрядчиком выступает ООО "Украинский производственно-строительный альянс "Центр". "Работы планируем завершить в мае следующего года. Но я думаю, мы успеем раньше", – уточнил главный механик.

В новой зоне будет установлена карусель для выдачи багажа длиной 39 метров, ее рабочая зона – 7 метров. "Это сооружение может обслужить порядка 900 пассажиров/час, около 1200 единиц багаж сможет обработать карусель", – прокомментировал Александр Нестеренко.

Сейчас в аэропорту работает 5 каруселей для выдачи багажа всем пассажирам – и внутренних, и международных рейсов. После реализации этого проекта все действующие 5 каруселей будут задействованы в обработке багажа на международных рейсах, что улучшит качество услуг. При этом, будет разделен пассажиропоток внутренних рейсов на пассажиров, путешествующих "point-to-point", и тех, которые летят дальше международными рейсами. "Сейчас у нас на внутренних линиях около 800 пассажиров/час. Из них около 200 пассажиров – прямые, остальные – это трансферные", – заявил главный механик.

Продление галереи терминала D и расширение перрона – 2,7 млн грн (проект)

Для увеличения пропускной способности терминала D администрация аэропорта планирует расширить его галерею и перрон. Суть нового проекта заключается в расширении галереи на 375 метров и установки 6 новых телетрапов, два из которых будут на два выхода. Площадь пристройки – 40,6 тыс. кв. метров. "В пиковые нагрузки мы сможем обслужить 3700 пассажиров вместо 3000, на которые спроектирован существующий терминал D", – рассказал Евгений Дыхне.

07-1

Под обновленную галерею будет расширен и перрон. "Сегодня мы имеем 11 гейтов и 40 мест стоянок перед перроном D, которые не позволяют в час пик всем авиакомпаниям поставить все свои суда на перроне D. Соответственно мы их обслуживаем на дальних перронах, это создает неудобства для авиакомпаний и пассажиров. Расширение перрона D нам даст возможность избавиться от этой практики и уменьшить время обслуживания авиакомпаний с 40 минут, которые мы гарантируем сегодня, до необходимых 25-30. Это очень важно, это требование рынка", – объяснил Евгений Дыхне.

В данный момент проект находится на стадии проектирования, которое выполняет компания "Аэробуд". Стоимость проектирования составляет 2,7 млн грн. Окончательная стоимость всего проекта еще неизвестна. "Сегодня мы имеем стадию П – проектирование. Сейчас проект проходит госэкспертизу. Только после ее заключения мы сможем сказать о реальной стоимости проекта. После этой экспертизы мы проведем два тендера: один на производство рабочей документации, другой – на выполнение работ", – пояснил Евгений Дыхне.

Читайте также Евгений Дыхне: Мультимодальный потенциал "Борисполя" - зона скрытых возможностей