Ближневосточная авиакомпания flydubai, базирующаяся в международном аэропорту Дубай (ОАЭ), продолжает быстро расширять свою обширную сеть в СНГ. В 2013 сеть компании в регионе пополнится девятью новыми направлениями. По мнению аналитиков, быстрый рост компании на этом рынке будет в свою очередь сопровождаться экспансией «материнской» компании перевозчика – Emirates Airline, которая недавно также объявила о планах начать работу на украинском рынке с января 2014 года. Союз двух компаний, представляющих разные бизнес модели – лоу-кост перевозчика и традиционной компании – даст им возможность опередить конкурентов в борьбе за пассажира. В то время как постепенное приближение модели flydubai от низкобюджетной к гибридной позволит тандему расти за счет более платежеспособных путешественников.

Emirates присматривается к рынкам Рейс Дубай-Борисполь станет первым сервисом Emirates в Украину и всего третьим для компании в страны СНГ после направлений Москва (Домодедово) и Санкт-Петербург.

11 июля перевозчик объявил о том, что планирует запустить ежедневные рейсы по маршруту Дубай-Киев (Борисполь) с 16 января 2014 года. На маршруте будут использоваться самолеты AirbusA-340-500 в трехклассной компоновке.

Кстати, Emirates станет также  второй компанией в Украине, которая предоставляет места не только в эконом и бизнес, но и в первом классе. Первой такой компанией оказались Узбекские авиалинии, запустившие еженедельный сервис по маршруту Киев-Ташкент на самолете BoeingB-767-300.

До сих пор Emirates не была  очень активна на рынке СНГ – ее мощности здесь на данный момент ограничиваются примерно 15 700 кресел в неделю. Это не так много с учетом общего потенциала рынка пост-советских стран и суммарного количества мест в самолетах компании. Причем активность  сосредоточена в пределах двух крупнейших городов России.  Именно между Москвой и Санкт-Петербургом распределены сейчас упомянутые 15 700 мест компании: в московский аэропорт Домодедово она выполняет из Дубая два рейса ежедневно (один – на лайнере А380, второй – B-777-300ER), в питерский – также из Дубая ежедневный рейс на самолете А-330-200.

Но, по всем прогнозам, рынок полетов ОАЭ – страны СНГ в ближайшее время ожидает активный рост. По итогам 2013 года должно открыться 11 новых маршрутов, соединяющих Дубай и пост-советские страны, а в 2014 их будет еще больше. Предполагается, что большинство маршрутов будут запущены компанией flydubai, хотя ее конкурент, также базирующаяся в Дубае низкобюджетная AirArabia тоже нацелилась на развитие сети со странами СНГ.

Планы Emirates по запуску направления в Киев, на котором уже работает flydubai, говорят о том, что компания видит на этом маршруте достаточный спрос для использования на нем широкофюзеляжных лайнеров. При этом именно лоу-кост «дочке» принадлежит заслуга по «раскручиванию» направления и формирования на нем стабильного пассажиропотока.

Кстати, развитие рынка Киев-Дубай будет происходить также и по альтернативному варианту: flydubai сообщила, что рассматривает планы запустить второй ежедневный рейс из Киева, но только из аэропорта в Жулянах, а не Борисполя. Предположительно рейс будет запущен в сентябре 2013 года. Вполне возможно, что flydubai продолжит выполнять свой ежедневный рейс из Киева в Дубай наряду с Emirates. Дублирование маршрутов не в новинку для родственных компаний: такой их тандем уже сформирован на некоторых маршрутах на Ближнем Востоке.

Выполнение компанией Emirates ежедневных рейсов в Киев на 258-местном А340-500 позволит ей предложить суммарно около 3600 мест на маршруте в неделю. Это сделает ее 16 по величине перевозчиком (по объему мощностей в количестве посадочных мест) на украинском рынке. Таковы данные аналитического центра Innovata, рассчитанные с прогнозом на дату конца января 2014 года. Согласно этому же прогнозу, flydubai к этому времени станет восьмым крупнейшим перевозчиком на украинском рынке с предложением 8300 посадочных мест еженедельно.

Совместно же два перевозчика на январь 2014 года сформируют предложение в количестве чуть менее 12 тыс мест в/из Украины еженедельно. А это эквивалентно примерно 5% всего рынка международных перевозок страны (в измерении посадочных кресел). Что представляет собой огромный рост в сравнении с 1%, который группа имеет на украинском рынке сейчас.

Выполнение компанией Emirates ежедневных рейсов в Киев на 258-местном А340-500 позволит ей предложить суммарно около 3600 мест на маршруте в неделю. 

Этот 1% пока представлен только мощностями низкобюджетной flydubai – менее 4200 мест в неделю. Но количество удвоится, если осуществятся планы компании по запуску нового ежедневного рейса из аэропорта в Жулянах в сентябре, также как и намерения по запуску сервисов flydubai из Одессы и Днепропетровска два раза в неделю.

В итоге после расширения карты маршрутов из Украины flydubai будет выполнять 22 еженедельных рейса из шести украинских аэропортов – вместо 11 рейсов в неделю из трех аэропортов сейчас. Напомним, кроме Киева, компания также выполняет полеты по два раза в неделю в Донецк и Харьков.

Похоже на то, что пока flydubai продолжает запускать все больше новых направлений на рынке стран СНГ, Emirates присматривается к тем ее маршрутам, которые становятся достаточно емкими для обслуживания их более вместительными самолетами. Стоит заметить, что если первая компания оперирует парком узкофюзеляжных лайнеров, имея возможность осваивать маршруты с не очень высоким пассажиропотоком, то флот Emirates состоит исключительно из больших широкофюзеляжных самолетов. Ставить такие на новые «неоткатанные» маршруты почти всегда обозначает получение убытка в течение определенного времени.

Лоу-косты в авангарде Судя по всему, арабские низкобюджетные компании рассчитывают на завоевания значительной доли растущего рынка международных перевозок между странами СНГ и Ближним Востоком. В частности, речь идет о той же flydubai и ее конкуренте Air Arabia. Первая компания в настоящее время является крупнейшим лоу-кост перевозчиком ОАЭ (по количеству еженедельных мест). Хотя в отношении нее корректнее говорить все же о гибридной модели, особенно после недавнего заявления компании о том, что на борту самолетов Boeing 737-800 с октября этого года будет введен бизнес-класс. Согласно базе данных CAPA, в настоящее время flydubai владеет флотом из 30 самолетов В-737-800 и имеет заказы на поставку еще 21 в период между 2013 и 2016 годами.

Тут стоит кое-что прояснить. Как и Emirates, flydubai  была основана правительством Дубая и стала ее своеобразным региональным подразделением. Просто со временем стало очевидно, что Emirates не выгодно работать на коротких расстояниях – скажем, на маршрутах в пределах стран Персидского залива. Ориентируясь преимущественно на транзитных пассажиров, она предлагала совсем неудобное время вылета для тех путешественников, целью которых были прямые назначения. Компании с флотом меньшей вместимости формировали более частые вылеты и потому – гораздо более удобное расписание.

Пока flydubai работает на рынке СНГ независимо от Emirates. Но с запуском последней регулярных рейсов в Киев появится первый сегмент этого рынка, где компании работают вместе.

Сегодня на множестве направлений лоу-кост перевозчик фактически конкурирует с материнской компанией, причем часто случается так, что время вылета обеих компаний расположено довольно близко. Но также у flydubai есть рейсы, которые не обслуживаются Emirates – как правило, из-за наличия в ее флоте только широкофюзеляжных самолетов. Но переход flydubai к гибридной модели и появившаяся благодаря такому шагу возможность оперировать на некоторых рейсах Emirates на основании интерлайн-соглашений усиливает маршрутные сети обоих перевозчиков.

Пока flydubai работает на рынке СНГ независимо от Emirates. Но с запуском последней регулярных рейсов в Киев появится первый сегмент этого рынка, где компании работают вместе. Вероятно, такой сценарий станет более распространенным в будущем.

Страны СНГ в каком-то смысле – один из ключевых регионов для flydubai, здесь компания заняла целый ряд маршрутов, которые ранее не обслуживала Emirates. Подводя итоги 2012 года, лоу-кост перевозчик заявил об 285%-ном увеличении в годовом исчислении количества пассажиров на рейсах из стран СНГ и Восточной Европы. Пассажирский траффик в направлении этих же стран показал рост в 114% год к году. Отчасти это произошло благодаря тому, что значительная доля новых рейсов при расширении маршрутной сети компании в 2012 голу пришлась именно на рынки СНГ и Восточной Европы.

Если говорить в целом о рынке СНГ, то здесь flydubai оперирует на 14 маршрутах в/из 8 стран. Это около 18 000 кресел в неделю, или примерно 10% общей перевозной мощности компании. Но флот будет продолжать расти – этого однозначно потребуют планы по запуску во второй половине 2013 года шести новых маршрутов в СНГ. В частности, трех из России (Краснодар, Ростов и Волгоград) и трех из Украины (Киев-Жуляны, Днепропетровск и Одесса).

С учетом предстоящего расширения сеть flydubai в СНГ увеличится до 20 маршрутов в восьми странах. Также глава компании Гейт аль Гейт пообещал недавно и новые рейсы из Азербайджана, охарактеризовав рынок этой страны как «зрелый» и «важный» для перевозчика. Предполагается, что flydubai может начать выполнение рейсов из Габалы, Ганджи и Нахичевани.

Открытие дополнительных рейсов из Украины также будет логичным, учитывая размеры украинского рынка и темпы его роста. Скорее всего, flydubai, оценивая потенциал этого рынка,  будет тщательно мониторить свои результаты и заполняемость рейсов на маршрутах из Одессы и Днепропетровска, которые будут запущены 15 и 18 сентября этого года соответственно.

Тем не менее, основной трудностью и ограничением для развития практически во всех странах СНГ для арабского перевозчика будет зарегулированность рынков и наличие на них двусторонних ограничений. Одним из примеров является неудачная попытка flydubai выйти на рынок Казахстана. Второе заметное «белое пятно» для flydubai на карте ее маршрутной сети в СНГ – это, конечно, Москва. Правда, на этом маршруте уже конкурируют между собой Emirates, а также «Аэрофлот» и SriLankan Airlines.

Конкуренты наступают на крыло Арабская AirArabia, базирующаяся в Шардже, тоже уже присутствует на рынках СНГ и также, похоже, нацелена на активное расширение своего бизнеса здесь. Пока он ограничивается 11 направлениями в трех странах: это Алматы и Астана в Казахстане, Казань, Москва (Домодедово), Ростов, Уфа и Екатеринбург в России, а также Донецк, Харьков, Киев (Борисполь) и Одесса в Украине.

Помимо этого, на повестке у перевозчика в скором времени – новые маршруты в Ереван (Армения) и Львов (Украина). Начало полетов намечено на август и сентябрь этого года соответственно. Два маршрута компании в Казахстан являются уникальными с точки зрения арабской экспансии, поскольку ни flydubai, ни Emirates пока не удалось зайти на этот рынок.

Присутствие AirArabia на рынке СНГ пока ограничивается предложением в 9 200 кресел в неделю, что составляет 6% от ее суммарных перевозочных мощностей. Таким образом, сеть компании в СНГ в кресельном измерении пока существенно меньше, чем у flydubai (примерно в два раза). Хоть на направлении в Украину ее мощности немного превышают количество мест, предлагаемое земляком-конкурентом. Впрочем, ситуация поменяется после запланированного flydubai на сентябрь удвоения количества рейсов, выполняемых в Украину.

В любом случае вряд ли Air Arabia удастся развернуться в регионе также широко, как flydubai, поскольку ее лоу-кост модель замыкается на направлениях point-to-point (прямых маршрутах). В то время как гибридная модель flydibai позволяет ей выступать в качестве фидерного перевозчика для сети Emirates. Кроме того, рейсами flydibai пользуется большее количество бизнес-путешественников, чем рейсами Air Arabia – благодаря возможности стыковки в Дубае с рейсами Emirates. Причем с введением анонсированного бизнес класса на рейсах flydibai эта тенденция только закрепится.

В то же время компании из СНГ обслуживают незначительное количество маршрутов в направлении ОАЭ в сравнении с тем, сколько их имеют в своей сети арабские перевозчики. Сосредоточившись исключительно на Дубае, всего 8 авиакомпаний летают сюда на 8 маршрутах из стран СНГ. По мнению аналитиков, компаниям стран СНГ сложно конкурировать на таких маршрутах с арабскими перевозчиками, поскольку те могут предложить пассажирам огромную сеть за пределами Дубая.

По материалам CAPA – Centre For Aviation