Приваренный к рельсам поезд мог бы стать неплохой аллегорией событий, развернувшихся в последний месяц вокруг блокирования железнодорожного сообщения с временно оккупированными районами Донбасса – все понимают, что проблема есть, что решать ее необходимо, но как это сделать с минимальными потерями, понять сложно. В реальности локомотив и вагоны приваривать не стали, хотя участники железнодорожной блокады во главе с нардепами Семенченко, Парасюком и Ко грозились это сделать, притащив на место событий сварочный аппарат. Ограничились тем, что вырезали метр ж/д пути.

Но заблокировать движение на железнодорожных перегонах оказалось куда легче, чем предложить варианты альтернативной поставки энергоносителей для населения и предприятий Украины в самый разгар зимы.

16708644_1414684138566356_1883634261890039009_n

Несомненно, в условиях вооруженного конфликта осуществлять торговлю с противником или оккупированной им территорией, является не лучшим вариантом ни в моральном, ни в военно-стратегическом плане. Также нелегко осознавать, что за три года войны и после тысяч жертв государство так и не сподобилось внедрить сколько-нибудь мало-мальски эффективные меры по минимизации зависимости от угля с неконтролируемых территорий.

Однако мы находимся именно в той реальности, которую имеем здесь и сейчас. А в этой реальности в стране есть теплоэлектростанции, половина из которых спроектирована под работу на антраците. При этом практически вся антрацитовая добыча сконцентрирована именно на временно неконтролируемой территории (НКТ). Соответственно, как бы это ни было правильно с моральной точки зрения, но физически блокирование поставок антрацита с оккупированного Донбасса в середине зимы, прежде всего, может нанести ущерб гражданам Украины. Ведь недостаток угля чреват перебоями в работе ТЭС, а, следовательно, -  пресловутыми веерными отключениями. Но об этом лучше расскажут и уже не раз сказали эксперты по энергетике и чиновники всех мастей. Мы же попытались выяснить, как еще может повлиять и влияет "рельсовая блокада" на транспортную отрасль.

Читайте также 10 фактов об угольной логистике из зоны АТО

Хронология блокады

По состоянию на начало блокады железнодорожное сообщение между Украиной и НКТ осуществлялось на четырех перегонах из 10, расположенных на линии разграничения: Ясиноватая-Скотоватая, Никитовка-Майорск, Кондрашевская-Огородный, Сентяновка-Шипилово. Помимо угля через эти перегоны транспортировались грузы ГМК, прочая продукция предприятий, работающих на неподконтрольной территории, но в рамках "Временного порядка контроля за перемещением транспортных средств и грузов (товаров) через линию соприкосновения в пределах Донецкой и Луганской областей", который был утвержден Антитеррористическим центром Службы безопасности Украины.

Последний из упомянутых перегонов был заблокирован первым – 25 января в районе сел Горское, Золотое на участке между станциями Шипилово и Светланово был установлен блокпост. В результате чего, по словам Семена Семенченко, было остановлено 12 поездов и более 700 вагонов.

2 февраля движение было перекрыто на участке Курдюмовка – Бахмут-2 железной дороги, ведущей в направлении перегона Никитовка-Майорск. "Остановили один локомотив, который шел с оккупированной территории без вагонов. Стоит здесь", - заявил начальник Штаба блокады Сергей Акимович.

И наконец, 10 февраля организаторы блокады установили пост в районе станции Фенольная, заблокировав участок Фенольная - Кривой Торец, являющийся в свою очередь отрезком пути в направлении перегона Ясиноватая-Скотоватая.

3

Перегон Кондрашевская-Огородный протестующие перекрывать не стали. Именно по этой железной дороге поступает уголь на Луганскую ТЭС, расположенную в городе Счастье. "Что касается Луганской области, то ветку, доставляющую уголь на Счастьенскую ТЭС, мы не перекрывали ", - заявили в штабе блокады. При этом, руководитель штаба С. Акимович проинформировал, что, по подсчетам участников акции, до 11 февраля экс-бойцы батальонов "Донбасс" и "Айдар" не пропустили более 50 000 вагонов.

 

Минус УЗ

В "Укрзализныце" делятся более свежими данными потерь компании – там указывают, что по состоянию на 21 февраля блокада трех участков ж/д на Донбассе имеет такие последствия: 82,1 млн грн убытков для филиала "Донецкая железная дорога", "потери угля для украинской экономики – 1,2 млн тонн, из которых энергетического 455,3 тыс. тонн". По словам железнодорожников, "в плену" находятся 3 локомотива, 57 порожних грузовых вагонов, принадлежащих УЗ, и 47 вагонов, загруженных углем.  

В компании ДТЭК сообщают о заблокированных 78 вагонах "Свердловантрацит" и "Ровенькиантрацит", а также о 100 вагонах шахты "Комсомолец Донбасса". В сумме это 178 вагонов и 12,4 тыс.тонн груза.

Еще более впечатляющая картина по задержанным вагонам складывается у крупнейшей в стране частной транспортно-экспедиторской компании "Лемтранс". По состоянию на 23 февраля в результате блокады железнодорожного сообщения по обе стороны от линии разграничения оказались заблокированными около 2 700 вагонов компании. Составы стоят на промежуточных станциях "Укрзализныци" и обеспечить сохранность груза и вагонов никто не может.  Под угрозой срыва оказались десятки договоров с грузоотправителями. 

"Ежедневно бизнес несет убытки. Однако в данной ситуации важно осознавать, что каждый день блокады наносит огромный ущерб не только компании, но и экономике страны в целом. Блокада железнодорожного сообщения ставит под угрозу работу всей отрасли. Не имея грузов, рынок железнодорожных перевозок Украины вынужден будет остановиться. Соответственно и начинающая работать вагоностроительная отрасль, также будет остановлена. Поэтому, если не предпринять мер по разрешению ситуации в ближайшее время, государственный бюджет Украины недополучит миллиарды гривен, а последствия для экономики страны будут критичными. Только за прошлый год, компания "Лемтранс" перечислила в государственные и местные бюджеты Украины свыше 500 миллионов гривен налогов", - комментирует генеральный директор компании Владимир Мезенцев.

C44-Z_4WIAAGT8x

В ЦТС-Консалтинг подсчитали, что блокада ж/д сообщения с зоной НКТ приведет к потере ежемесячных ж/д перевозок в объеме 2,5-3,0 млн.т, что эквивалентно 10% грузоперевозок страны в целом. В денежном эквиваленте это снижение доходов от грузоперевозок примерно на 5-6 млрд грн в год.

"Дефицит необходимого угля и кокса из зоны НКТ может повлечь за собой остановку предприятий и на подконтрольной Украине территории. Остановка таких предприятий как Авдеевский коксохим или мариупольских меткомбинатов повлечет за собой снижение грузоперевозок по ж/д на уровне 1,4-1,7 млн т ежемесячно. Также это чревато снижением доходов от грузоперевозок дополнительно на 2,5-3 млрд грн в год", - считает аналитик ЦТС-Консалтинг Павел Руденко.

Эффект домино в ГМК

Тем временем Кабмин на внеочередном заседании 15 февраля, принял решение о введении чрезвычайных мер в сфере энергетики. Днем позже СНБО утвердил решение "О неотложных мерах по нейтрализации угроз энергетической безопасности Украины и усиления защиты критической инфраструктуры".

Премьер-министр В. Гройсман заявил, что блокада железнодорожного сообщения с оккупированными районами Донбасса может привести к остановке металлургической отрасли. "Блокада... приведет к остановке металлургических предприятий страны. В металлургическом комплексе сейчас работает 300 тыс. людей. То, что мы продаем за границу - это 20% всей валютной выручки нашего государства. Иначе как подрывом экономики это назвать нельзя!", - заявил он.

Озвученный премьером неблагоприятный прогноз повторил и Президент Украины, добавив, что "государство потеряет до $2 млрд валютной выручки со всеми вытекающими последствиями для курса гривны".

Прогнозы постепенно стали сбываться - 20 февраля "Метинвест" заявил о приостановке производства на Енакиевском металлургическом заводе и объединении "Краснодонуголь". Оба предприятия, как отмечают в "Метинвесте", зарегистрированы на подконтрольной Украине территории и уплачивают все предусмотренные законом налоги и сборы в государственный бюджет.

В корпорации "Индустриальный союз Донбасса" также информируют о приостановке предприятий, расположенных на неподконтрольных территориях, но дающих валютную выручку Украине. Тут отмечают, что ПАО "Алчевский металлургический комбинат", ПАО "Алчевский коксохимический завод" и ЧАО "Экоэнергия", которые являются ключевыми производственными активами группы ИСД, полностью прекратили свою производственную деятельность.  "Алчевский меткомбинат" не осуществил поставки товарного стального сляба в адрес европейских потребителей на общую сумму около 13,8 миллионов долларов США валютной выручки, металлопроката - на сумму около 7,4 млн долл.

Вместе с тем, в Каменском в Днепропетровской области у ИСД находится ПАО "Днепровский металлургический комбинат", но и он - на грани остановки, поскольку непосредственно зависит от поставок металлургического кокса из Алчевска. По состоянию на 22 февраля, предприятием не осуществлены поставки продукции на внешние рынки на общую сумму около 20 млн долл. валютной выручки.

Однако комбинат все же продолжает функционировать благодаря поставкам кокса из Польши. "Ежедневно изыскиваются средства на оплату суточной нормы обеспечения одной доменной печи комбината. Для бесперебойной работы часть кокса комбинат покупает у ЧАО "Евраз Южкокс" и за пределами Украины в Польше, но из-за недостатка оборотных средств и высокой стоимости кокса поставки сырья на ПАО "ДМК" неритмичны", - констатируют на меткомбинате.

Среди других значимых предприятий на подконтрольной территории есть риск остановки Авдеевского коксохимического завода (АКХЗ) - из-за прекращения электроснабжения с Зуевской ТЭС, которая обеспечивается углями марки Г с подконтрольной Украине территории. В свою очередь, это может привести к дополнительному дефициту кокса и остановке Мариупольского меткомбината им. Ильича.

photo_149094

Следует напомнить, что еще 13 февраля была приостановлена ​​работа доменной печи на ферросплавном заводе в Краматорске. Испытывает дефицит угля Краматорская ТЭС, которую уже в ближайшее время планируют перевести на газ. Но для перехода на новый вид топлива теплоэлектростанции уже сейчас необходимо изыскать около 60-70 млн грн.

Оказался полностью отрезанным из-за блокады от своих партнеров-грузовладельцев Мариупольский морской торговый порт. Директор предприятия Александр Олейник сообщил, что на сегодняшний день перевалочные мощности Мариупольского порта загружены лишь на 30%. Львиную долю при этом  составляет продукция местных меткомбинатов им. Ильича и "Азовсталь". Если эти комбинаты не смогут более получать сырье для своей работы, то, по словам Олейника,  и порт вынужден будет остановиться.

Стоит отметить, что кое-кому из участников рынка все же удается пока справляться со сложившимся кризисом. Так, в "АрселорМиттал Кривой Рог" ЦТС сообщили, что "все структурные подразделения предприятия в настоящий момент работают в штатном режиме. Работа стабильна". Здесь отмечают, что имеют достаточный запас угля."Наши необходимые запасы формируются сейчас, главным образом, из импортного угля. К сожалению, после оккупации части Донбасса, откуда мы получали значительную часть нашего угля, мы вынуждены были увеличить закупку именно импортного ", - говорит заместитель генерального директора по вопросам внешних коммуникаций Владимир Ткаченко.

В целом же для экономики ситуация остается пессимистичной – в объединении "Укрметаллургпром" подсчитали, что остановка только предприятий ГМК приведет к снижению поступлений в страну валютной выручки в размере $2,5-3 млрд. в год. Кроме того, Украина потеряет до 45 тыс. рабочих мест (включая транспорт и другие смежные отрасли, в т.ч. около 20 тыс. на неконтролируемых территориях). При этом бюджеты страны недополучат налогов в объеме около 2,5-3 млрд. грн., в т. ч. около 1,5 млрд. по предприятиям на НКТ.

Уместно будет упомянуть и о том, что перебои в работе металлургических предприятий могут оказать негативное воздействие на отрасль вагоностроения – неритмичные поставки металла или крупного вагонного литья могут привести как к приостановке вагоностроительных заводов, так и к удорожанию их продукции. К сожалению, в руководстве вагоностроительных предприятий воздерживаются от комментариев, пытаясь дистанцироваться от политики.

Вместе с тем, в УЗ в данном вопросе пока не видят проблемы. В компании считают, что на работу ее вагоноремонтных заводов ж/д блокада не повлияет, в частности, на выполнении планов по ремонту и строительству вагонов. Однако напомним, что согласно плану на 2017 заводы ПАО "Укрзализныця" должны произвести только 3000 вагонов, в то время как от частных компаний ожидается выполнение в два раза большего по объему размера заказов. 

Дорогое черное золото

По данным Национальной энергетической компании "Укрэнерго", по состоянию на 23 февраля, запасы угля антрацитовой группы  на ТЭС и ТЭЦ суммарно составляют 799,508 тыс. тонн. Если же взглянуть на эту цифру в разрезе теплоэлектростанций, то Луганской ТЭС ее запасов хватит на 34 дня работы, Славянской – на 43, Приднепровской – на 73, Криворожской – на 48, Трипольской – на 37 дней.

Для восполнения запасов  Кабмин рассматривает варианты закупки угля антрацитовой группы в ЮАР, Австралии и Китае. О чем уже заявил министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик.

Ключевой игрок на рынке генерации электроэнергии, ДТЭК, по состоянию на 22 февраля, на складах своих ТЭС имел 531 тыс. тонн антрацита и 506 тыс. тонн угля газовой марки.  В связи с блокадой с 11 февраля поставки антрацита с временно неподконтрольных территорий на Криворожскую ТЭС и Приднепровскую ТЭС остановились полностью. В отличие от "Укрэнерго", здесь отмечают, что при отсутствии поставок угля для нужд Криворожской и Приднепровской ТЭС, при текущем режиме работы, указанных запасов угля хватит только на 3 недели.

Относительно закупок заморского угля стоит отметить, что, например, из ЮАР, суда идут в украинские порты более месяца.  И это только морская дистанция пути угля. Следует учитывать, что обычно уголь контрактуется наперед, с поставкой через 50-60 дней. Можно, конечно, купить спотовые партии, которые уже есть в порту и их нужно только довезти. Однако такой уголь и стоить будет дороже.

1068 (2)

"Учитывая характер груза (навал) имеет смысл доставлять его крупными партиями - от 70 тыс.т. Соответственно, минимальный необходимый класс судна - Panamax (DWT до 80 тыс.т), далее Capesize (до 180 тыс.т), Newcastlemax (до 210-220 тыс.т) и Wozmax (250 тыс.т). Принимать суда с такой осадкой могут  только глубоководные порты Черноморск, Одесса и Южный. Причем, разгружать у причала Одесса и Черноморск могут только суда типа Panamax. Остальные суда могут разгружаться только в Южном, как самом глубоководном порту. И то, сейчас максимальная осадка в Южном ограничена 18,5м, и только на двух причалах. Этого достаточно для приема судов максимально типа Newcastlemax, а вот Wozmax уже придется частично разгружать на рейде, а потом подводить к причалу для полной разгрузки, что увеличивает стоимость перевалки", - комментирует ситуацию с доставкой угля морским путем консультант ЦТС-Консалтинг Андрей Исаев.  

Он отмечает, что в целом существующие мощности Черноморска и Южного, при текущей загрузке, могут дополнительно перевалить около 1 млн.т в месяц. Другое дело, что практически все свободные мощности принимают суда с осадкой 12м (Черноморск) и 14.5 м (Южный). А значит,  необходима разгрузка на рейде для крупных партий. И здесь вновь возвращаемся к вопросу об удорожании.

В ДТЭК отмечают, что импортный ресурс, в частности из ЮАР, - действительно единственная вероятная замена отечественного угля, но сроки поставок, как говорят  в компании, составляют не менее 80 дней. Здесь говорят, что на сегодняшний день у компании ДТЭК нет подписанных контрактов на поставку импортного антрацита. По текущим оценкам, стоимость импортного антрацита c доставкой сейчас находится на уровне 3000 грн/тонна, против 1730 грн за тонну угля украинской добычи. При этом, в случае выхода Украины на внешние рынки с целью закупки больших объемов антрацита, цены могут существенно вырасти. Такая реакция свойственна биржевой торговле.

В контексте морских поставок угля можно напомнить, что  осенью 2016 года под руководством  министра энергетики и угольной промышленности проводились совещания, где рассматривались варианты расширения возможностей портов по приему угля, на случай, если ухудшится ситуация с перевозками угля из временно оккупированных районов Донбасса. "Вопрос  ставился в плоскость: а готовы ли мы с точки зрения инфраструктуры к максимальной разгрузке судов с углем? Сколько порты могут разгрузить в месяц? Сможем ли мы перевалить весь этот уголь через все украинские порты? Нормальная рабочая мощность перевалки всех портов - около 450 тыс. тонн угля. Можно выйти где-то на 650 тыс. тонн угля", - отметил директор по логистике ДТЭК.

Но все же на этих совещаниях посчитали, что приблизиться к 1 млн тонн, который необходим для достижения минимально приемлемого уровня поставок, можно. Но для этого могут быть задействованы порты соседних стран, например, румынская Констанца. Все может быть выполнимо. Но стоить будет еще дороже. 

Читайте также Ричардс Бэй вместо Донбасса: как в Ильичевске разгружают первую партию угля из ЮАР