Кабинет первого заместителя министра традиционно расположен на пятом этаже министерства. Евгений Кравцов говорит, что ничего в нем не менял, сейчас не до этого, разве что убрал телевизор. Всего за год юрист по образованию стал железнодорожником (именно так он чаще всего называет себя в разговоре), теперь Евгению Кравцову предстоит разобраться и в остальных направлениях транспорта. Новая структура МИУ подразумевает, что первый заместитель будет курировать реформирование всех отраслей. Отвечая на вопрос, как он будет справляться с этим, говорит, что задача министерства – реализация государственной политики, а не управление какой-то из отраслей. "Я не хочу управлять Укравтодором – для этого есть менеджмент. Я должен провести реформы".

Всего за год Вы от советника руководителя УЗ доросли до заместителя министра инфраструктуры. У вас стремительная карьера. Благодаря чему Вам это удалось?

Я просто делал свою работу и, видимо, делал ее неплохо. Конечно, из запланированного удалось не все, но на это есть объективные причины. Если сравнить железнодорожную отрасль с любой другой, то было сделано немало. Моя работа была оценена достойным образом, и это приятно.

Как далеко Вы видите себя в государственном секторе?

Когда я приходил работать советником в УЗ, у меня был четкий план: провести корпоратизацию, показать конкретный результат и вернуться в бизнес. Я был и остаюсь юристом, хотя я уже и железнодорожник. В прошлом году у меня была возможность вернуться в бизнес, но я решил попробовать себя в госпредприятии, и мне даже удалось им какое-то время руководить. Когда я исполнял обязанности руководителя УЗ, я говорил, что моя основная цель - сохранить вектор реформ предприятия до прихода постоянного руководителя. У меня не было амбиций, о чем я откровенно говорил, и я не планировал идти на конкурс на должность главы правления и на то время не планировал идти в министерство.

Я был и остаюсь юристом, хотя я уже и железнодорожник.

А как долго Вы планируете оставаться в госсекторе?

Как минимум - на время каденции Министра инфраструктуры Владимира Омеляна. Он оказал мне огромное доверие, возложил на меня большой кусок очень ответственной работы и, разумеется, я не подведу его и не оставлю. 

Войцех Балчун не предлагал Вам занять место в Правлении УЗ?

На момент проведения конкурса мне уже поступило предложение от министра. С Войцехом у нас отличный диалог - мы будем совместно работать, потому что на этапе реформирования предприятия очень важен симбиоз между курирующим отрасль госорганом, лицом ответственным за реформы и самим предприятием, где эти реформы происходят. Последний год я отвечал за изменения в УЗ и знаю, как никто, насколько важно такое сотрудничество. МИУ и УЗ должны идти в ногу, тогда многие процессы будут происходить быстрее. Между МИУ и УЗ весь прошлый год была прекрасная коммуникация, но уверен, что в этом году с текущим форматом команды этот процесс только улучшится.

 Читайте также Дело не только в деньгах: Войцех Балчун о том, почему согласился руководить УЗ

Какие задачи перед Вами поставил Владимир Омелян?

Если говорить по функционалу – это сектор реформ. Я постараюсь получить тот же эффект, которого мне удалось достичь в железнодорожной отрасли. Назначение независимого профессионала с хорошей репутацией на должность председателя правления -  это результат моей работы в прошлом году. В других отраслях я постараюсь добиться точно таких же эффективных результатов в части реформ. Это в отношении глобальных философских вопросов. Если говорить более конкретно, то у меня есть базовые KPI по каждому из направлений: УЗ, Укрпочте, морской отрасли, авиации, дорожному хозяйству. 

Всех интересует, как Вы будете вытягивать на себе все отрасли? В министерстве полностью изменилась структура работы - с отраслевой на функциональную.

Если открыть положение о министерстве, то там написано, что его функции - это реализация государственной политики, а не управление морской или автодорожной отраслью. Я не хочу управлять Укравтодором – для этого есть менеджмент. Я должен провести реформы.

У Вас будут какие-то советники?

Мы планируем сформировать крупный проджект-офис. Крупнее того, что был в прошлом году. Надеюсь, что нам удастся привлечь несколько десятков квалифицированных специалистов. Я надеюсь, что благодаря тем специалистам, которые остались в МИУ, (команда аналитиков, которую набирал бывший министр инфраструктуры Андрей Пивоварский. - ЦТС) и благодаря тем людям, которые есть внутри министерства, мы сформируем хорошую команду. На переходный период доноры готовы спонсировать проджект-офис, но через год он уже должен работать в самом МИУ, в его теле. Вопрос нужно решить комплексно.

Я не хочу управлять Укравтодором – для этого есть менеджмент. Я должен провести реформы.

Вы будете продолжать сотрудничать, к примеру, с US Treasury?

Это один из приоритетных KPI. На сегодняшний день мы очень плотно сотрудничаем с такими донорами как Европейская комиссия, ЕБРР, ЕИБ, Мировой Банк, US Treasury. С их стороны очень пристальное позитивное внимание. Не секрет, что сейчас есть большая проблема в части низких заработных плат в министерстве. В прошлом году из этой ситуации частично удавалось выходить благодаря донорской помощи. Есть очень хорошая программа помощи от Еврокомиссии. Эксперты проводят анализ работы министерства и дают рекомендации, какие нужно внести изменения в работу. И если изменения принимаются, то уже на обновленную форму работы через Минфин выделяются средства на повышения уровня заработной платы для специалистов. Я надеюсь, что это будет возможно уже к осени. 

Расскажите, что собой будет представлять национальная стратегия развития транспорта?

Я не питаю иллюзий и понимаю, что с очередной сменой правительства мы с Вами уже можем не встретиться в этом кабинете. Я вполне могу вернуться в бизнес, у меня всегда есть такая возможность. Но в министерстве должна быть институциональная память и преемственность. Необходимо, чтобы с приходом нового правительства или обновленной команды, как сейчас, в каждом направлении был четкий план действий. Это один из ключевых вопросов - в транспортной отрасли должен быть задан вектор развития, чтобы все кто будет работать после нас понимали куда нужно двигаться, передавая друг другу эстафетную палочку, а не начиная все сначала.

О векторе развития говорил еще Андрей Пивоварский. И по-моему мнению, эти векторы были заданы...

Андрей Пивоварский уже начал делать эту работу. Как грамотный менеджер он понимал, что должно быть системное развитие. Сегодня у нас ситуация лучше, чем была год назад. Есть определенная отработанная база, многие участники команды уже понимают, куда им двигаться. Для меня лично, разработка транспортной стратегии - это один из основных приоритетов. Стратегия будет трехэтапная: 2016-2020 гг, 2020-2030 гг, 2030-2050 гг. Еврокомиссия выделила на ее разработку средства, была нанята международная консалтинговая компания Dornier, которая специализируется в области транспорта. С ними уже подписан контракт. Активная фаза работы началась незадолго до нашего прихода в МИУ. Я понимаю, что всем нужны quick wins, особенно политические, но реформы не делаются быстро. 

Во второй части интервью с Евгением Кравцовым - о сроках реформирования железнодорожной отрасли, повышении зарплат в УЗ, создании Морской администрации и конфликте интересов в Укравтодоре.

Читайте также Владимир Омелян: я отдаю себе отчет, что это не какой-нибудь startup