В главном здании "Укрзализныци" на Тверской важный день - подписание договора с General Electric на поставку локомотивов. На входе охрана сверяет имена по спискам, просит предъявить документы. Мимо нас проходят трое парней в камуфляжной форме и винтовками на плече. Перед залом совещаний - еще один этап проверки. Рамка с металлоискателем, осмотр вещей, документы. В УЗ ждут важных гостей.

В небольшом зале в пятницу, 23 февраля, было не протолкнуться. Только прессы - более 50 человек. Члены правления УЗ, представители GE и "Укрэксимбанка", министр инфраструктуры Владимир Омелян, заместитель главы АП Дмитрий Шымкив, руководитель Офиса Национального инвестиционного совета Юлия Ковалив… список можно продолжать долго.

Вместе с охраной в зал заходит президент Петр Порошенко. За ним и.о. главы ПАО УЗ Евгений Кравцов, посол США Мари Йованович, и.о. главы GE Transportation Рафаэль Сантана. Все встают. 

- What a great day, - говорит Петр Порошенко.

Подробности контракта

Сотрудничество УЗ и GE рассчитано на 15 лет. Реализация проект оценивается в 1 млрд долл. Подписанный рамочный договор подразумевает модернизацию до 75 локомотивов, а также поставку до 225 локомотивов GE серии Evolution до 2034 года и их долгосрочное техническое обслуживание.

Ожидается, что на первом этапе сотрудничества будет поставлено 30 грузовых дизельных локомотивов GE ТЭ33А. Уровень локализации составит 10%.

Стоимость первой партии локомотивов оценивается в 140 млн долл. (с НДС). Приобретение осуществляется на условиях финансового лизинга через "Укрэксимбанк", с гарантиями американского City Bank. 

Первые поставки должны начаться уже осенью этого года и завершиться до конца первого квартала 2019 года. На втором этапе сотрудничества предполагается увеличить уровень локализации производства до 40%. “Это эпохальная дата для УЗ, - говорит Евгений Кравцов. - За все годы независимости Украина купила всего восемь тепловозов”.

Предположительно, производство будет на базе Крюковского вагоностроительного завода. Директор по инвестполитике и стратегическому развитию "Укрзализныци" Антон Саболевский, ранее комментировал это так: "Одной из причин отказа GE работать с предприятиями УЗ стало то, что последние специализируются, в основном, на ремонте, а не на производстве локомотивов, а одно из рассмотренных предприятий - Днепропетровский ЭСЗ - вообще находится в неудовлетворительном состоянии. GE был важен опыт производства, а по оснащению КВСЗ сильно опережает другие украинские предприятия".

Изначально речь шла о том, что локомотивы будут поставляться с завода General Electric в Казахстане. Мощности завода недозагружены, и заказы из Украины существенно помогли бы производителю. Но, поскольку партнером GE в Казахстане выступает российская компания "Трансмашхолдинг", которая находится под санкциями в Украине, в ходе переговоров было принято решение, что локомотивы будут поставлять с завода в Пенсильвании (США).

История подписания

Меморандум о сотрудничестве ПАО "Укрзализныця" и General Electric был подписан еще в июле 2016 года. Правда тогдашний глава УЗ Войцех Балчун отмечал, что речь идет, в первую очередь, о модернизации локомотивов. "Это прежде всего модернизация… Я уверен, что благодаря сотрудничеству с GE мы сможем ускорить эти процессы и построить экономически эффективный парк машин. Нам предстоят переговоры о направлениях модернизации, в том числе с другими производителями", - заявлял он.

В период с сентября по декабрь 2016 года УЗ тестировала локомотив GE TЭ33А на Одесской железной дороге. После проведенного анализа поездок в ж/д компании отметили, что к основным преимуществам тепловоза можно отнести: улучшенные тяговые характеристики, увеличенный межремонтный период, меньший расхода топлива, наличие электродинамического тормоза и др.

Уже в январе 2017 года General Electric подтвердила свою заинтересованность в долгосрочном стратегическом партнерстве с УЗ, о чем сообщал секретарь Национального инвестиционного совета Борис Ложкин. В августе 2017 года GE и УЗ подписали еще один документ - в этот раз письмо о намерениях сторон по модернизации и постройки новых локомотивов. 

В октябре 2017 года был проведен еще один раунд переговоров с участием президента Петра Порошенко, потом премьер-министром Владимиром Гройсманом, в результате которых была достигнута договоренность о подписании рамочного договора между GE и УЗ, который предусматривает производство и модернизацию локомотивов с локализацией.

Реальность рынка

Из года в год, особенно в пиковые месяцы нагрузок на ж/д инфраструктуру, собственники грузов жалуются на нехватку локомотивной тяги, вследствие чего срываются поставки. Частные компании уже неоднократно выражали свое мнение, что УЗ должна инвестировать средства прежде всего в тягу и инфраструктуру, а не в вагоны. 

В компании "Лемтранс" отмечают, что подписание - это важный шаг, однако, заметного эффекта в целом такая мера не окажет. "Не надо забывать, что на сегодняшний день потребность железных дорог в обновлении локомотивов составляет более 90%. В этом проблема. И это является одной из главных причин ограниченной пропускной способности железнодорожной сети. Либерализация рынка тяги и привлечение частного капитала - инструмент в решении вопроса износа локомотивного парка", - говорят в компании. 

Согласно данным УЗ, на начало января 2017 года парк локомотивов насчитывал 3871 ед. Из которых, электровозов - 1720 ед. (в эксплуатации - 1061 ед., неисправных - 509 ед., запас резерв - 150 ед.); тепловозов - 2151 ед. (в эксплуатации - 1017 ед., неисправных - 984 ед., запас-резерв - 149 ед.). Магистральных грузовых тепловозов из этого числа - 609.

При этом износ парка электровозов составляет 93%, а тепловозов - 99,8%. 

"У "Укрзализныци" нет дефицита тепловозов - есть дефицит отремонтированных тепловозов. Нам нужны двухсистемные грузовые электровозы, которые позволят повысить эффективность грузовых перевозок - увеличить вес составов, увеличить плечи обслуживания локомотивов, увеличить оборот вагонов, повысить скорость перевозок и снизить потребление электроэнергии", - отмечает Александр Кава.

В свою очередь, в УЗ отмечают что покупать электровозы также планируют и сейчас ведутся переговоры с потенциальными поставщиками.

Читайте также Казахский американец: как локомотив General Electric показал себя на Прикарпатье