Евросоюз давно закрепил за собой имидж новатора в транспортной сфере, особенно в авиационной и железнодорожной отрасли. Теперь Брюссель решил пойти еще дальше – и повернуть развитие транспорта в совершенно новом направлении, стремясь, по словам еврокомиссара Сийма Калласа, "заменить сегодняшнюю транспортную мозаику действительно европейской сетью", которая станет основой для дальнейшего развития и процветания ЕС.

Читайте также В Европе к 2020 году введут единый железнодорожный билет - прогноз

Так, в октябре этого года Еврокомиссия утвердила новую стратегию развития транспортной инфраструктуры на 2014 – 2020 годы, направленную на создание Трансъевропейской транспортной сети (TEN-T). Подобного рода радикальных изменений общеевропейская политика в сфере транспорта не испытывала со времени начала ее воплощения в 1980-х годах.

Причиной такого поворота послужило стремительное расширение объединения в течение двух последних десятилетий, в результате чего количество членов ЕС увеличилось с 12 до 28 стран. Особых масштабов данный процесс достиг в середине 2000-х, когда в объединение было принято 12 новых членов, преимущественно стран Центрально-Восточной Европы. Вследствие этого транспортная инфраструктура Евросоюза оказалась разобщенной и неравномерно развитой, особенно по оси "восток – запад".

Читайте также Поезд как символ независимости: почему тормозит флагманский железнодорожный проект Евросоюза

Цель оправдывает средства Лейтмотивом новой стратегии является стремление соединить новичков ЕС со старыми членами надежными и современными путями сообщения. На начальном этапе планируется, среди прочего, наладить Единую европейскую систему управлением воздушным движением, Европейскую систему управления железнодорожным движением. С этой целью будет инвестировано 26 млрд евро. Эти средства станут своего рода стартовым капиталом для притока будущих инвестиций. По предварительным оценкам, для реализации стратегии потребуется привлечь 250 млрд евро.

Для преодоления инфраструктурного дисбаланса на территории Евросоюза будут созданы девять мультимодальных коридоров, которые по географическому признаку принято делить на несколько групп: три коридора "восток – запад" и два коридора "север – юг", а также четыре диагональных коридора.

Независимо от направления каждый транспортный коридор должен совмещать в себе минимум три вида транспорта, соединять три государства и иметь две трансграничные секции. Показательным примером является коридор Рейн – Дунай. Если ранее Еврокомиссия акцентировала внимание на развитии только речного судоходства на данном маршруте, теперь же – не только на нем, но и на автомобильном, и железнодорожном сообщении.

Также в стратегии учтены географические особенности членов ЕС. Прежде всего, речь идет о необходимости соединения континентальных государств (Австрия, Венгрия, Словакия, Чехия) с портами Северного, Балтийского, Средиземного и Черного морей. Кроме того, особое внимание уделяется налаживанию сообщения с островными государствами Евросоюза – Кипром (Средневосточный коридор) и Мальтой (коридор Скандинавия – Средиземное море).

К 2050 обновленная транспортная сеть соединит 94 морских и речных порта, 38 ключевых аэропортов и позволит обновить 15 тысяч км железных дорог, наладив на них скоростное движение.

Следует отметить, что транспортный коридор представляет собой достаточно сложную систему, включающую не только несколько видов транспорта, но и несколько ответвлений от ключевой магистрали. Кроме того, указанные девять мультимодальных коридоров станут в дальнейшем основой для развития инфраструктуры ЕС. Планируется, что члены объединения будут развивать внутреннюю транспортную инфраструктуру на базе сети TEN-T.

В результате реализации данной стратегии большинство граждан ЕС к 2050 году будут тратить не более 30 минут на путешествие, а обновленная транспортная сеть соединит 94 морских и речных порта, 38 ключевых аэропортов и позволит обновить 15 тысяч км железных дорог, наладив на них скоростное движение.

Коридоры "восток – запад" Главным приоритетом в развитии сети TEN-T является направление "восток – запад", включающее в себя три коридора: Северное море – Балтика; Средиземноморский и коридор Рейн – Дунай. Особый акцент на развитии оси "восток – запад" объясняется вышеуказанной спецификой расширения ЕС. 

Коридор Северное море – Балтика является самым северным в TEN-T и преследует цель соединить, прежде всего, порты восточного побережья Балтийского моря с портами Северного моря. Таким образом, данная транспортная артерия будет проходить через восемь стран (Финляндию, страны Балтии, Польшу, Германию, Нидерланды и Бельгию). Важным железнодорожным проектом, который сейчас реализуется на этом направлении, является Rail Baltica. Кроме морских портов и железных дорог, данный коридор предполагает развитие автодорог, речных водных путей и каналов (Бельгия, Германия, Нидерланды), а также паромных перевозок (между Финляндией и Эстонией). 

Средиземноморский коридор, наоборот, является самым южным. Его цель – соединить средиземноморские страны (Испанию, Францию, Италию, Словению, Хорватию) с континентальной Венгрией (до границы с Украиной). Главным образом, коридор состоит из автомобильных и железнодорожных магистралей, соединяющих морские порты Испании, Франции и Италии. Прежде всего, реконструкции подлежат железные дороги на отрезках Лион – Турин и Венеция – Любляна. 

Коридор Рейн – Дунай должен соединить с помощью главной водной артерии Европы, а также автомобильных и железных дорог, проходящих вдоль нее, пять государств Евросоюза: Германию (южную часть), Австрию, Словакию, Венгрию и Румынию. Данный коридор также доходит до украинской границы – возле румынской Тульчи. Это, в свою очередь, может негативно отобразиться на развитии дунайских портов Украины, которые и без того переживают непростые времена.

К направлению "восток – запад" можно отнести и четыре диагональных коридора: Балтика – Адриатика, Северное море – Средиземное море, Средневосточный (от Германии до Греции и Кипра) и Атлантический коридоры. Они также должны соединить центр (старые члены) и периферию (новички) объединения. Кроме того, диагональные коридоры дополняют направления "восток – запад" и "север – юг".

Отметим, что первые три диагональных коридора соединят по диагонали Средиземноморский и коридор Северное море – Балтика. В этом контексте немного выделяется Атлантический коридор, который соединит Иберийский полуостров (запад) с Францией и Германией (восток). 

Коридоры "север – юг" Несмотря на важность направления "восток – запад", коридоры "север – юг" играют важную роль в будущей европейской транспортной сети. Они, прежде всего, укрепят связь между старыми, экономически более развитыми членами ЕС.  

Коридор Скандинавия – Средиземное море является исключительно важным для экономики ЕС. Его цель – соединить основные города и порты Скандинавии и Северной Германии с индустриальными центрами Южной Германии, Австрии и Северной Италии, а также с портами Италии и с островной Мальтой. 

Коридор Рейн – Альпы должен улучшить сообщение на одном из самых важных грузовом маршруте Европы, соединив порты Северного моря (Роттердам и Антверпен) с бассейном Средиземного моря (Генуя). Особенностью данного коридора является то, что он проходит через Швейцарию, которая не является членом ЕС.

Читайте также Коридор TRACECA: последняя надежда на транзит