В 80 км к югу от Киева на берегах Роси находится самый большой город Киевской области – Белая Церковь. Благодаря авиационному комплексу, расположенному на западной окраине, город претендует на роль одного из значительных центров грузовых авиаперевозок.

В 2007 году американская компания SolidTeam намеревалась создать здесь международный грузовой хаб для перевозок между Евросоюзом (а также США) и странами Азии со средней интенсивностью движения – до 10 самолетов в сутки. В Белую Церковь даже приезжал тогдашний посол США в Украине Джон Тейлор, а компания SolidTeam привозила сюда квалифицированных специалистов, которые производили расчеты на авиакомплексе.

Чтобы подробнее узнать о проекте, мы поехали в Белую Церковь и пообщались с директором Белоцерковского грузового авиационного комплекса Владимиром Бородиным. Ознакомление с объектом постепенно переросло в интервью, которое началось прямо на взлетно-посадочной полосе аэродрома.

Авиакомплекс расположен вблизи микрорайона Гаёк. В прошлом здесь базировался полк дальней авиации, располагался авиаремонтный завод и военный городок. Один из бомбардировщиков Ту-16 и сейчас стоит посреди жилого массива в качестве памятника.

Директор Белоцерковского грузового авиационного комплекса Владимир Бородин

В советское время авиаремонтный завод выполнял ремонт военных самолетов. В год ремонтировалось до 70 бомбардировщиков и порядка 600-700 двигателей к ним. В конце 1990-х годов аэродром и авиаремонтный завод Министерство обороны передало в коммунальную собственность города.

На базе полученного комплекса городской совет Белой Церкви создал коммунальное предприятие "Белоцерковский грузовой авиационный комплекс". В процессе конверсии объект вместо военных самолетов стал принимать, обслуживать и ремонтировать грузовые суда. Тогда интерес к комплексу проявила американская компания, наметившая создать на его базе Центр воздушных грузовых перевозок.

Американский интерес

Как возникла идея создания Центра воздушных грузовых перевозок в Белой Церкви?

Идея грузовых авиаперевозок родилась при передаче имущества от Министерства обороны ещё в 1999 году. Распоряжением Кабинета Министров было предписано, что комплекс передается в коммунальную собственность с сохранением существующего профиля. В 2007 году, когда нами заинтересовалась американская компания SolidTeam, идея была расширена. Американцы намеревались осуществлять здесь не просто грузовые авиаперевозки, а создать международный грузовой хаб.

Чем американцев привлек аэропорт в Белой Церкви?

Выгодным географическим положением, существующей транспортной инфраструктурой, а также мощностями для ремонта и обслуживания авиатехники.

Американцы намеревались создать здесь международный грузовой хаб

Какой смысл был американцам, имея налаженную схему поставок грузов, переводить их в Белую Церковь, вкладывая при этом немалые деньги?

Это более удобно по расстоянию и по промежуточным посадкам на пути из США или Европы в Азию. К тому же, крупное специализированное предприятие способно более эффективно, быстро и качественно выполнить свои функции, что удешевляет перевозки и способствует увеличению грузопотока через Украину.

Насколько серьезны были намерения американской компании?

Достаточно серьезные. В 2008 году было подготовлено Технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта. Его разработка осуществлялась на деньги, выделенные в качестве гранта правительством США. Так как мы являемся коммунальным предприятием, ТЭО было утверждено на сессии городского совета и получило положительное заключение государственной экспертизы. В город приезжал тогдашний посол США в Украине Джон Тейлор, а компания SolidTeam привозила сюда квалифицированных специалистов, которые производили расчеты на авиакомплексе.

Какие характеристики будущего хаба?

Согласно бизнес-плану и ТЭО, проект Центра воздушных грузовых перевозок, прежде всего,  предполагал реконструкцию взлётно-посадочной полосы.

А чем действующая полоса не устраивала американцев?

Во-первых, в последний раз ВПП реконструировалась еще в 1973 году. Сейчас она служит только для приема, выпуска и контрольных полетов тех самолетов, которые приходят к нам на регламент и техническое обслуживание. Это, в среднем, 6-8 полетов в месяц. В таком варианте она нас устраивает. Но для регулярных грузовых авиаперевозок современными воздушными судами её необходимо реконструировать с монтажом светотехнического оборудования и систем управления полётами.

Во-вторых, чтобы принимать грузовые самолеты всех типов, ее нужно удлинить и модернизировать.

Авиаремонт - главный профиль деятельности предприятия сегодня.

Кроме реконструкции полосы, что еще предполагалось сделать?

Также проект предполагает создание логистического комплекса и возможность создания разнообразных производств. Это был бы большой комплекс с персоналом до 300 человек на аэродроме и в грузовом терминале, до 150 человек на ремонтном производстве и до 1200 человек в производственной зоне.

А сколько грузов смог бы обслуживать грузовой хаб?

Согласно подсчетам средняя интенсивность движения – до 10 самолетов в сутки. За год аэропорт смог бы обрабатывать 150 тыс. тонн грузов и более.

А сколько средств необходимо для создания в Белой Церкви грузового авиахаба?

От 150 млн долларов.

Так почему же инвестиции не пришли?

По двум причинам. Первая и самая главная – отсутствие гарантий со стороны государства. Инвестор не рискнул вкладывать средства, а деньги немалые – 150 млн долларов.

Вторая причина – разногласия в городском совете. Разные фракции совета видели будущее аэродрома по-разному. Одни проект поддерживали, другим он был безразличен, а третьи всячески противодействовали и даже предлагали территорию комплекса использовать под застройку VIP-жильём. Отмечу, что в целом комплекс занимает 410 га. Когда речь шла о строительстве Центра грузовых воздушных перевозок, то именно эта цифра была заложена в проект развития села Фурсы, на чьих землях запаса расположен авиакомплекс.

Я встречал информацию о том, что вопрос создания Центра грузовых воздушных перевозок выносился на местный референдум в селе Фурсы. Чем не понравился проект сельчанам?

Повторюсь, что мы находимся на их земле, поэтому они так переживали. Да, был такой референдум, в Белой Церкви проводился круглый стол с участием представителей села. Основным камнем преткновения был экологический вопрос. Мне тогда приходилось много доказывать, что создание Центра мало повлияет на экологию города и близлежащих сел. Для ликвидации шума, возникающего при погрузке/выгрузке, запланировано установить шумопоглощающее заграждение. Это нормальная практика в мире.

Чем закончились споры с Фурсами?

Впоследствии на общем собрании большинством голосов Центр грузовых воздушных перевозок был включен в проект развития села Фурсы. Однако схема развития Белоцерковского района до сих пор не утверждена. На сегодня это не позволяет нам получить земли для нормальной работы и развития. При этом указанные земли передаются в частные руки для использования в других целях.

А предприятия Белой Церкви или района проявляли интерес к проекту?

Пока только как к объекту, развивающему город. Я думаю, что если Центр начнет функционировать, то и профессиональный интерес появится. По моему мнению, реализация проекта дала бы мощный импульс развитию города и региона. Сюда потянулись бы другие инвестиции, были бы созданы новые рабочие места.

КП "БВАК" обслуживает и ремонтирует грузовые самолеты из Украины, Туркменистана, Конго, Анголы.

Китайский интерес

Как обстояло дело с проектом в дальнейшем?

После американцев нашим аэродромом интересовались китайцы. Мы ждали от них технических специалистов.

Китайская сторона также хотела создать грузовой аэропорт?

Да, аэропорт в Белой Церкви интересовал их именно как грузовой и перевалочный хаб. У нас выгодное географическое положение на пути из Западной Европы в Азию. Первоначально они рассчитывали на свои компании и на свои грузы.

В какие годы велись переговоры с китайской стороной?

С 2010 по 2012 год. Но со временем их интерес угас.

Авиаремонт – дело прибыльное

После осмотра аэродрома, едем к ангарам, где производится техническое обслуживание и ремонт грузовых самолетов. У одного ангара стоит Ил-76. По словам Владимира Бородина, вскоре его загонят в ангар, где самолет обретет второе дыхание. В другом ангаре стоят два самолета. Их готовят под покраску.

Я так понимаю, что сейчас ангары используются только по целевому назначению – для ремонта самолётов?

Да. Все аэродромные услуги, буксировку, раскатку и так далее выполняет КП "БВАК". А техническое обслуживание у нас выполняют три компании: "Украина-Аэроальянс", "Авиамир" и "Авиазар".

Кто ваши клиенты?

Украинские авиакомпании "Украина-Аэроальянс", "Южмашавиа", CavokAir, "Шовковий шлях", авиакомпании Туркменистана, Конго, Анголы. Это основные клиенты, остальные обращаются к нам время от времени.

Насколько рентабельна ваша деятельность?

Предприятие сбалансировано. Основная часть доходов от авиационной деятельности. Дополняем доходы за счёт передачи в аренду площадей, свободных от авиатематики. Также у нас базируется аэроклуб "Пилот". Они занимаются полетами на легкомоторных самолетах.

Если центр грузовых перевозок не удастся создать?

Будем работать в сложившемся формате, наращивая объемы за счёт поиска новых клиентов, сотрудничества с авиационными предприятиями и структурами легкомоторной авиации. Возможно, организуем перевозки товаров широкого потребления с использованием самолётов типа Ил-76 и Ан-12.

Главная перспектива предприятия – это, всё же, создание Центра грузовых воздушных перевозок. Он позволит Украине использовать в полной мере выгодное географическое положение и транзитный потенциал. Кроме того, создание Центра снимет множество вопросов, препятствующих развитию не только города Белая Церковь, но и грузовых авиаперевозок в нашей стране.

Проект Центра воздушных грузовых перевозок предполагает модернизацию действующей ВПП.