В начале октября чешская частная ж/д компания Leo Express объявила о начале своей деятельности в Украине. Оператор на своем сайте разместил на карте сети два новых города – Ужгород и Мукачево. Впрочем, пока речь не идет об отправке фирменных черных поездов Stadler Flirt с железнодорожных вокзалов Украины. Leo Express лишь запустила собственный автобусный рейс по маршруту Мукачево – Ужгород – Кошице (Словакия), который стыкуется с поездом Кошице – Острава – Прага. Таким образом, украинцы получили еще одну возможность довольно быстро, дешево и удобно добраться до столицы Чехии (цены анонсировались на уровне 21 евро), а LeoExpress расширил географию своего бизнеса. Наша страна стала четвертой в списке LeoExpress, после Чехии, Словакии и Польши.

Надо отметить, что чехи совершили довольно рискованный шаг, зайдя в Украину. Их не остановили ни экономические проблемы, ни военный конфликт на Донбассе. Немного странно для инвестора из благополучной Европы. Однако если взглянуть на историю LeoExpress и его руководителя Леоша Новотного, то становится понятно, что такой рискованный шаг вполне соответствует духу компании.

Компания LeoExpress начала работать три года тому назад на рынке страны с населением всего 10 млн человек и где уже велась конкуренция между государственным оператором České dráhy и частным RegioJet. Но это не остановило Леоша Новотного. Сейчас он думает расширять деятельность своей компании не только в Украине.

Читайте также Как чехи пробивают транспортные коридоры в Украину (блог)

Леошу Новотны 30 лет, родом он из городка Угерске-Градиште. Здесь его отец основал компанию по производству замороженных продуктов, поэтому, что такое бизнес Новотны знает еще с детства. С 15 лет он начал работать на фирме отца, затем учился в Университете Варвика. Несколько лет Леош Новотны работал в инвестиционных банках в Лондоне, Вене, Москве. А в 2009 году, когда ему было 24 года, решил создать Leo Express. Всего три года спустя на железных дорогах Чехии появились фирменные черные поезда.

Несколько лет подряд Leo Express терпел убытки. Если в 2013 году они составляли около 5,7 млн долларов, то в нынешнем году дела пошли вверх. Об этом говорят цифры. Так, за первое полугодие 2015 года года доход увеличился до 5,4 млн долларов, годом ранее этот показатель был равен 3,7 млн долларов, а убытки снизились до 1,6 млн долларов (в первом полугодии 2014 года были на уровне около 2,7 млн долларов).

Почему LeoExpress начал работать именно в украинском Закарпатье? Это вызвано экономическими или историческими причинами?

У нашей компании есть миссия: сделать путешествие на поезде в Центрально-Восточной Европе наилучшим способом перевозки пассажиров. Поэтому мы постепенно укрепляем нашу маршрутную сеть и предоставляем исключительные услуги, запуская автобусы и поезда во все места, где люди нуждаются в путешествиях. Транспорт является основой экономики и его высокое качество ускоряет экономический рост. Мы видим положительные результаты у частных автобусных и железнодорожных перевозчиков, уже работающих на главных коридорах Чехии и Словакии, и мы бы хотели распространить их и на другие линии и регионы в странах региона. Закарпатье имеет нами общую историю и мы приветствуем на борту каждого пассажира, который ценит свое время и хочет тратить его с удобствами: бесплатным подключением к сети Wi-Fi, питанием, напитками и фильмами.

В сети оператора в 2015 году появилось два украинских города - Ужгород Мукачево

Вы заинтересованы в расширении деятельности в других городах Украины, кроме Ужгорода и Мукачево?

Мы анализируем и другие возможности для дальнейшего расширения наших линий в Украине. В данный момент мы рассматриваем несколько вариантов.

Таким образом, Украина стала четвертой страной, где работает LeoExpress. Вы планируете покорять другие страны?

Наша концепция перевозок, поезда со стюардами и высоким качеством услуг, привлекает множество людей во всем мире. Мы не только активно ищем интересные рынки, но также участвуем во многих дискуссиях о будущем общественного транспорта. Есть несколько вариантов, куда мы можем расширяться в дальнейшем, однако наши амбиции определены, по меньшей мере, регионом (Центрально-Восточная Европа – ред. ЦТС).

"Закарпатье имеет с нами общую историю" 

В Чехии и Словакии LeoExpress оперирует поездами преимущественно на маршруте Прага – Острава – Кошице. RegioJet и Чешские железные дороги (České dráhy) имеют больше железнодорожных маршрутов. Будет ли LeoExpress расширять свою сеть в этих странах?

На самом деле это не так. Мы осуществляем больше рейсов, чем RegioJet, поскольку у нас также есть линия из Праги в Южную Моравию. České dráhy являются государственной монополией, их услуги устанавливаются и финансируются государством и местными муниципалитетами. Мы работаем на маршрутах, полагаясь на наш собственный коммерческий риск – без каких-либо дотаций от государства. Поэтому, как только государство перестанет дотировать České dráhy на линиях, где мы работаем (как это происходит сейчас), и будет обеспечивать одинаковые и справедливые условия для всех перевозчиков, работающих на железных дорогах – мы будем готовы открыть другие маршруты. В настоящее время мы усиливаем нашу сеть преимущественно путем запуска автобусных маршрутов и различных услуг по схеме "дверь-дверь" в Чехии, Словакии и с недавних пор также в Украине. Мы сосредоточены на конкретных регионах вдоль нашего главного коридора (Прага – Острава – Кошице – ред. ЦТС).

Новотны было 24 года, когда он решил создать собственную железнодорожную компанию. В 27 он запустил первый поезд.

LeoExpress оперирует поездами и автобусами. Планируете ли вы запускать другие услуги, например, городской общественный транспорт или авиаперелеты?

Мы считаем себя оператором 21 века. Это означает, что мы гибко реагируем на пожелания наших клиентов. Прежде всего, мы видим рынок – людей, которым необходимо куда-нибудь поехать. Тогда мы ищем наиболее удобный и эффективный путь, как их доставить туда. Мы не считаем себя исключительно железнодорожным или автобусным оператором. Мы стремимся быть гибким и надежным партнером для современных путешественников. Мы хотим быть оператором от двери до двери, используя самые быстрые и самые комфортные средства передвижения для того, чтобы доставить вас к вашей двери, гарантируя услуги высшего уровня, неважно, пользуетесь ли вы нашим автобусом или поездом.

"У нас EBITDA намного выше, чем обычно – например, мы обгоняем Arriva на 20%"

Финансовые показатели за два года демонстрируют, что LeoExpress терпит убытки. Какие меры вы предпринимаете для того, чтобы сделать ваше предприятие прибыльным?

Наш первый год, благодаря незаконной демпинговой практике нашего государственного конкурента (České dráhy – ред. ЦТС), был вполне ожидаем по показателям. Но после первого года нашей деятельности мы также имели положительный показатель EBITDA, который увеличивался самыми быстрыми темпами в Европе среди всех частных операторов. Когда вы сравните этот показатель с другими игроками на рынке перевозок, у нас он намного выше, чем обычно – например, мы обгоняем Arriva на 20% (транспортная компания, контролируемая Deutsche Bahn – ЦТС). Необходимо осознавать, что мы являемся крупным стартапом и наш проект не рассчитан на "горячие деньги", которые появятся после первого месяца. Наша миссия заключается в изменении общественного транспорта. Нам удалось завоевать доверие клиентов, а также банков и инвесторов, и сегодня мы растем необычайно быстро. В первом полугодии 2015 года наш оборот увеличился на 45%, а показатель EBITDA – более чем в три раза.

Ставка на комфорт пассажира позволяет компании вести конкуренцию одновременно и с чешским государственным оператором и частной Regiojet

Расскажите о себе. Интересовались ли вы железной дорогой до запуска LeoExpress?

Я интересовался проектами, которые могут изменить качество нашей жизни. Общественный транспорт является одним из них. Если нам удастся сделать его более удобным, предложить лучшие услуги и сохранить цену на том же уровне, нам удастся вернуть людей к нему. Мы убедим их бросить автомобили, и это пойдет на пользу и им, и окружающей среде. Это то, что привело меня к идее изменить качество услуг на железной дороге, а затем на автобусах и других видах транспорта.

Почему вы решили создать железнодорожный бизнес? Вы не разочарованы в выборе?

Я доволен своим выбором и никогда не откажусь от него. Я уверен, что мы являемся лидером по перевозкам будущего. Это может занять не один день или неделю, но мы уже доказали, что изменить железные дороги и другие виды общественного транспорта возможно, и что люди только выиграют от этого.

Где вы взяли начальный капитал для открытия железнодорожной компании?

Наш проект финансируется из различных источников. Когда мы представили нашу бизнес-модель банкирам, они охотно предоставили нам средства. Поэтому огромная часть начального капитала пришла от банков. Остальная – от частных инвесторов, которые верят и поддерживают изменения, которые мы начали.

Что бы вы хотели пожелать украинцам?

Это может звучать странно, но я желаю вам улучшения услуг, предоставляемых общественным транспортом. Это способствует более частым путешествиям, которые сближает людей. Без сомнений, это также помогает ускорить экономический рост. Мы наблюдаем этот эффект на каждом маршруте, где мы оперируем нашими поездами и автобусами.

Leo Express использует поезда Flirt швейцарского производителя Stadler